Культурные традиции, семейные ценности и историческое наследие играют ключевую роль в формировании идентичности ребёнка. Фольклор, как часть этого наследия, помогает детям осознавать свои корни, находить связь с предками и развивать чувство принадлежности к своему народу. Через сказки, легенды и предания ребенок не только узнает о прошлом, но и формирует понимание того, кто он и какую роль культура играет в его жизни.

Родители могут стать проводниками в этом процессе. Сказки и легенды позволяют ребенку проживать важные символические ситуации, знакомиться с архетипами героев и антигероев, изучать взаимоотношения между ними. Это помогает развивать у детей способность сопереживать, принимать решения и выстраивать внутренние моральные ориентиры. Обсуждение таких историй может стать отличным поводом для того, чтобы начать разговоры о важных жизненных вопросах: что такое добро и зло, справедливость, ответственность и мужество.

Кроме того, знакомство с фольклором способствует развитию критического мышления. Дети учатся различать реальные факты от вымысла, задавать вопросы и искать ответы, анализировать поступки персонажей и сопоставлять их с собственным опытом. Это умение критически осмысливать информацию становится важным навыком, который пригодится ребенку в будущем, особенно в современном мире, где поток информации становится всё более интенсивным и неоднозначным.

Для того чтобы помочь ребенку погрузиться в богатый мир фольклора, можно начать с личных воспоминаний. Расскажите о сказках и легендах, которые были важны для вас в детстве, о том, как эти истории влияли на ваше восприятие мира и личные ценности. Это не только сделает процесс более личным и увлекательным для ребенка, но и создаст доверительную атмосферу для глубокого обсуждения.

Познакомьте ребенка с биографиями исследователей фольклора, таких как Александр Афанасьев или Владимир Даль, и расскажите, как их работа помогла сохранить культурные ценности. Это поможет детям осознать, что фольклор — это не просто забавные истории, а важная часть исторической памяти и самоидентификации.

Вопросы для обсуждения с детьми в зависимости от их возраста:

Младшие школьники (1–4 класс):

  • Какой герой сказки тебе больше всего нравится? Почему?
  • Чему учат тебя эти истории? Есть ли что-то, чему ты научился(ась) от героев?
  • Представь, что ты придумываешь свою легенду. Кто был бы в ней главным героем?

Средние школьники (5–8 класс):

  • Как думаешь, почему люди рассказывали друг другу такие легенды?
  • Как можно использовать сказки, чтобы узнать о прошлом и традициях народа?
  • Есть ли что-то в этих историях, что помогло тебе лучше узнать себя?

Старшие школьники (9–11 класс):

  • Как фольклор помогает сохранять культурную и историческую память народа?
  • Почему важно не просто слушать сказки, но и размышлять над их смыслом?
  • Как, по-твоему, фольклор влияет на наше восприятие прошлого и настоящего?

Предлагаем вам тематическую подборку мультфильмов, фильмов и книг для детей разных возрастов.

Фильмы 

Мультфильм «Суворов. Великое путешествие», мультипликационный художественный фильм, 2022 год, 82 минут, режиссер Борис Чертков, 6+

Прекрасная история, в которой сказка и историческая правда переплетаются в увлекательный сюжет. И про любовь, и про верность, и про честность, и про защиту Родины и преданность стране рассказывается в фильме. Все эти важные темы сопровождаются прекрасной музыкой. Герои и их подвиги не оставят равнодушными и юных, и взрослых зрителей.

Вопросы для обсуждения:

  • Что тебе понравилось в личности Александра Васильевича Суворова? Хотелось бы быть на него похожим? А что ты можешь для этого сделать уже сейчас? (Подсказка, вспомни первые кадры, где появляется Суворов. Что он делает? Чем занят?)
  • В фильме говорят, что героем может стать каждый если им движет любовь. Понятно, зачем герою нужна смелость. А зачем герою любовь?
  • Про смелость Суворова, Гриши, Сони, солдат русской армии вопросов не возникает. Но может быть в фильме есть еще один удивительно смелый герой? Кто это?

