Семья — это не только наши родственники, но и пространство, где мы учимся заботиться, поддерживать и любить друг друга. Каждый день через простые действия и разговоры родители могут показать ребёнку, что семья — это надёжная опора, которая будет рядом на протяжении всей жизни.

Чтобы помочь ребёнку почувствовать свою важность в семье, начните разговор с личных историй о том, что для вас значит быть родителем. Поделитесь тёплыми воспоминаниями о его детстве: как вы вместе праздновали важные события или радовались простым моментам, когда он был маленьким. Эти рассказы помогут ребёнку осознать, что семья —  это источник любви, радости и взаимной поддержки.

Обсуждайте с ребёнком семейные ценности — любовь, верность, уважение, доверие, взаимопомощь, понимание, доброе отношение. Объясните, что каждая семья уникальна, у неё свои традиции и особенности, но главные составляющие любой семьи — это любовь и забота друг о друге. Такие разговоры помогут ребёнку понять, как он сам может вносить вклад в благополучие своей семьи.

Вопросы для обсуждения с детьми в зависимости от их возраста:

Младшие школьники (1–4 класс):

  • Чем ты любишь заниматься вместе с семьёй?
  • Как ты думаешь, что нужно делать, чтобы семья всегда была дружной?
  • Как ты можешь помочь, когда кому-то из семьи грустно или сложно?

Средние школьники (5–8 класс):

  • Что для тебя важно в отношениях с родителями и братьями/сёстрами?
  • Как ты думаешь, почему семья важна для каждого человека?
  • Как мы можем поддерживать друг друга, когда у нас возникают трудности?

Старшие школьники (9–11 класс):

  • Как ты представляешь свою будущую семью? Какие традиции или ценности ты бы хотел перенести в неё?
  • Какие качества, по-твоему, делают семью крепкой и поддерживающей?
  • Как современные вызовы (стресс, нехватка времени, современные технологии) могут влиять на семью, и как мы можем справляться с ними вместе?

Предлагаем вам тематическую подборку мультфильмов, фильмов и книг для детей разных возрастов.

Книги 

Игнатова А. Вектор пластилина. Повесть.
СПб.: ОО “Союз писателей Санкт-Петербурга”, ДЕТГИЗ, 2013. – 80 с., 6+
Семья живет в прекрасном городе Санкт-Петербурге. В семье есть мама, папа и двое детей — старший мальчик Лёша и младшая девочка Юля, вернее, Юлька, так её зовут все окружающие за её озорной и весёлый характер. Однажды папа принёс домой большую коробку пластилина, и дети начали играть в воображаемые миры — лепить персонажей, придумывать для них истории. Только это оказалось не просто игрой: придумывая характеры и истории, ребята на самом деле решали свои жизненные задачи — как определить настоящего друга, как общаться с другими ребятами, как преодолевать трудности. Родители по-разному относились к увлечению детей, но найти общий вектор чувств, переживаний и ценностей у ребят всё-таки получилось.

Книга учит семейным ценностям, любви, взаимопониманию в семье и с окружающими, формирует характер, готовность преодолевать трудности и быть верным самому себе.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как ты думаешь, когда Юлька предложила при первом знакомстве попросить другого человека рассказать анекдот, это она хорошо придумала? Или анекдот ничего не расскажет о рассказчике?
  2. Юльке и Лёше очень нравился семейный ритуал при встрече с гостями. А какие ритуалы есть в твоей семье?
  3. Юлька, Лёша и папа совпадают в своих векторах чувств — горюют, смеются, переживают. А ты в каких чувствах совпадаешь со своими близкими? Вспомни какой-нибудь случай, когда ты это почувствовал особенно чётко.
  4. Вот у Юльки вектор пластилина, и он всех объединяет: и папу, который не лепит с ребятами, и Лёшу, который уже повзрослел и перестал лепить. А какой вектор у тебя?

