Под потребностями психологическая наука понимает то, в чем нуждается человек, без чего он не может нормально существовать и развиваться. Именно нужда, испытываемая в чем-либо человеком, побуждает его к деятельности, направленной на удовлетворение возникшей потребности. Кроме материальных вещей, непосредственными побуждениями к человеческой деятельности могут быть различные идеальные силы: влечения, стремления, желания, интересы, чувства, мысли, долг. Однако в основе своей они имеют неосознанные или осознанные потребности.

В социалистическом обществе основная цель производства – удовлетворение непрестанно растущих материальных и культурных потребностей. Число их необычайно велико. К тому же они постоянно меняются: одни исчезают, другие остаются, третьи возникают вновь. Изменяются также и форма удовлетворения потребностей, и средства, которыми оно достигается.

Основная закономерность развития общественных потребностей своеобразно преломляется в жизни каждого отдельного человека.

Одно из противоречий действительности заключается в том, что самое совершенное из всех живых существ на земле – человек – рождается на свет самым беспомощным и не приспособленным к самостоятельному существованию. Жизнь и развитие новорожденного целиком зависят от того, в какой мере его родители и другие окружающие его люди смогут обеспечить удовлетворение его потребностей.

Первоначально круг их невелик. Это в основном органические потребности, от удовлетворения которых зависит сохранность организма: длительный сон (до 23 часов в сутки), регулярное (то есть через определенные промежутки времени) питание грудным молоком и гигиеническое содержание тела. Если мать по какой-либо причине задержится с кормлением новорожденного, он сам напомнит ей об этом плачем или же кряхтением даст понять о том, что у него намокли пеленки. Так еще задолго до развития сознания по поведению новорожденного можно судить о его потребностях.

К моменту рождения ребенка его центральная нервная система и органы чувств еще недостаточно созревают, о чем можно судить по его беспорядочным движениям, бессмысленному и бесцельному блужданию глаз, по тому, что он не поворачивает головки в сторону голоса или звучащего предмета. Об этом же свидетельствует и длительный сон ребенка, благодаря которому его центральная нервная система защищается от обилия непосильных для нее раздражений – света, звуков, запахов, различных прикосновений к телу ребенка и т. д.

Но созревание нервной системы идет довольно быстро. К концу первого месяца жизни продолжительность сна ребенка сокращается до 20 часов в сутки. В дальнейшем период бодрствования младенца неуклонно возрастает, и он становится способным к восприятию все большего количества впечатлений из окружающего мира. Глаза ребенка начинают все дольше задерживаться на разных предметах и лицах, он уже поворачивает головку в сторону голоса или звучащего предмета.

На его лице появляется улыбка узнавания при разглядывании лица матери или отца. Младенец прислушивается к звукам еще незнакомой ему речи, поющего голоса или звучащего музыкального инструмента. Движения его рук становятся также более упорядоченными, и он пытается удержать или захватить игрушку или другой какой-нибудь легкий предмет.

С этого начинается знакомство ребенка с окружающим миром, его познавательная «деятельность», которая становится важнейшей потребностью ребенка, свидетельствующей о начале умственного развития. Одновременно у ребенка возникает потребность в общении с окружающими его людьми – родителями, родственниками и воспитателями. Улыбкой и быстрыми движениями рук и ног ребенок выражает удовлетворение, когда близкие ему лица играют или разговаривают с ним в часы бодрствования, и плачет, если они исчезают на более или менее продолжительное время.

Используя эти новые потребности ребенка, уже неорганические, а общественные в собственном смысле слова, родители и воспитатели должны их развивать. Наиболее легкий и доступный для маленького ребенка путь общения со взрослыми и познания с их помощью внешнего мира – это игра, которая уже с первых месяцев жизни ребенка и до начала его обучения в школе становится неотъемлемой потребностью ребенка, своеобразной формой его жизнедеятельности.

Игре ребенка сопутствует игрушка. Вначале это маленькие подобия людей и животных, сделанные из резины, пластмассы или дерева, окрашенные в однотонные или пестрые цвета, или же погремушки и другие мелодично звучащие игрушки. Показывая игрушки, заставляя их звучать, можно развивать зрительное и слуховое восприятие ребенка, его способность к различению формы и цвета предметов. Когда ребенок начинает брать игрушки в руки, удерживать их, размахивать ими, у него развивается и осязание – ощущение поверхности и формы предметов посредством их ощупывания.