Мультфильм «Крепость: щитом и мечом», 2015 год, приключения, военный, семейный, 73 минуты, режиссер Фёдор Дмитриев, 6+

Россия, начало XVII века, страна охвачена беспределом, польско-литовские войска под командованием короля Сигизмунда III осадили Смоленск. Захватчикам противостоит отважный гарнизон, во главе которого опытный воевода Михаил Шеин. Выбора у защитников нет: сдать город невозможно, ведь Смоленск – последняя крупная преграда на пути врага к столичной Москве. Мальчик по имени Сашка, живущий в осажденном городе, вместе с другом Федором не хотят оставаться в стороне и просятся в помощники к воеводе, да только не берут их в силу юного возраста. Но приключения все-таки нашли ребят: однажды мальчики выясняют, что ночами по улицам города бродит нечистая сила. Сашке и Федору предстоит расправиться с городской нечистью и сорвать планы захватчиков.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие качества помогли Саше так ярко проявить себя?
  • Ребята – хорошие друзья? В чем это проявляется? Какие негласные правила дружбы ты знаешь?
  • Чему нас учит мультфильм?

Мультфильм «Князь Владимир», 2006 год, фэнтези, драма, история, 78 минут, режиссер Юрий Кулаков, 12+

Фильм погружает зрителя в далёкие смутные времена, когда два брата – Владимир и Ярополк – сошлись в битве за власть. В мультфильме это произошло по вине злого и мстительного волхва по имени Кривжа, задумавшего совершить переворот.

Пока князья готовятся к междоусобной войне, Кривжа заключает договор с печенежским ханом. Свидетелем тайной встречи становится юный  Алекша. Пытаясь найти Владимира и предотвратить междоусобицу, мальчик попадает в неприятности, справиться с которыми ему помогает добрый маг-лесник и дочка полководца.

Чарующая древняя Русь, деревянные города, первозданная природа, эпическая музыка, сражения – все это в фильме «Князь Владимир».

Вопросы для обсуждения:

  • Князь Владимир оступился, доверился злому умыслу. Но смог вернуться на истинный путь и признать свои ошибки. Какие качества помогли ему в этом?
  • Дедушка-мудрец излучает умиротворение и добрую силу. Как ты думаешь, как ему удаётся быть в таком равновесии, что помогает ему в этом? (Какие действия, мысли)
  • Алекша и Гияр смогли подружиться, несмотря на то, что они принадлежат разным культурам и находятся по разные стороны баррикад военных действий. Какие качества помогли им в этом? 
  • Чему нас учит мультфильм? Попробуй выразить главную мысль фильма одним предложением: о чем он оказался именно для тебя?

Кинофильм «Петр Первый: Последний царь – Первый император», 2022, документальный, история, биография, 112 минут, режиссёр Андрей Кравчук, 12+ 

Драматическая картина об основных вехах жизни Петра I, его деяниях, сражениях и ключевых исторических событиях. 

Фильм красочно воплощает все перипетии судьбы Петра I, подчеркивая величественный масштаб его деяний и свершений на благо России. Важными его эпизодами являются битва при Нарве, битва за Азов, взятие Нотебурга, Полтавская битва и другие сражения. Значительной страницей фильма является грандиозное строительство Санкт-Петербурга, любимого детища Первого императора России.

Вопросы для обсуждения:

  • Какими качествами обладал Петр I? Что помогало ему воплощать столь грандиозные замыслы?
  • Какая главная мысль содержится в этом фильме? Чему он нас учит? 
  • Какие качества помогли Петру стать действительно Великим? 
  • В чём ты хотел бы взять пример с правителя? 
  • В каких жизненных ситуациях тебе может помочь пример правителя?

Кинофильм «Щит и меч», 1968 год, военная драма, исторический фильм, приключения, 4 серии, 325 минут, режиссер Владимир Басов, 12+

Киноэпопея «Щит и меч» включает в себя четыре фильма: «Без права быть собой» (1968), «Приказано – выжить…» (1968), «Обжалованию не подлежит» (1968), «Последний рубеж» (1968).

