shutterstock.com

«Мы ничему не учимся у того, кто говорит “делай, как я”. Единственными нашими учителями являются те, кто говорят “делай со мной”», — писал в свое время Жиль Делез.

Будем считать этот текст моим вариантом сочинения на тему «Каким я вижу образование будущего?». А очень скоро на уроках я услышу еще десятки версий грядущего развития российского и мирового образования от своих воспитанников. Кто знает, возможно, к 2050 году какие-то из них окажутся точнее прогнозов «Лаборатории Касперского», упомянутой в самом начале нашего эпистолярия…

Начало статьи 

Тезис № 2. «Выбери меня, выбери меня, птица счастья завтрашнего дня…», или Личная траектория образования в «университете миллиардов». 

Речь идет о том, что ученик в зависимости от своих способностей и интересов сможет собрать для себя этакий «конструктор» из тех предметов, которые ему интересны, и будет их осваивать. На первое место выйдет дистанционное образование, впрочем, оно и сейчас, в постковидную эпоху, весьма комфортно себя чувствует (открытые платформы — отечественные и зарубежные), мультимедийные учебники, различные образовательные сообщества. Современные технологии позволяют сделать университетское образование доступным вне зависимости от того, где человек находится. Пример — всем известный проект Coursera, в котором участвуют преподаватели Стэнфордского университета, Высшей школы экономики, Калифорнийского технологического института, Принстонского университета и других высокорейтинговых вузов. Любой желающий может бесплатно получить доступ к видеозаписям лекций по любому из предлагаемых учебных курсов, которых сейчас там очень много, причем некоторые курсы читают действующие и будущие лауреаты Нобелевской премии. Согласитесь, это круче, если использовать молодежный сленг, чем лекция печального доцента из провинциального института! Понятно, что одного желания обучающегося выбирать себе программу мало, многие вообще, подобно Илье Ильичу Обломову, выберут углубленный курс лежания на диване и просмотра роликов на YouTube. Чтобы система стала рабочей, она должна быть «системой», то есть включать профтестирование, психологические консультации, персональное тьюторство, курсы повышения квалификации для тех же родителей, способных помочь ребенку сделать правильный выбор, а не потакать его прихотям. Элементы этого уже сейчас имеются в школах и вузах, вспомним элективы и курсы по выбору и в старшей школе, и в вузе. Вполне реально появление и персонального тотального учебника с искусственным интеллектом, чем-то напоминающего «алмазный букварь» из романа писателя-фантаста Нила Стивенсона и способного подбирать учебные материалы под возможности и потребности каждого конкретного ученика. Нейронные сети, господа, и прочее! Невозможное — возможно, если верить бессмертным поэтическим строкам А. Блока и менее поэтическим рифмам Димы Билана. Учитель уже давно утратил монополию на знания благодаря Сети, поэтому его задача — стать этаким Вергилием из «Божественной комедии» Данте, то есть превратиться из рассказчика в проводника знаний среди бескрайних просторов возможностей.

Тезис № 3. «Ой, теперь он и меня посчитал…», или Персональный портфель достижений

В пункте № 1 мы писали о необходимости отмены образовательного канона, чей незыблемый догмат держится на двойке, тройке, четверке и этаком карточном тузе — пятерке (да простит меня А. С. Пушкин с «Пиковой дамой»), которые де-факто мало что могут измерить. Да, портфолио уже стало важной частью жизни обучающихся, но неплохо было бы довести эту систему до национального масштаба, как в некоторых странах, например, Новой Зеландии: учет достижений за всю жизнь и привязка к грядущим страховке, кредиту и ипотеке. На сегодня система портфолио, скорее, формальная, добавят баллы к сумме трех ЕГЭ при поступлении (и то, не все достижения «котируются» на этом «рынке»), учтут при оформлении стипендии за особые заслуги в вузе, глянут некоторые работодатели при трудоустройстве, если повезет… Мало, братцы, мало…

Тезис № 4. «Играй, музыкант…», или Игровое обучение. 

Речь идет о формате компьютерных игр и внедрении их в систему образования. Если уж подрастающее поколение готово сутками просиживать за компьютерами, то почему бы не сделать какие-то стратегические «игрушки» неотъемлемой частью учебного процесса? Да та же всем известная игра-стратегия «Цивилизация», где игрок управляет цивилизацией на протяжении всего исторического времени — от Древнего мира до современности. Управление включает в себя экономику, политику, военные действия, торговлю, исследование новых территорий и новых технологий, а конкурентами выступают другие цивилизации. Вот и практикоориентированность, и междисциплинарность с совмещением целого блока школьных предметов. Чем не обучение общественным наукам и социальным практикам? И лет так через «-дцать» почему бы диплому победителя Всероссийской олимпиады по экономике не лежать рядом с сертификатом о прохождении Civilization 30.0? Не так давно мне довелось познакомиться с учителем физики и астрономии Екатериной Шинкоренко из школы № 45 г. Кемерово, которая разрабатывает свои занятия в компьютерной игре Minecraft. Ученики построили школу в игре и стали проводить онлайн-занятия там. В «игрушечной» школе есть лекторий, кинозал с познавательными видео и комнаты с интерактивными моделями. Среди примеров работ учеников — виртуальный ядерный реактор, который взорвался во время «эксперимента», а также полеты в виртуальный космос. Внедрение геймификации в образовательный процесс повышает эффективность усвоения материала.

Тезис № 5. «Учиться, учиться и учиться…», или Гражданское общество с непрерывным образованием. 

Университет, школа и образовательные сообщества должны стать единым целым, где все учатся чему-либо друг у друга и при этом помогают друг другу: вчерашний ученик спустя два года становится лектором для таких же, как он, вновь пришедших. К тому же гражданские образовательные проекты, как показывает практика, куда эффективнее государственных. Два года назад мне довелось побывать на одной научно-практической конференции в МГУ им. М. В. Ломоносова, где докладчик из Омска (педагог-филолог) рассказал об их международном информационно-просветительском проекте «Современный русский». По комплексу мероприятий практической филологии в деле популяризации грамотной речи среди населения проект не имеет аналогов в России и за рубежом. Цель проекта — повышение статуса современного русского языка среди его носителей, развитие интереса к культуре речи среди населения, противодействие губительным для русского языка и культуры в целом тенденциям снижения грамотности. Территориальный охват — от Владивостока до Калининграда, работает бесплатная служба экстренной лингвистической помощи, и каждый может задать совершенно любой вопрос касательно русского языка. Проект предлагает массу обучающих бесплатных видеоуроков. Вот оно — образование будущего. Ненавязчиво, но эффективно. Интересно и доступно, но без скатывания к «примитиву»… Или акция грамотности «Тотальный диктант»… Ее вполне можно рассматривать как альтернативную форму повышения уровня владения языком. Масштабы «Тотального диктанта» поражают: сотни тысяч участников, охват всего мира — от Камчатки до Калининграда, от Боливии до Новой Зеландии. И это проект абсолютно новый! Логично, что волонтеры и гражданские активисты не смогут полностью заменить педагогов, но вариантов взаимодействия немало. Я лишь озвучила здесь проекты, имеющие отношение к моей филологической специальности. Без сомнения, подобных гражданских платформ немало и в нашей стране, и в мире. Жаль, что не все о них знают…

701 просмотров