Познавательная деятельность ребенка начинает усиленно развиваться с того момента, как он начинает понимать речь взрослых (с 8 месяцев), а в особенности, когда сам начинает говорить (на втором году жизни). Потребность в речи, в произнесении слов с этого времени становится ведущей потребностью ребенка, овладевающего важнейшим средством общения, свойственным только человеку.

Теперь становится возможным нравственное воспитание ребенка, разъяснение ему основных правил поведения, понятий о хороших и дурных поступках, воспитание положительных и преодоление отрицательных нравственных чувств – начало пути к воспитанию высших потребностей человека.

Ребенок, растущий и воспитывающийся в семье, становится невольно центром притяжения всех ее членов. Маленькое и беспомощное существо естественно привлекает к себе любовь и заботливое отношение родителей, старших братьев и сестер и других членов семьи. Маленькое «чудо природы» охотно демонстрируют гостям, отмечая все достижения и необыкновенные способности его в различении разных предметов, в слушании пения и музыки и даже в попытках танцевать под музыку.

Такая система воспитания может породить и повышенную требовательность ребенка к окружающим его людям. Ребенок, уже самостоятельно передвигающийся по комнате или по квартире, разговаривающий со взрослыми, хочет по-прежнему быть в центре внимания окружающих его людей, требует, чтобы каждая его просьба исполнялась немедленно, чтобы все лучшее, что есть в семье, отдавалось ему.

Подобный эгоцентризм (ощущение себя в центре внимания семьи, общества) сочетается с эгоизмом (себялюбием), который проявляется в том, что у маленького ребенка на первом плане стоят его личные потребности и интересы, что он не желает считаться с другими людьми.

Приведу пример из жизни хорошо мне знакомой семьи. Маленький Вася, четвертый ребенок в семье, со дня рождения стал общим любимцем. Все члены семьи в нем души не чаяли, без конца задаривали его лакомствами и игрушками. К трем годам Вася превратился в «деспота» и «тирана» всей семьи. Избалованный всеобщим вниманием, привыкший к тому, что все его просьбы охотно исполнялись (вкусные лакомства, интересные игрушки отдавались прежде всего ему), Вася при малейшем нарушении этого правила поднимал истошный рев, катался по полу, царапался и кусался к огорчению и отчаянию всей семьи.

Причина такого ненормального поведения трехлетнего ребенка заключалась в том, что родные не переменили своей системы обращения с ним, когда с ним можно было уже о многом договориться. Если бы вполне понятливому Васе спокойно объяснили, что все другие члены семьи должны пользоваться таким же вниманием и заботой, каких он требовал для себя одного, что он сам обязан уделять больше внимания и любви остальным членам семьи, и практически воспитывали бы в нем такие чувства, не было бы этой «войны» Васи с родными.

И действительно, когда коренным образом была изменена обстановка в семье и когда мальчику разъяснили постыдный и вредный характер его поведения, Вася через некоторое время вошел в привычную колею семейной жизни, начал внимательно относиться к родителям, старшим сестрам и брату, и от его эгоцентризма и эгоизма не осталось и следа.

Такие факты чаще встречаются в семьях, где растет единственный ребенок, но могут происходить и в многодетных семьях, если родители и старшие члены семьи забудут о золотом правиле – соблюдать и в чувстве любви к растущему ребенку известную меру, не превращать его в кумира семьи, а стараться развить в нем ответные чувства любви ко всем членам семьи.

В развитии потребностей действует закономерность: каждая удовлетворенная потребность рождает новую. Этим объясняется непрестанный рост потребностей всего общества и каждой личности. Всегда ли следует удовлетворять эти растущие потребности и нужно ли поощрять рост всяких потребностей? Нет, не всегда. И не всякие потребности нужно удовлетворять. Если не соблюдать должной меры, можно любую положительную потребность превратить в отрицательную.