Картина показывает пример гражданских отношений накануне и в начале Великой Отечественной Войны. Это жизнь людей, которые вынуждены стать разведчиками, оставив то, что было привычным, покинув своих родных. Эти люди хорошо понимают, что от них зависит судьба многих людей, судьба родной земли. И юный зритель, наблюдая за тем, как шаг за шагом приближает победу работа разведчиков, как проявляется любовь к Родине, осознаёт себя как часть этих людей, этой страны, этого мира.

Вопросы для обсуждения:

  • Почему этот фильм называется «Щит и меч»?
  • Каким должен быть разведчик? 
  • Знаешь ли ты, кто был прототипами главных героев? Подготовьте сообщения об этих разведчиках.
  • Каким событиям посвящен фильм?
  • Какие сцены фильма тебе понравились? К каким героям ты испытал(а) симпатию, антипатию? Почему?
  • Какие еще фильмы о разведчиках ты знаешь? Похож ли на их героев главный герой этого фильма? Почему?

Кинофильм «Калашников», 2020, биография, история, 104 минуты, режиссер Константин Буслов, 12+ 

История советского конструктора-самоучки, создавшего самое распространенное в мире стрелковое оружие АК-47. Покинув фронт из-за тяжелого ранения, молодой сержант Михаил Калашников находит другой способ служить Родине. Не сразу, не без труда и ошибок, талантливый и целеустремленный конструктор разрабатывает новый автомат. Его поддерживают неравнодушные помощники, а прежде всего – будущая жена Екатерина.

Вопросы для обсуждения: 

  • Почему автомат, разработанный Калашниковым, стал символом стрелкового оружия?
  • Какими чертами характера обладал Калашников?
  • Какие люди и события помогли Михаилу на пути его технических поисков?
  • Какие чувства остались после просмотра фильма?

Кинофильм «Иван Грозный», 2 серии, 1944 –1945 годы, драма, биография, история, 103 минуты каждая серия, режиссер Сергей Эйзенштейн, 12+

«Иван Грозный» – советский двухсерийный художественный исторический фильм-биография выдающегося кинорежиссера С.М. Эйзенштейна. Иван Грозный предстает перед нами выдающейся, но в то же время противоречивой личностью, чья главная заслуга состояла в собирании земли Русской и построении сильной вертикали власти. 

Вопросы для обсуждения:

  • Что вы узнали из фильма об эпохе XVI века? Какие исторические факты, персонажи вас заинтересовали наиболее сильно и почему? Почему события тех лет можно назвать драматичными?
  • Какими личностными качествами обладал Иван IV Васильевич? Помогли ли эти качества ему объединить нашу страну и из отдельных разобщенных и своекорыстных княжеств создать единое мощное государство?
  • Какие слова из речи Ивана IV Васильевича при венчании его на царство вам запомнились? Какие задачи он обозначил для себя как Царя Всея Руси?
  • Объясните смысл название части II – «Боярский заговор». Как удалось Ивану Грозному предотвратить захват власти боярами?
  • Кто такие опричники и какова их роль при Иване Грозном?
  • Можно ли назвать Ивана Грозного противоречивой личностью? Почему?
  • В чем состоят основные заслуги этого собирателя земли Русской и строителя системы государственного управления?
  • Памятник Ивану Грозному – первый в истории России памятник царю, открытый в Орле 14 октября 2016 года. Расскажите об истории создания памятника.

Книги 

Колпакова О. Как жили в Древней Руси. Методическое пособие для взрослых. Для чтения взрослыми детям. – М., “Белый город”, 2014. – 145с., 6+

Масштабная, точная, подробная, детально проиллюстрированная книга даст читателю полное представление о том, как жили люди в Древней Руси. Самые обыкновенные вещи – детские игрушки и самые сложные исторические сюжеты – о защите Родины – все это изложено в доступной и увлекательной форме. Каждый из разделов книги сопровождают русские пословицы и поговорки, другие элементы фольклора. Благодаря легкому и талантливому изложению, читатель сумеет отличить кокошник от подвойника, а идола от домового. В иллюстративном ряду  книги используются картины лучших российских и русских живописцев, образцы народных промыслов, изображения икон, экспонаты музеев и памятники природы. 