Стихи и рассказы о маме.
М.: Астрель, АСТ: Хранитель, 2007. – 222 с., 8+
Прекрасное издание для ознакомления с лучшими образцами советской и российской прозы и поэзии, в котором гармонично отражаются семейные ценности, доброе отношение друг к другу, уважение к старшему поколению, юмор и приключения. Стихи и проза не только о маме, но и бабушке, дедушке, папе и других членах семьи. Тексты А. Усачёва, Г. Остера, В. Драгунского, А. Барто, М. Бородицкой, М. Шварца, А. Тимофеевского, русские народные сказки воспитывают уважение к российским традиционным ценностям, семье и Родине.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какое из стихотворений тебе больше всего понравилось, до такой степени, что ты даже захотел его выучить? А почему?
  2. Одно из стихотворений А. Усачёва называется «Паповоз», а про что оно на самом деле? Посмотри повнимательнее, чем оно заканчивается (подсказка).
  3. Что насчёт вредных советов Г. Остера? Чему из них собираешься последовать?
  4. Давай разберём, чем отличаются друг от друга Наташечка и Марьяшечка в стихотворении П. Синявского «У бабушки-бабули». Ты с кем имеешь похожие черты?

Доброчасова А. Большие и маленькие приключения с хвостиком.
М.: Изд. дом Мещерякова, 2019., 6+
Серия рассказов о маленькой Соне и её старшем брате Вовке увлекут и заинтересуют казалось бы простыми событиями. Поход в цирк, встреча новогодних праздников, найденная пуговка — всё это на первый взгляд простые истории, но в них отражаются все лучшие человеческие качества: доброта, забота, ответственность, щедрость, умение дружить, веселиться, быть внимательными и ответственными.

Книга учит уважать семейные ценности, заботиться о младших и старших членах семьи, быть внимательными и ответственными.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как себя проявила маленькая Валя в истории с воробышком? Почему она не испугалась выступить против хулиганов, как ты думаешь?
  2. Соня говорит дедушке о том, какое у него большое сердце, всё туда помещаются. Подумай, среди твоих родных и близких у кого большое сердце?
  3. Когда родителей Вовки вызвали вдвоём на срочную операцию в новогоднюю ночь, что ты почувствовал к Вовке? Захотелось его поддержать? А как бы ты это сделал?

Для среднего школьного возраста

Кардашова А.А. С папой в синие края: повесть.
М.: Нигма, 2015. – 56 с., 10+
История посвящена семье, в которой папа — художник, скульптор, а девочка Марьяша гордится талантом папы и изучает мир с помощью его картин, обнаруживая в мире свет, тепло, любовь, заботу. Конечно, складываются иногда непростые обстоятельства: папа в отъезде, папа заболел, друзья, например Галя, не всегда доверяют словам Марьяши, но добрый финал истории всё расставляет по своим местам.

Книга учит ценить талант и уважать членов семьи, быть ответственными и честными, хранить семейные ценности.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как ты думаешь, почему Марьяша не так уж и радовалась тому, что Галя проиграла в споре? Что для Марьяши важнее?
  2. Почему самой любимой куклой у Марьяши была царевна, ведь она могла в магазине купить любую?
  3. Чему у папы научилась Марьяша? А чему самому главному научился ты у своих родителей?

Осеева В. Отцовская куртка. В кн.: Отцовская куртка.
СПб.; М.: Речь, 2021. – С. 43-76., 12+
В тяжёлые военные годы взрослеть приходилось ребятам не только сидя за школьными партами. Вот и Ленька, старший сын в семье, остался на заботах о матери, сёстрах и младшем брате. И все хозяйственные дела, и учёба, и дружба, а затем и работа на пристани — всё для семьи, чтобы выполнить обещание, данное отцу перед уходом на фронт — быть большаком, старшим в семье. Мальчик в трудной жизненной ситуации открывает для себя, что труд, забота, надежда и вера — это фундамент семейной истории и ценностей.

Книга учит беречь семью, заботиться о младших, быть мужественным, ответственным, смелым, формирует готовность защищать семью и Родину.

Вопросы для обсуждения:

  1. «Большак — это делу голова, а не рукам воля». Как ты это понимаешь?
  2. Как ты думаешь, почему поначалу Ленька отказался носить отцовскую куртку, когда тот ушёл на фронт?
  3. Не с первого раза Ленька написал отцу письмо на фронт. Почему?
  4. Как проявили себя учительница Татьяна Андреевна и ребята из школы? Какие у них качества ты видишь?
  5. Попробуй назвать три базовые характеристики семьи Леньки, на которых строится семья.

Воронкова Л.Ф. Девочка из города. Гуси-лебеди: Повести — М.: Дет.лит., 2005. — 223 с., 10+

История о детской жизни в трудные годы войны. Девочка Валентинка осталась сиротой, и ее приютила большая крестьянская семья, в которой отец на фронте, а дедушка, мать и трое ребят живут, учатся и взрослеют в ожидании писем и возвращения отца. Как почувствовать тепло и оттаять сердцем в суровых обстоятельствах? Как научиться дружить и поддерживать друг друга, когда у всех такие разные характеры? Как жить в семье с совсем непривычными для тебя укладом и традициями? Обо всем этом узнает читатель.