Например, младенец, питающийся материнским молоком, обычно съедает столько, сколько ему нужно, и перестает сосать грудь, когда насыщается. Но некоторые матери считают, что он съел мало, и пытаются его докормить. У перекормленного ребенка происходит срыгивание молока. Питание ребенка естественно нарушается, и ребенок перестает прибавлять в весе столько, сколько положено. Такие же ненормальности наблюдаются, когда ребенок начинает питаться приготовленной пищей. Сердобольные матери не довольствуются той порцией, которую он съел, и начинают его перекармливать, что ведет не только к нарушению нормального пищеварения ребенка, но в ряде случаев развивает в нем склонность к обжорству. Неумеренное закармливание ребенка сладостями превращает его в лакомку, пренебрегающего обычной пищей и настаивающего на новых сладких и вкусных конфетах, шоколаде, пирожных и т. п.

Выше мы говорили о важной роли игры и игрушки в физическом и умственном развитии ребенка, но чувство меры должно быть и в использовании этих средств воспитания. Когда родители и близкие задаривают ребенка игрушками и превращают его детский уголок или комнату в маленькое подобие магазина игрушек, у ребенка развивается чувство жадности. Он не довольствуется ни одной новой игрушкой, они быстро ему надоедают, и он требует все новых и новых, норовит забрать и чужие игрушки. В таких случаях родители изумляются: «Откуда, мол, в ребенке развились такие черты «собственника» и даже «захватчика»?» Они не подозревают, что сами своим неразумным воспитанием способствовали развитию в ребенке подобных отрицательных черт.

В «Книге для родителей» А. С. Макаренко приводит пример: мать заставляет Жору выпить уже ненужную ему дополнительную порцию молока, лишь бы оно не досталось кошке. Макаренко заключает: «С таких пустяков начинается эгоист».

Мы остановились так подробно на процессе развития и воспитания потребностей ребенка в раннем возрасте потому, что именно в этом возрасте происходит закладка всех будущих нравственных качеств личности. С малых лет в ребенке важно воспитать чувство коллективизма, чувство связи и солидарности с членами своей семьи и любого детского коллектива (детских яслей, детского сада, школы).

Приучите малыша к мысли, что он – только частица коллектива своей семьи или детского воспитательного учреждения, что не только он, но и другие члены семьи и другие дети должны пользоваться вниманием и заботой окружающих и сам он по мере своих сил должен им помогать и о них заботиться так же, как заботятся о нем.

Сделать это нетрудно, если равномерно распределять свою заботу на всех членов семьи, не отказывая и самим себе во всем необходимом. Когда подросток видит, что мать отказывает себе в приобретении платья или туфель, чтобы сшить ему новый костюм, или же отец просиживает часть ночи за сверхурочной работой, чтобы купить своему любимцу ко дню рождения фотоаппарат, такое поведение родителей принимается им как должное и не вызывает в нем никаких встречных чувств, а только черствость и равнодушие.

Помните, что всякое неумеренное удовлетворение потребностей ребенка приводит лишь к росту его требовательности, превосходящей возможности бюджета семьи. Отказ от удовлетворения какой-либо просьбы вызывает бурную реакцию ребенка, а подростка может подтолкнуть и на совершение бесчестного поступка. Анализ многих преступлений показывает, что их совершают очень часто люди, не знавшие в детстве отказа в удовлетворении своих потребностей, люди, у которых развилась психология «потребителей»: «все только себе – и ничего другим».

Отсюда нетрудно сделать вывод о важности разумного воспитания потребностей, такого воспитания, когда отбираются и воспитываются лишь те из них, которые способствуют нравственному совершенствованию формирующейся личности. Прежде всего – это воспитание любви к труду, потребности трудиться ради общего блага. Разумеется, речь идет только о посильном для ребенка труде.

Уже двухлетний карапуз с радостью подает домашние туфли пришедшему с работы отцу, если это вменяется малышу в его обязанность. Ребенка постарше можно приучить к более сложным обязанностям – подавать на стол посуду, а затем помогать мыть и вытирать ее, поливать комнатные цветы, убирать постели, чинить и штопать белье и одежду. В деревне дети старшего дошкольного возраста принимают посильное участие в уходе за огородными растениями, в присмотре за домашними животными. В городе дети того же возраста могут привлекаться к уходу за зелеными насаждениями, за цветами на газонах и клумбах.