Вопросы для обсуждения: 

  • Иногда на вещах пишут имя того, кто это сделал, так в наши дни. А когда впервые появилась такая надпись на вещи на русском языке? Сколько ей лет и что это за вещь, на которой написано “Людота Коваль”? 
  • С какими страхами справлялись наши предки? 
  • Как бы ты описал черты характера жителей Древней Руси? А что у нас сегодня в характере есть общего с ними? 
  • Как ты думаешь, чему можно поучиться современному школьнику у детей, живших в Древней Руси? 

Петрухин В.Я. Древняя Русь. – М.: Дрофа-Плюс, 2008. – 96с. с илл., 12+

Прекрасно изданная книга посвящена подробному и детальному описанию истории Древней Руси. Читатель откроет в ней образ жизни людей, населявших земли современной России, одежды и верования, обычаи и исторические события, которые составляют ткань глубоких истоков русской культуры и характера. Ведущим героем повествования выступает летописец Нестор и его старания по составлению летописи. Происхождение Руси, расселение славян, переход от язычества к христианству, отношения между князьями и власть, татаро-монгольское нашествие и возвышение Московского царства – основные вехи в содержании Российской истории и представленной книге описаны увлекательно,  в доступной форме и понятным языком, в соответствии с неоспоримыми историческими фактами. В книге раскрывается общность истории славянских народов – русских, украинцев и белорусов. 

Книга развивает историческое знание, учит любви и уважению к Родине, формирует чувство гордости за свою страну и исторические достижения, формирует взгляд на историю, основанием которой являются объективные факты и учит ценить историческую правду. 

Вопросы для обсуждения:

  1. Какими были мечи, которые древние поляне из Киева прислали в уплату дани хазарскому правителю? Что это означало для завоевателей?  
  2. Почему в Великом Новгороде княжить можно было только после согласия Вече? После каких событий установился такой порядок? Почему князь должен был заботиться о смердах, как ты думаешь? 
  3. За какие заслуги Александр Невский был признан святым защитником Русской земли Православной Церковью? 
  4. Какие три черты характера славянских народов ты мог бы назвать главными после прочтения этой книги? 

Шишов А. Русские князья. – Ростов н/Д: Изд-во “Феникс”, 1999. – 448с., 12+

Авторитет истории как науки и авторитет глубоких знаний в истории, культуре и дипломатии своей страны является главным результатом знакомства с содержанием этой книги. Она написана в доступной, интересной форме, содержит уникальные подробности и фрагменты исторических документов, выходит далеко за рамки стандартного учебного курса по истории и несомненно будет полезна при подготовке как к учебным занятиям, так и при организации внеучебной деятельности и воспитательных мероприятий. Русские князья от Вещего Олега до Василия III Ивановича, последнего собирателя земли Русской представлены как герои борьбы, защитники, искусные политики и воины, чья жизнь была поставлена на службу стране и русскому народу. 

Вопросы для обсуждения:

  1. Что было самым интересным фактом об истории нашей страны, который почерпнул из этой книги?
  2. Какова роль женщин, великих княгинь, дочерей княжеских в истории России? К чему они стремились в своей публичной деятельности? Какую из героинь книги ты запомнил как самую яркую и значимую в истории страны?
  3. Что ты думаешь об устройстве власти в Великом Новгороде, которое значительно отличалось от устройства власти в других областях, княжествах? Есть что-то общее с тем, как организована власть в России в наши дни? Например, возможность голосовать?
  4. Какие качества, черты характера помогли русским людям построить такое сильное и мощное государство? 