Книга учит беречь семейные ценности и уклад, уважать таланты и способности каждого, дружить и заботиться друг о друге в семье.

Вопросы для обсуждения:

  1. Повесть называется “Девочка из города”. Насколько это важно для судьбы девочки? Как ты думаешь, какие качества характера Валентинки самые главные?
  2. Почему ребята поначалу хитрили и проказничали по отношению к Валентинке?
  3. Груша предложила связать чулки для Валентинки. Почему? Что это означает? Что изменилось?
  4. От кого в семье исходил самый теплый и внимательный взгляд, дела, забота обо всех?
  5. Чему можно было бы научиться у героев этой истории?

Яковлев Ю.Я. Баваклава. В кн.: Яковлев Ю.Я. Рассказы и повести — М.: Дет.лит., 2012. — 268 с. С. 82-115., 12+

История о мальчике, который жил обычной жизнью и пользовался добротой и заботой своей бабушки, совершенно не задумываясь об этом. Свои небольшие обязательства — покупать в аптеке каждые два дня свежие глазные капли для бабушки — он иногда забывал, ведь было много гораздо более интересного, например, прогулки с ребятами после школы или встреча во Дворце водных видов спорта. Когда бабушка умерла, мальчик впервые увидел ее без дела, словно спящую, и постепенно стал осознавать смысл слова “никогда” и все значение семьи и бабушки для своей жизни.

Книга учит ценить семейные связи и традиции, формирует уважение к старшим, а также рефлексию собственного отношения и поведения.

Вопросы для обусждения:

  1. Когда главный герой впервые осознал смысл слова “никогда”? Как ты это понимаешь и в какой момент?
  2. Бабушка радовалась, когда отдавала, а главный герой радовался, когда брал что-то от других. Почему это осознание не пришло к нему, пока бабушка была жива?
  3. Что ты думаешь о семье главного героя? Что для семьи важно?

Агапова М.В. Моя невозможная мама — М.: ЭНАС-КНИГА, 2020. — 192 с., 14+

В книге раскрывается история взросления и становления ответственным и мужественным. Главным героем является Сережа Захаров, которому 12 лет. Он — сын художницы Захаровой Надежды Игоревны, и иногда называет свою маму “невозможной”. Как выясняется в финале книги, в этом определении не было ничего обидного, а заключался совсем другой смысл. Семья Сережи и Надежды Игоревны неполная, отец не живет с ними. Попадая в непростые жизненные обстоятельства, Надежда Игоревна всегда была человеком доброго и открытого сердца, талантливо писала, занималась творчеством и искренне общалась с людьми. Все это, с одной стороны, привело к трудностям и угрозе лишения ее родительских прав, а с другой — позволило проявиться лучшим чертам любящей семьи. Помощь других людей в разрешении непростой ситуации оказалась бесценной и проявлением максимума любви и заботы, на которые люди способны. Помогал в трудных обстоятельствах и отец Сережи. Так была открыта главным героем, а также читателю, ценностная основа семьи — поддержка, забота, уважение и любовь.

Книга учит ценить семейную историю и возможность каждого сохранять свою уникальность, учит сопереживанию, взрослению, пониманию, участию, смелости и ответственности, формирует мужество, волю и смелость.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие качества помогли Сереже выстоять в столь непростой ситуации и остаться с мамой?
  2. Как ты думаешь, прав Сережа, когда говорит: “рай не надо искать, его надо делать здесь и сейчас”?
  3. Психолог Кристина Ивановна описывала факты, рассказывая о визитах Сережи к ней, но что она не увидела, не учла и не смогла понять в этих фактах?
  4. Выглядит сказочно, но кажется, что, чтобы добиться такого результата (и дом, и работа и др.), Захаровым все помогали. Почему, как ты думаешь, люди и обстоятельства встали на их сторону?
  5. В каком значении Сережа говорил о своей маме “невозможная”?
  6. Давай попробуем представить продолжение этой книги: например, главному герою 18 лет. Чем занимается его мама, а чем он сам?
  7. Из чего состоит фундамент семьи главного героя?

