Как поговорить с детьми об уникальности России

С необходимостью самоопределения мы сталкиваемся каждый день, размышляя о себе как личности и части общества.

Дети пробуют определить свое желаемое место в обществе сначала через игру. По мере взросления социальное окружение ребенка растет, появляется больше: кружков, секций, профильных предметов, различных видов внеурочной деятельности, творческие объединения и т. д.

Родители могут помочь ребенку с самоопределением, знакомя с различными видами деятельности и поддерживая его интересы.

Напомним, в преддверии внеурочного занятия «Разговоры о важном» на сайте нашего журнала выходит материал, посвященный предстоящей теме. Мы предлагаем родителям вопросы для обсуждения с ребенком дома, а также рассказываем о фильмах и книгах для разных возрастов.

О чем говорить?

Основная задача занятия: формирование у детей стремления к самоопределению, исследованию своих интересов.

Поговорите с ребенком о том, чем ему интересно заниматься, поинтересуйтесь, как бы вы могли его поддержать. Поделитесь историей о том, какие у вас были интересы в детстве и как они трансформировались в процессе взросления.

Вопросы, которые можно обсудить с детьми в зависимости от возраста:

Учениками младшей школы

  • Какие школьные предметы тебе нравятся? Почему?
  • Чем тебе больше всего нравится заниматься в свободное время?
  • На какие дополнительные занятия тебе бы хотелось ходить?

Учениками средней школы

  • Какие у тебя есть увлечения, хобби?
  • Какие качества и навыки ты считаешь своими сильными сторонами?
  • Какие профессии тебе интересны? Почему?

Учениками старшей школы

  • Как ты видишь себя через несколько лет?
  • Какие цели и мечты у тебя есть на будущее?
  • Что для тебя значит выражение «найти свое место в обществе»?

Предлагаем вам тематическую подборку мультфильмов, фильмов и книг для детей разных возрастов.

Книги

Мария Костюченко «Народы России. Узнаём, играем» детская энциклопедия, Питер, 2016, серия «Вы и ваш ребёнок» – 64 с., 0+

Небольшая интерактивная энциклопедия с наклейками для младших школьников о народах России. Простая в изучении краткая энциклопедия поведает ребёнку о культуре, быте, традициях разных народов России. Картинки проиллюстрируют каждый обычай, а интересные задания помогут закрепить полученные знания.

Вопросы для обсуждения:

  • Традиции и обычаи какой из народностей показались вам интересней всего? Почему?
  • Чему нас учит эта энциклопедия?
  • Для чего нашей стране нужен День народного единства, как ты думаешь?

Виктория Лебедева «Девайсы и гаджеты» – сборник рассказов, Премудрый Сверчок, 2015 – 160 страниц, 12+

Сборник рассказов В. Лебедевой – это ярко и оригинально иллюстрированная, захватывающая книга, которую можно прочитать как целую историю, составленную из отдельных рассказов, или же выбрать только один из них.

В книге, как в зеркале, каждый элемент содержит в себе потенциал целого. Совместно читать стоит для того, чтобы увидеть и принять различия в языке, в понимании, в образах мышления поколений родителей и детей. С любовью и теплотой пишет автор о тех, кто вырос без гаджетов и девайсов, и о тех, кто мыслит и видит мир уже в оптике этих устройств. Родителям эти рассказы помогут принять неизбежность влияния техники на восприятие мира современными детьми, а понимание общечеловеческих оснований дружбы, заботы, творчества, фантазии пригодится в любом возрасте.

Вопросы для обсуждения:

  • В одном из рассказов главный герой боится нотации. Почему? Если бы он рассказал прабабушке что-то из мира своих любимых компьютерных игр, как бы она к этим словам отнеслась? Тоже испугалась?
  • Почему, когда главный герой рассказывал про лето в деревне, то никто из одноклассников не верил его историям? Персонажам и сюжетам компьютерных игр верят, а живым историям нет?
  • Хотелось бы тебе, чтобы литературу в вашем классе преподавала такой педагог, как Ленванна?