Мордовцев Д.Л. Замечательные исторические женщины на Руси. Истор.женщины 2-й пол. XVIII столетия: Репринт. изд. – Калининград: Янтар.Сказ, 1994. – 312с. – СПб. “Рус.книгоиз-во” И.П.Перевозникова, 1911., 16+

Среди героинь исторических очерков – самые известные и авторитетные фигуры – женщины, включенные в политическую, культурную, научную,  духовную жизнь нашей страны во второй половине XVIIIв. Ознакомиться с тем, как непросто и одновременно интересно, увлекательно, с предоставлением исторических фактов, документов, записок, рассказов “из первых уст” формировалась политика и жизнь общества через биографии императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II, княгинь Дашковой и Голициной, княжны Волконской и др. сможет читатель этой книги. Издание может служить дополнительным источником к основным учебным пособиям и позволит обогатить знание об этом периоде русской истории сквозь призму исторической науки начала XX в. – времени первого издания книги.

Отдельный интерес вызывает чтение этого издания для тех, кто интересуется нормами и правилами русского языка начала ХХв., поскольку в издании полностью сохранены грамматические нормы времени первого опубликования книги. 

Книга учит ценить историческую правду, формирует уважение к историческим фактам, раскрывает роль женщин в российской истории, наполняет любовью и уважением к знаменательным событиям в истории нашей страны.

Вопросы для обсуждения:

    1. Как ты считаешь, в истории о судьбе и обстоятельствах жизни и гибели княжны Таракановой – самозванки автор сочувствует героине или нет? Почему ты делаешь такой вывод? 
    2. О каких “цензурных неудовольствиях” для княгини Дашковой ведет речь автор? Как бы ты смог объяснить это тем, кто не читал книгу? Попробуй. 
    3. Почему, на твой взгляд, первыми русскими переводчица были женщины? Что этому способствовало в обустройстве жизни высшего общества XVIII в.? 
  • Что изменилось в твоем представлении об истории XVIII в. после прочтения этой книги? Что стало для тебя открытием? 

Родная старина. Отечественная история в рассказах и картинах. Книга 4. (с XVI до XVII ст.) Репринт. Составил В.Д.Сиповский (СПб., 1904). Белый город. 334с., 16+

Прекрасное репринтное издание, которое напечатано в соответствии с грамматическими нормами современного русского языка. Это с одной стороны, облегчает задачу знакомства с содержанием книги, а с другой стороны не избавляет от необходимости осваивать стилистику письма исторических текстов начала ХХ в., ведь она сохранена полностью. 

Яркое, красочное, богато иллюстрированное издание дает представление о предметах быта, украшениях, одежде, природе России XVI – XVIIв.в. Но не только внешняя сторона жизни страны представлена в издании. Наибольшее внимание в книге уделено внутренней и внешней политике, борьбе за власть, отношениям между государством и церковью, государем и патриархом. Именно событие названного периода оставили неизгладимый и радикальный след в истории нашей страны, Православной Церкви и жизни людей. Опора на первоисточники в издании, сохранившиеся записки, грамоты, Указы составляет историческую достоверность представленного содержания. 

Вопросы для обсуждения: 

  1. Как на ваш взгляд повлияли на Церковный раскол личностные особенности главных его участников – Царя Алексея Михайловича и патриарха Никона? 
  2. Почему, на ваш взгляд, Никон отправился плотничать, копать, выполнять тяжелую физическую работу, после того как отказался быть патриархом? 
  3. Чем удивил вас образ жизни, который вели простолюдины, крестьяне в XVI – XVII вв.? О чем вы узнали впервые из этой книги? 
  4. В “Повести о Горе-Злосчастии”  добрый молодец так и не сумел пожить по своей воле. Как ты думаешь, почему? Чего не хватило главному герою? 
  5. В Заключении говорится об авторе “Домостроя”, который отпускает своих холопов на волю. Это выглядит как парадокс. Что ты об этом думаешь? Какие подлинно русские черты характера проявляются в этом поступке одного из самых горячих ревнителей старины? 
  6. Можно ли сказать, что знакомство с этой книгой, делает читателя не только знатоком, но и тем кто любит и понимает историю своей Родины? Почему?