Кузнецова Ю.Н. Дневник волонтера — Москва: Волчок, 2020. — 191 с., 12+

Потрясающая в своей простоте и искренности, полная глубокой человечности и тепла к людям, история Ариши Никитиной, мама которой ходит в интернат с волонтерской миссией. Ариша мечтает быть рядом с мамой, а значит, ей помогать, заводит дневник и со временем хочет быть волонтером не только для того, чтобы проводить больше времени с мамой, но и для тех людей, кто живет в интернате. Ведя дневник, девочка от записи к записи взрослеет, задает все более сложные вопросы себе и окружающим, и самостоятельно находит на них ответы.

В книге передается атмосфера семьи, в которой забота и любовь, честность и трудолюбие, искренность и поддержка являются фундаментом взаимоотношений друг с другом и с миром. Каждый член семьи обладает уникальным характером, который раскрывается в достойных поступках и поведении.

Книга учит ценить семейное тепло и единство, ответственность, честность, формирует доброе и уважительное отношение к людям и различным трудным жизненным обстоятельствам.

Вопросы для обсуждения:

  1. В истории с младшей сестрой Ариша вступилась за нее в столовой, а потом задумалась, правильно ли она поступила. Что думаешь об этом ты?
  2. Мама говорит Арише, что в Рождество сердце смягчается. А ты как думаешь, это верно? От чего еще сердце смягчается у людей?
  3. Чему научилась Ариша у подопечных в интернате? Что ей открылось о себе и о своих отношениях к семье, другим людям и одноклассникам?
  4. Ариша назвала в своем дневнике сестру просто Ф. и язвительно приписала, что, по словам бабушки, сестер надо любить. Как ты считаешь, смогла ли Ариша от “надо любить” перейти к “просто любить”?
  5. Что объединяет семью Ариши, кроме того, что они живут под одной крышей? Что общего у мамы, папы, Серафимы и Ариши?

Кузнецова Ю.Н. Дневник волонтера. – Москва: Волчок, 2020. – 191 с., 12+

Потрясающая в своей простоте и искренности, полная глубокой человечности и тепла к людям, история Ариши Никитиной, мама которой ходит в интернат с волонтерской миссией. Ариша мечтает быть рядом с мамой, а значит, ей помогать. Она заводит дневник и со временем хочет стать волонтером не только для того, чтобы проводить больше времени с мамой, но и для тех людей, которые живут в интернате. Ведя дневник, девочка от записи к записи взрослеет, задает все более сложные вопросы как дневнику, так и себе, а также окружающим, и самостоятельно находит на них ответы.

В книге передается атмосфера семьи, в которой забота и любовь, честность и трудолюбие, искренность и поддержка являются фундаментом взаимоотношений друг с другом и с миром. Каждый член семьи обладает уникальным характером, который раскрывается в достойных поступках и поведении.

Книга учит ценить семейное тепло и единство, ответственности, честности, формирует доброе и уважительное отношение к людям и к различным трудным жизненным обстоятельствам.

Вопросы для обсуждения:

  1. В истории с младшей сестрой Ариша вступилась за нее в столовой, а потом задумалась, правильно ли она поступила. А что думаешь об этом ты?
  2. Мама говорит Арише, что в Рождество сердце смягчается. А ты как думаешь, это верно? А от чего еще сердце смягчается у людей?
  3. Чему научилась Ариша у подопечных в интернате? Что ей открылось про саму себя и ее отношения к семье, другим людям и одноклассникам?
  4. Ариша назвала в своем дневнике сестру просто “Ф.” И язвительно приписала, что, по словам бабушки, сестер надо любить. А как ты считаешь, смогла ли Ариша от “надо любить” перейти к “просто любить”?
  5. Что объединяет семью Ариши, кроме того, что они живут под одной крышей? Что общего у мамы, папы, Серафимы и Ариши?

Колпакова О. Суперсилы по наследству: мои советские дедушки. – М.: Пять четвертей, 2022. – 272 с., 14+

Прекрасное автобиографичное издание, сопровождаемое профессиональными комментариями историков, раскрывает судьбу страны сквозь призму истории семьи в России XX века. Семья Русановых, в которой несколько поколений живет в Сибирской тайге, удивительна и интересна; ее жизнь — как полноводная река, в которой юные ребята перенимают у старшего поколения не фантастические, а реальные способности, навыки и таланты в атмосфере дружбы, взаимной заботы, уважения и поддержки.

Коммуникация сквозь время и расстояние, сквозь религии и национальные традиции, а также обычаи и радикальные результаты технического прогресса — все это оказывается возможным в книге и отзывается в душе читателя.