Наталья Барткова «Блогер из каменного века»повесть, Аквилегия-М – 192 страниц, 6+

Ярик – искренний добрый мальчишка, который мечтает стать настоящим блогером. Ну и пусть, что Интернета дома нет, зато есть настоящий ноутбук – подарок Макса, бабушкиного крестника. С таким замечательным компьютером Ярик и гейм-обзор по игре в шашки сделает, и мастер-класс по заклейке окон проведёт, и даже тревел-блог создаст, хоть дальше соседней деревни никуда не ездил. Всё, лишь бы у него появились настоящие друзья! Дружелюбные, не похожие на сердитую новенькую, поступившую недавно в их класс. Хотя, как знать, чем обернется это знакомство?

Вопросы для обсуждения:

  • Отчего Ярослава вела себя именно таким образом? Можно ли сказать, что такое поведение служило для девочки способом защиты от жалости?
  • Почему Ярик именно в лице Ярославы обрел друга? Что общего у ребят?
  • Какой из эпизодов «блога» Ярика затронул тебя больше всего? Почему?
  • В чем состоит главная мысль произведения?

Составитель Марк Ватагин «Сказки народов России»сборник сказок, Стрекоза, 2017, серия Нашим детям – 64 с., 6+

Примечание: книга подойдёт как для возраста 6+, так и для 12+. В случае чтения с ребёнком категории 6+ следует совместно читать и обсуждать только сказки, пропустив развёрнутое культурологическое предисловие. С ребёнком категории 12+ можно взять в совместное чтение и обсуждение также и предисловие.

«Сказки народов России… А сколько в России народов? Только в Российской Федерации, самой большой из наших союзных республик, живёт более 80 народов и народностей <…> У всех народов были сказки <…> В них отражается дух народа, его быт, образ жизни, национальный характер».  Такими словами начинает автор этот потрясающий сборник. Действительно, каждая сказка погружает в магический мир фольклора самых разных территорий нашей страны, знакомит нас с Россией с совершенно разнообразных интереснейших новых сторон, расширяет кругозор и воображение.

Вопросы для обсуждения:

  • Какая сказка тебе понравилась больше других? Почему?
  • В каждой сказке герои проходят испытания и обретают силу. Давай напишем 5 качеств, которые помогают героям пройти испытания и обрести силу.
  • Хотелось бы тебе обладать какими-то из этих 5 качеств? Как их можно развить в себе, какие действия нужно для этого совершить?
  • Почему нашу страну можно назвать великой?

Фильмы/мультфильмы

Кинофильм «Движение вверх», 2017 год, драма, 133 минуты, режиссер Антон Мегердичев, 6+

На Олимпиаде 1972 года советские баскетболисты встретились с легендарной американской сборной. Этот матч войдет в историю спорта, но каким был путь от создания команды до заветного финального броска? Спортивная драма Антона Мегердичева иллюстрирует этот нелегкий процесс. Во главе команды встаёт новый тренер Владимир Гаранжин. На пресс-конференции он обещает привести свою команду к победе над американцами – то есть замахивается на цель, которую еще никому не удавалось достичь. Гаранжин тренирует своих ребят так, как до него не решался никто. Внутрикомандные интриги, неудовлетворенные амбиции, простые человеческие чувства не могут помешать спортсменам совершить подвиг.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие качества помогли Гаранжину достичь цели? Как он сумел наладить отношения внутри команды?
  • Какой из персонажей тебе понравился больше других? Какой пример он подаёт
  • Чему нас учит этот фильм?

Мультфильм «Просто о важном. Про Миру и Гошу», мультсериал, 2019 – 2020, режиссер Ольга Лопато, 0+

Добрый и светлый мультсериал о жизни российской семьи: папы, мамы, Миры, Гоши и их собачки Сони.

