Можете ли вы представить себе общеобразовательную школу, в которой нет звонков, общего расписания и оценок? А школу, в которой учатся не только ученики, но и учителя? Школу, в которой основная задача — не бездумно заучивать формулы, правила и даты, а дать каждому ученику положительный рост самооценки, научить критически мыслить, развить творческий подход в любом деле?

А такая школа есть. И создана она не в этом году или десятилетии, а 30 лет назад. В этом тексте мы расскажем про концепцию «Школы-парк» и про ее основные особенности, отличающие от многих школ.

Альтернатива традиционного обучения

Концепцию «Школы-парка» разработал профессор МГУ им М.В. Ломоносова Мирослав Балабан в 1993 году. Она представляет собой инновационную систему, которая противоположна традиционной. Это касается и расписания, и оценок, и отношения между учителем и учеником.

Мирослав Балабан создал школу наподобие технопарка. «Школу-парк» часто называют Образовательным парком открытых студий, где собраны образовательные пространства, в которых ученики учатся по собственному желанию тому, чему они хотят, и столько, сколько хотят. Хочешь учиться? Учись! Хочешь гулять? Гуляй!

«Свобода одного человека ограничивается только одним: свободой других людей», — девиз школы. 

Студии вместо уроков

Одним из отличий «Школы-парка» является отсутствие уроков как таковых и единого расписания для всех. Вместо уроков — открытые студии, которые ребята посещают по своему собственному желанию. Основа методики — ребенок учится делать выбор сам с самых первых дней обучения. Он сам выбирает, какие студии и когда посещать. Уйти или прийти можно в любой момент. Такая система, по мнению создателей, позволяет школьнику осознанного принимать решения и нести за них ответственность, понимать свои желания, быть открытым, ставить перед собой конкретные цели на будущее.

Фактически с первых дней начинается профессиональная ориентация, так как ученик выбирает из студий именно те, которые действительно его увлекают, соответствую его интересам и способностям. Иногда это происходит не сразу, но процесс самоопределения уже является серьезным обучением и личностным ростом. Никто не знает, какие навыки и компетенции понадобятся через 10-15 лет, но то, что каждый может заниматься любимым делом, это актуальный факт на все времена.

В школе также нет традиционных звонков на урок и с урока. Нравится слушать одну тему больше, чем академический час? Пожалуйста! Получается, что ученик сам принимает решение и по сути становится равноправным участников образовательного процесса.

Рефлексия важнее отметок

Ни один учитель не может навязывать ребенку свои правила и влиять на его выбор, особенно с помощью оценок или тестов. Потому что оценок в школе не предполагается. Но как же тогда понять, усвоил школьник материал или нет? Тут поднимается вопрос самооценки и рефлексии.

Ученик пробует оценить себя сам, с чем он пришел к началу занятия, с чем вышел после. Разработчики системы считают стороннюю оценку «прокрустовым ложем». Оценивать всех под одну гребенку просто невозможно. Тем более навыки самооценки пригодятся каждому во взрослой жизни. Важно учиться объективно смотреть на себя со стороны и сравнивать себя прошлого с собой настоящим, а не другими. Можно посоветоваться и обсудить полученные знания с другими ребятами, рассказать, что понял, какие вывод сделал.

Интересно, что отсутствие оценок дает возможность максимальной социализации ребенка и развивает эмпатию. После занятий ребята обсуждают достижения друг друга и обмениваются впечатлениями. Тоже делает и педагог, он может интересоваться, задавать вопросы, увлекать ребенка, но не оценивать. Самооценка рождается в диалоге с собой, с другими учениками, с учителем. 

В студии могут приходить ученики разных возрастов, разных способностей и интересов. Есть ученики-гости (те, кто пришел в студию просто из любопытства, не приняв решение изучать что-то конкретное), ученики-клиенты ( которым нужна помощь учителя по конкретным вопросам), ученики-подмастерья (те, кто уже определился со своими интересами и четко понимает, что будет посещать именно эту студию). 

Роль учителя

Для же самого педагога важно быть максимально увлекательным, следить за реакцией детей, видеть их возможности, актуализировать данные учеников, строить занятия максимально интересно, с примерами, вызывать реакцию и мотивировать приходить снова и снова.

В школе присутствует здоровая педагогическая конкуренция. Чем больше учитель заинтересовывает в своем предмете ученика, тем больше у него школьников. На скучный пересказ школьной программы вряд ли кто-то придет. Поэтому еще одна особенность школы-парка рост и постоянное обучение педагогов. Они вместе с детьми учатся чувствовать настроения и в зависимости от возможностей и реакций учеников менять информацию или манеру подачи. 

После обучения в школе-парке дети выходят более подготовленные к жизни, ведь они владеют информацией и опытом, который нужен для их вида деятельности. Они умеют принимать решения и нести за них ответственность, умеют делать выбор и понимают свои желания, знают, как сотрудничать и договариваться через эмпатию к другому. 

Практика показала, что система, которая дает ученику возможность выбора и учебы здесь и сейчас, мотивирует получать знания, а не отлынивать от нежелательных занятий. 

315 просмотров