Вопросы для обсуждений:

  1. Попробуем посчитать, сколько суперспособностей есть у героев истории всего? А можем ли мы перечислить их?
  2. Как бы ты ответил на письмо от пионеров из 1968 года? В чем они оказались правы? А что бы их сегодня разочаровало, как ты думаешь?
  3. А что если попробовать написать короткую записку от себя в будущее? Что бы там было?
  4. Кто из героев книги произвел на тебя наиболее сильное впечатление? Почему?
  5. Как ты думаешь, какому поколению семьи Русановых досталась самая легкая жизнь? Или таких не было?
  6. Чему учит история этой семьи?

Бруштейн А. Дорога уходить в даль: [для сред. и старш. шк. возраста] / Издательский проект “А и Б”, 2018. – 312 с. с иллюстрациями. – (Руслит. Литературные памятники XX века)., 14+

Удивительное издание, отсылающее к знаменитой серии литературных памятников. Прекрасно изданная книга раскрывает особенности детства и взросления главной героини. Она наполнена не только автобиографическими деталями, но и содержит огромное количество исторически достоверного материала о судьбе страны в XX веке.

Бруштейн Александра до революции 1917 года жила в Вильно (современное название Вильнюс); ее отец был доктором, в доме всегда было многолюдно и весело, а трудности преодолевались сообща и стойко. Читатель откроет для себя много нового и интересного о том, как был устроен семейный быт, как проходили праздники, как относились к домашним помощникам и учителям, а также как стремились получить образование высшей пробы. Увидит читатель и неожиданные для себя вещи — как непросто было дружить, оставаться честным и добрым, что, вероятно, не зависит от исторической эпохи, а только от самих людей и их принципов.

Книга учит ценить семейные традиции и ценности, уважать страну и ее историю, ценить поддержку и дружбу, а также быть смелым и честным.
Книга может быть полезна при подготовке проектов, докладов и рефератов по соответствующим периодам истории России.

Вопросы для обсуждения:

  1. Нравится ли тебе правило давать домашние семейные имена? Почему это важно, как ты думаешь?
  2. Когда заболел отец, Сашенька отказывается от него отходить и отправляться развлекаться. Почему?
  3. “Сыпь свой крыжовник”, — говорит отец дочери, когда та собирается ему задавать множество вопросов. А кому в жизни ты задаешь больше всего вопросов? Есть в семье человек, готовый их выслушать и отвечать?
  4. С какой печалью встретилась Александра в день экзамена? Что ей открылось? А у тебя были такие открытия?
  5. Что можно назвать фундаментом этой семьи? А распространяется ли это на тех, кто живет с ними? Кто или что является источником этого фундамента?

Мультфильмы / Фильмы 

Мультфильм «Просто о важном. Про Миру и Гошу», серия 6 «Настоящие родители», мультсериал, 2019 – 2020, 6 минут, режиссер Ольга Лопато, 0+

Мультсериал о жизни российской семьи: папы, мамы, Миры, Гоши и их собачки Сони. Как и все дети, брат и сестра Гоша и Мира познают мир, играют, иногда ссорятся и попадают в затруднительные ситуации: дома, в школе или во дворе.

В этой серии Мира и Гоша заболели и остались дома. Вместе с собачкой Соней и папой они проводят день вместе. Мира вспоминает, как Гоша стал ее братом, а Гоша рассказывает, почему важно иметь семью.

Серия отражает Традиционные семейные ценности, воспитывает доброту и отзывчивость.

Вопросы для обсуждения:

  • Чему учит детей папа?
  • Какие чувства испытывает Дима в семье?
  • Чему нас учит эта серия?

Мультфильм «Мальчик-дельфин», 2021, приключения, фентези, комедия, семейный, 90 минут, режиссеры Мохаммад Хейрандиш, Андрей Гоглев, 6+ 

Добрый мальчик попадает на воспитание к дельфинам, мама-Дельфин заботится о нем, как о родном. Приходит час, и герой отправляется в захватывающее путешествие в поисках своей настоящей мамы. Рядом с ним верный товарищ – лучший друг, маленький дельфин Снежок, а также ребятам помогает отзывчивый капитан Мурварид. На пути к цели друзьям предстоит одолеть злобного Осьминога, который может подчинять других своей воле.

Мультфильм развивает фантазию и любознательность, прививает бережное отношение к экологии, даёт пример настоящей верной дружбы и преданной любви к своей семье.