Как и все дети, брат и сестра Гоша и Мира познают мир, играют, иногда ссорятся и попадают в затруднительные ситуации: дома, в школе или во дворе. Что делать, если тебя без причины обижают сверстники? А что, если они обижают кого-то другого? Как помириться после ссоры? И как перестать бояться старости? Зачем сознаваться в своей вине и почему обман хуже ошибки? На эти и другие важные вопросы Гоше и Мире помогают ответить внимательные и открытые к диалогу мама и папа. Маленькие герои убеждаются, что с поддержкой близких всегда можно найти выход; что добрые дела – самые простые, а честный и откровенный разговор творит чудеса!

Вопросы для обсуждения:

  • Какими качествами обладает папа ребят?
  • Какой пример дают ребятам мама и папа?
  • Какой из героев мультсериала тебе нравится больше других? Почему?

Мультфильм «Гора самоцветов», 2005 – 2021, мультипликация, сказки народов Евразии, комедия, семейный, 87 серий продолжительностью примерно 13 минут каждая, режиссер Александр Татарский, 0+

«Гора самоцветов» – грандиозный проект мультипликации, создавший образ России – многоликой, богатой, раздольной страны, бережно хранящей традиции своего великого многонационального народа. Мы погрузимся в страну задорного юмора, доброты, красоты, смелости, находчивости – всех этих и многих других прекрасных качеств нашего народа. Каждый мультфильм «Горы самоцветов» начинается с красочной заставки, созданной в уникальной пластилиновой технике. Заставка кратко создает образ России и того народа, сказку которого предстоит увидеть зрителю. Уже с первых мгновений вы почувствуете себя частью многонационального народа России, ее истории и культуры.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие сказки из «Горы самоцветов» тебе понравились больше всего и почему?
  • Нарисуй иллюстрацию с понравившейся тебе сказкой. Расскажи, почему именно эта сказка привлекла твое внимание и какие герои понравились тебе в этой сказке.
  • Как вы думаете, почему авторы серии решили ее создать? Что и кто вдохновил их?

Мультфильм «Приключения кота Леопольда», 11 серий, 1975–1987, мультфильм, детский, 63 минуты, режиссер Анатолий Резников, 0+

Красочный и добрый советский мультсериал о миролюбивом коте Леопольде и двух вредных мышах, которые при любой возможности стараются досадить коту. Но неизменно в ответ на шалости Леопольд говорит свои знаменитые слова: «Ребята, давайте жить дружно!»

Вопросы для обсуждения:

  • Давай вспомним слова из песни кота Леопольда, которая начинается со слов «Дождик босиком по Земле прошёл…». О чем эта песня для тебя? Какие чувства она вызывает?
  • Какие качества помогают Леопольду сохранять доброту и радость в сердце, невзирая на жизненные трудности? Как эти качества можно развить в себе?
  • Как ты думаешь, отчего мыши такие шалуны? Что может помочь им направить свои силы не на шалости?

«Стартапы российской империи», 12+ https://vk.com/video/playlist/-200441173_1

«Стартапы Российской Империи» – это серия фильмов, рассказывающих об истории дореволюционного предпринимательства. Русские народные промыслы – гжель и хохлома, жостовские подносы и павлопосадские платки – у современной молодежи сегодня ассоциируются с чем-то старомодным. Между тем почти всё это – гениальные бизнес-проекты, реализованные без большого стартового капитала, иностранных инвестиций и готовых маркетинговых стратегий.

Сериал прививает интерес к истории родной страны, воспитывает уважение к ее мастерам и наследию, даёт пример успешного исхода дела при нестандартном подходе и мышлении.

Вопросы для обсуждения:

  • Какой из роликов тебе понравился больше других? Почему?
  • Какой из предпринимателей того времени вдохновил тебя больше других? Какой пример он подаёт?
  • Знаком ли ты с продукцией какого-либо «стартапа», описанного в роликах? А с какой продукцией хотел бы ознакомиться?

С дополнительными материалами урока можно ознакомиться на сайте проекта.

155 просмотров