Ключевский В.О. Исторические портреты / В.О.Ключевский. – М.: Вече, 2005. – 480с., 16+

Книга российского историка, профессора Московского университета написана логично, аргументировано, последовательно. При этом она увлекательно раскрывает  интереснейшие детали истории Государства Российского и его блестящих граждан, таких как А.Н.Пушкин, Н.И.Новиков, И.С.Аксаков, С.М.Соловьев и многие другие. Большую часть героев своих исторических портретов автор знал лично, но не это становится канвой рассказов. А  глубокое видение личности каждого героя в обстановке и перспективе истории России, ее культуры, традиций и новаций, перспектив, влиянии героев на жизнь российского общества. В галере исторических портретов, созданных В.О.Ключевским не только литераторы и поэты, но и философы, политические деятели, отдельные литературные произведения, такие, например, как “Недоросль” Фонвизина. Историк ищет и находит самые характерные особенности русской жизни с тем, чтобы увидеть возможности худшие из них изменить. И в этом проявляется и глубокая любовь к Родине, и глубокое знание ее истории и культуры, традиций и национального характера, веры в светлое будущее российского общества. 

Вопросы для обсуждения: 

  1. Автор пишет об особенности русского просвещения, которое вместо того, чтобы объединять все образованных людей, начинает “выплескивать” в разные стороны крайне радикальные движения, идеи, сообщества. С чем это связано по мнению автора? 
  2. В речи на открытии памятника А.С.Пушкину историк открывает такие черты его творчества, на которые обычно в литературе внимания обращают немного. Какие новые черты обрел А.С.Пушкин в твоих глазах после знакомства с речью В.О.Ключевского? 
  3. Говоря о преподавании в Московскому университете, автор замечает, что на третьем курсе студент обычно ” начинает понимать удовольствие свое суждение иметь”. Почему не раньше? Чем это обоснованно? Что ты об этом думаешь?
  4. Какой из героев В.О.Ключевского произвел на тебя наибольшее впечатление? Чему у него ты хотел бы научиться?

 Семенова М. Мы – славяне! Популярная энциклопедия. – СПб.: Издательский Дом “Азбука-классика”, 2007. – 560с., 16+

Книга представляет собой компендиум сведений по древнерусской мифологии, обрядам, обычаям, образу жизни, одежде, жилищу, украшениям, фольклорным произведениям. Сопровождается набором иллюстраций, соответствующих исторически установленным фактам. Книга создана при сотрудничестве в научными учреждениями, в частности с Отделом славяно-финской археологии Института истории материальной культуры РАН, Санкт-Петербургское отделение. Книга позволит опираться на исторически достоверные факты при изучении Древней Руси, ее исследовательское поле выходит далеко за пределы учебного материала по соответствующим дисциплинам программы. Известное высказывание, обычно имеющее отношение к греческой мифологии, когда “Все полно богов”, в полной мере имеет отношение к содержанию этой книги, в которой также раскрываются сюжеты мифологии древних славян, лес и леший, водяной, баба яга, кощей бессмертный перестают существовать как герои только известных сказок, но открывают свои корни в мифологической картине мира древних славян. В статьях автор энциклопедии проводит сравнительный анализ славянской мифологии и мифологий других народов, опирается на концепции в литературе, психологии, и конечно, этнографии и антропологии.  

Вопросы для обсуждения: 

  1. Какой из обрядов, обычаев древних славян произвел на тебя наибольшее впечатление? Почему? 
  2. Попробуй назвать два-три элемента современной российской культуры, которые содержат в себе отпечаток древних славянских мифов и представлений.
  3. Как тебе кажется, может ли современный человек трудиться, используя те же орудия труда, что и древние славяне? Какой был бы от этого прок? Например, не нарушать экологическое равновесие. А что еще? 
  4. Предлагаем эксперимент:  Что если попробовать почитать классиков русской литературы XVIII – XIXв. ? И при этом  держать рядом эту энциклопедию, то возможно многое из того, что раньше было непонятным проясниться? 
  5. В чем, на твой взгляд, состоит ценность знания культуры и мифологии древних славян для современного российского человека? 
6 просмотров