Вопросы для обсуждения:

  • Почему Снежок не оставил в беде малыша?
  • Какие качества помогали герою справляться с трудностями на пути?
  • Какие негласные правила дружбы демонстрируют ребята?
  • Почему мама-Дельфин отпустила своего приемного сына на поиски настоящей мамы? Легко ли ей было это сделать?
  • Чему нас учит мультфильм?

Мультфильм «Бабка Ёжка и другие», 2006, приключения, 70 минут, режиссёр, Валерий Угаров, 6+

Однажды аист выронил корзинку с младенцем над дремучим лесом. Так дитя попало на воспитание к Бабе-Яге и ее товарищам Кикимору, Лешему, Кощею Бессмертному и Водяному. Баба-Яга назвала её в честь себя – Бабка Ёжка. Девочка росла отважной и любознательной и с ней происходили разные приключения: мудрый ворон показал дупло, где девочка нашла сыча Филимона, верного друга, а накануне ночи на Ивана Купалу в волшебный лес проник Змей Горыныч и утащил цветок папоротника. Бабка Ёжка сумела его перехитрить и победить с помощью своих друзей. Ну а цветку папоротника девочка загадала самое доброе и милосердное желание.
Мультфильм показывает важность проявления человечности и доброты, прививает семейные ценности, а также такие качества как отзывчивость, смелость, бескорыстие, любознательность, обогащает культурологическую картину мира.

Вопросы для обсуждения:

  • Как в малышке отнеслись жители леса? О каких качествах говорят действия «нечисти»?
  • Какая из песен мультфильма понравилась больше всего? Почему?
  • Маленькая Ежка нашла себе друга Филина. Благодаря каким своим качествам?
  • Какие новые знания о сказках и русской-народной культуре ты обрёл/а благодаря этому мультфильму?
  • Почему Ежка загадала такое желание?
    – Чему нас учит этот мультфильм?

Кинофильм «Хоккейные папы», 2023, семейный, 131 минута, режиссёр Андрей Булатов, 6+

Спокойную жизнь главного героя Андрея, тренера детской хоккейной команды «Тигры», нарушает новость о том, что единственный в их небольшом городе спортивный ледовый дворец собираются снести. За этим решением стоит давний недруг детства Андрея – Игорь, настроенный решительно и беспощадно. Андрею удается договориться о том, что ледовый сохранится при условии победы в турнире по хоккею. Отцы учеников тренера решают сами выйти на лед и побороться за будущее детей, но еще не знают, какие трудности их ждут на этом пути. Но трудности становятся команде не помехой, а помощью, ведь если б не было сложностей – не появилось бы таких замечательных верных и дружных хоккейных пап!
Фильм ярко иллюстрирует такие традиционные семейные ценности как любовь, верность, смелость быть собой, уважение и взаимовыручку. Показывает яркий пример патриотизма и любви к малой родине, а также искренние человеческие чувства и переживания, радение за достижения команды. Воспитывает отвагу, доброту, милосердие, умение нести ответственность не только за себя, но и за общую цель.

Вопросы для обсуждения:

  • На чем строится авторитет Андрея как тренера? Почему и родители, и ученики проявляют к нему такое тотальное уважение?
  • Что двигало участниками новой сборной команды? Что именно защищал каждый из них, решив отстоять Ледовый?
  • Как строчка песни Дениса Клявера, прозвучавшая в его выступлении на радио, иллюстрирует этот фильм?
  • Какое значение для команды имела общая поездка на автобусе? Как в этой поездке проявился тренерский талант Андрея? Что приобрел каждый из участников команды?
  • Без проигрыша не бывает побед. Какая ценность содержится в неудаче?
  • Чему научила гонщика ситуация, в которую он привел свою команду?
  • Пройдя все испытания и тревоги команда тоже стала семьей. Почему она может ею называться?
  • Продолжи фразу: «Семья – это…»

Кинофильм «Пальма», 2020, приключения, семейный, 110 минут, режиссер Александр Домогаров младший, 6+

В центре этой трогательной истории оказывается овчарка по кличке Пальма. Она вынужденно расстаётся со своим хозяином, когда тот улетает за границу и оставляет собаку на взлётно-посадочной полосе. Пальма – умная и верная собака. Она остается в аэропорту, вновь и вновь встречая прилетающие самолёты в надежде, что в одном из них прилетит её хозяин. Но время идет, а он так и не появляется. Другим героем истории является девятилетний мальчик по имени Коля. Совсем недавно он потерял маму, а теперь приехал к своему отцу, пилоту самолетов. Мальчик знакомится с Пальмой, они становятся настоящими друзьями, помогая друг другу пережить потерю близкого человека.