С начала поступления в школу дети систематически приучаются к общественно полезному труду все возрастающей сложности, а в старших классах они обучаются производительному труду.

Такая система воспитания и обучения, в которой труд занимает центральное место, имеет огромное значение не только потому, что готовит людей к будущему производительному труду, но и потому, что способствует формированию самых важных и ценных нравственных качеств и качеств ума, необходимых людям коммунистического общества. Известное напряжение внимания, которое необходимо в процессе труда, преодоление некоторых трудностей, важность запоминания последовательности тех или иных трудовых операций развивают волю ребенка, укрепляют его внимание и память. Каждая деятельность нуждается в осмыслении, в известном расчете, предвидении результатов труда, в догадке и сообразительности для скорейшего достижения цели труда. Иначе говоря, труд развивает важнейшие качества психики, необходимые для плодотворной умственной и физической деятельности.

У детей, воспитанных в труде, возникает устойчивая потребность в учении, в чтении книг, в практических занятиях в различных научных и технических кружках. Эта потребность в знаниях, в непрестанном повышении своего умственного уровня и расширении кругозора достойна всяческого поощрения. Вмешательство родителей уместно лишь в тех крайних случаях, когда ребенок из-за увлечения книгами забывает о еде или же когда захватывающая конструкторская деятельность мешает ему вовремя лечь спать.

Мы обязаны воспитывать в наших детях самое ценное качество строителей коммунизма – отношение к труду как к первейшей жизненной потребности. Самую крупную ошибку допускают те родители, которые наказывают детей трудом. Разбил подросток случайно футбольным мячом оконное стекло, и следует распоряжение отца: «Пойди за это убери мусор со двора». Принесла девочка двойку по географии, и ее мать приказывает: «За такие «успехи» перемой всю посуду». В подобных случаях обычный труд, всегда охотно выполнявшийся ребенком, вызывает у него отрицательное отношение. При частом применении подобных средств воспитания можно выработать у детей органическое отвращение к труду.

Гармоническое развитие личности ребенка невозможно без развития его физических сил и способностей. Лучшим средством для этого является гимнастика (в раннем детстве пассивная, а начиная с дошкольного возраста – активная, с последующим обливанием водой или купанием, смотря по времени года). Регулярная гимнастика, а в более старшем возрасте занятия различными видами спорта постепенно превращаются в потребность ребенка. Такой же потребностью должна стать и закалка организма с помощью воздуха и воды, если она проводится регулярно.

В культурном развитии личности большую роль играет эстетика. С малых лет в ребенке воспитывайте любовь к красоте и чувство прекрасного, обращая его внимание на красоту природы, на богатство и разнообразие встречающихся в ней красок, звуков, форм. Научите его понимать и ценить красоту художественных произведений разных областей искусства – живописи, музыки, литературы, театра, кино. Важно при этом не только развивать в ребенке потребность в наслаждении красотой произведений искусства, но и будить в нем склонность к творчеству, поощрять его интерес к рисованию, лепке, пению или игре на музыкальном инструменте, к тан- цам, к художественному чтению. Особенно важно привлекать внимание ребенка к красоте и благородству человеческих поступков, к примерам героической деятельности лучших людей нашей страны, исторических личностей. Это будет воспитывать в ребенке потребность в высоконравственном поведении.

С момента вступления ребенка в пионерскую организацию поощряйте в нем активное участие в общественной деятельности. Постепенно у пионера, а затем и у комсомольца разовьется очень важная гражданская потребность активного участия в общественной жизни, выходящей далеко за пределы узколичных интересов.

В разумном отборе и воспитании потребностей А. С. Макаренко видел глубочайший смысл воспитания ребенка в коллективе семьи. Одни из потребностей нужно развивать, другие ограничивать, третьи подавлять. При этом необходимо руководствоваться одним правилом – приводить все потребности растущей личности к той нравственной высоте, на которую поднимается наше общество. В этом залог нравственного совершенства будущего человека и гражданина.

Автор: В. Колбановский

320 просмотров