Фильм учит дружбе и преданности, дает пример доброты, милосердия, бережного отношения к братьям нашим меньшим, а также прививает традиционные семейные ценности.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие качества проявляли все люди, которые заботились о Пальме?
  • Что помогло папе найти общий язык с Колей?
  • Какие чувства остались после просмотра фильма?
  • Чему нас учит этот фильм?

Киноурок «Хорошие песни», 15 минут, режиссер Елена Дубровская, 0+

Трогательная история о том, как слова вечных песен растопили сердце ворчливой старушки в электричке.

Волею судьбы соседкой мамы и шестилетнего сына становится старушка Галина Федоровна, которая возвращается с дачи. Любое ее выказывание – это критика: молодежи, интерьера вагона, управляющего дачным кооперативом. Мальчик с удивлением смотрит на такую ворчунью. С первых минут легко заметить, что малыш очень воспитан и добр сердцем. Когда ему попался счастливый билет, главным желанием стало, чтобы всем остальным тоже попались счастливые билеты. На каждое любознательное или доброе высказывание ребенка старушка реагировала недоверчиво: «Ох ты, «спасибо» говорит… Молодец! А-то ведь от нынешней-то молодежи не дождешься…» Галину Федоровну услышали молодые ребята, соседи по вагону. И вдруг! Все они встали и запели, как настоящий русский хор, на разные голоса. Чьи-то лица пассажиров озарились улыбками, чьи-то приняли задумчивое выражение, а Галина Федоровна тихонько загрустила. Провучали мудрые песни «Есть только миг», «Иди мой друг, всегда иди дорогою добра». Каждый зарядился добротой и хорошим настроением, а Галина Федоровна разулыбалась в конце концов и угостила соседей пирожками.

Киноурок учит уважительно относиться к каждому, даже если он ворчун, воспитывает великодушие, умение быть смелым и не бояться проявлять доброту своего сердца.

Вопросы для обсуждения:

  • Чему нас учит этот киноурок?
  • Мальчик неординарно думает и высказывает свои мысли свободно, не боится проявлять себя, показывать доброту своего сердца. Как ты думаешь, судя по такому поведению ребенка, какими качествами обладает его мама?
  • Как ты думаешь, отчего сердце Галины Федоровны зачерствело? Легко ли ей было перенастроить свое отношение к окружающему?
  • Ребята (хор) в вагоне проявили себя с самой доброй и красивой стороны и получили в ответ то, что к ним окружающие повернулись тоже самой своей доброй стороной. Исходя из этой мысли, как ты думаешь, в чем состоит ответственность каждого человека при его общении с другими?
  • Чему учат песни, прозвучавшие в киноуроке? Какое состояние они передают?
  • Знаешь ли ты еще подобные мудрые песни? Составь плейлист таких песен.

Кинофильм «Ненормальный», 2024, комедия, драма, 103 минуты, режиссёр Илья Маланин, 12+

Маленький Коля не такой как все. Он не встает с инвалидной коляски, с завистью наблюдает за чужой игрой в футбол из окна своей квартиры, не имеет друзей. Уже повзрослевший Николай – красивый, сильный человек, талантливый пианист, прилетевший в Шанхай на международный конкурс. А мостиком через пропасть, лежащую между болезнью и здоровьем, стал Юрий, приемный отец героя. Однажды Юрий полюбил маму Коли и твердо намерился поставить ее сына на ноги с помощью своей уникальной системы гимнастики. Когда же случайно выяснилось, что у Коли талант к музыке, обучение игре на фортепиано стало еще одним этапом на пути к исцелению. Этот замечательный фильм о том, как отцовская любовь побеждает все трудности.

Картина показывает примеры семейной поддержки и безусловной любви, проявления отваги, упорства и дисциплины. Воспитывает милосердие, доброту, прививает семейные ценности. Вдохновляет не сдаваться на пути к заветной цели. 

Вопросы для обсуждения:

  • Юрий говорит: «Взлетай, Николай, взлетай!» Как эта фраза описывает фильм в целом?
  • В один из моментов фильма Юрий говорит про нормы окружающих. Давайте порассуждаем, какие нормы у окружающих вас людей? Подходят ли эти нормы вам? Какие нормы важны для вас?
  • Почему Николай ушел гулять по Шанхаю?
  • Какие чувства испытывал Юрий, когда искал Николая?
  • Как маленький Николай выпускал злость? Как вы думаете, что бывает, когда не выпускаешь «колючки»? Давайте составим список способов проживания злости (беззвучно покричать, порвать бумагу на клочки, поколотить грушу, покричать в подушку и т. д.)
  • Как вы думаете, «взлетел» ли Николай?
  • Какие чувства вы испытали, когда слушали мелодию, сыгранную Николаем в 3-м туре? Какие события из вашей жизни могла бы описать эта мелодия?
  • В чем состоит главная мысль этого фильма?

Кинофильм «Когда наступает сентябрь…», 1975, драма, комедия, 91 минута, режиссёр Эдмонд Кеосаян, 0+

Примечание: в фильме есть сцена распития вина из бочонка (20:14) и сцена застолья (1:14:00).

К первому сентября из Армении в Москву прилетает пенсионер Левон Погосян, чтобы лично отвести своего внука первый раз в первый класс. Колоритный, темпераментный, невероятно добрый и искренний в проявлениях своих чувств – с первых минут картины герой располагает к себе абсолютно всех, с кем его сводит судьба. Где он – там праздник! И совсем незаметно, что Левона мучают страшные боли, что молодость его пришлась на пору Великой Отечественной Войны и принесла много горя и трудностей – ведь на каждую из них у героя обязательно есть улыбка и мудрая мысль, которая утешает и даёт силы на новый день. 

Фильм воспитывает умение воспринимать жизнь как бесценный дар и проживать каждый миг честно, искренне, наполняя благодарностью, добрыми мыслями, словами и делами. Картина учит бережно относиться к чувствам близких, быть внимательным к семье и окружающим, приходить на помощь в трудную минуту и уметь разделить с окружающими веселую, не жалеть для других хорошего отношения и сохранять память о тех, кто ушёл из этой жизни.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие ощущения после просмотра фильма? Какой момент запомнился больше всего? Почему?
  • Почему вокруг Левона всегда столько отзывчивых людей?
  • Какие качества отличают Левона от других?
  • Юмор очень важная часть личности Левона. Часто ли тебе юмор помогает в трудной ситуации?

Кинофильм «Однажды 20 лет спустя», 1980 год, мелодрама, комедия, 77 минут, режиссер Юрий Круглов, 12+

Трогательная комедия «Однажды 20 лет спустя» повествует о жизни многодетной матери, радостях и горестях ее большой и полной любви семьи. Так случилось, что юбилейная встреча выпускников 10 «А» произошла на съемках телевизионной передачи. На ней всем бывшим одноклассникам были заданы 2 вопроса: «Что уже сделали в жизни?», «чего еще ждете?» Главная героиня Надежда Круглова, разговаривая с одноклассниками с огромной теплотой и ласковой улыбкой, ни словом не обмолвилась о своей жизни. Но, слушая о достижениях товарищей, Надежда время от времени погружается в свои воспоминания: рождение ребенка, потом еще и еще. Не всегда легкие будни многодетной мамы и любимой жены проносятся перед нашими глазами. Так мы узнаем, что у Надежды и ее мужа целых 10 детей! Но ответ на 1-й вопрос «Я – мама» вызвал у одноклассников недоумение. Как это? Просто мама? А где достижения и карьерные взлеты? Но это недоумение сменилось удивлением и восхищением, когда семья Кругловых всем многочисленным составом пришла навестить маму на передаче. На протяжении всего фильма мы видим, как трудно и физически тяжело быть родителем стольким детям, но на другой чаше весов всегда любовь и радость, которую дарят члены этой большой и дружной семьи друг другу. И эти чувства покрывают все трудности и печали.

Фильм воспитывает уважение к подвигу матери, учит быть принимающим, честным и открытым к миру, в любой ситуации поддерживать родных и близких. Дает пример уважительных взаимоотношений между родителями и детьми. Показывает, как много можно достичь, проявляя доброту и терпение.

Вопросы для обсуждения:

  • Какими качествами обладает мама Надя? Какие качества помогли ей в воспитании своих детей?
  • Какими качествами обладает папа? Какие качества помогли ему в воспитании своих детей?
  • Как ты понимаешь значение слов «дружная семья»? Какими качествами обладает такая семья? В каких поступках проявляются качества дружной семьи?
  • Чему нас учит этот фильм?

С дополнительными материалами урока можно ознакомиться на сайте проекта. 

116 просмотров