Человек учится всю жизнь. Обучение и воспитание являются непрерывными процессами, которые сопровождают нас с детства до старости, и в них нам помогают учителя и наставники.
Родители являются первыми учителями и наставниками для своего ребенка. С раннего возраста родители и ближайшие родственники знакомят ребенка с окружающим миром. По мере взросления ребенок начинает взаимодействовать все с большим количеством людей, которые наставляют и учат – это воспитатели в детском саду, учителя в школе, педагоги в колледже, преподаватели различных развивающих кружков и тренеры в спортивных секциях.
Обсудите с детьми важность роли учителя для становления личности каждого человека.
Предлагаем вам начать разговор с рассказа о своих первых учителях. Расскажите ребенку о своем воспитателе или учителе, который запомнился вам. Вспомните любимые фразы учителя, интересные истории, которые связаны с ним, моменты, за которые вы ему благодарны.
Познакомьте ребенка с биографиями выдающихся педагогов, которые посвятили всю свою жизнь обучению подрастающего поколения и будущих учителей, внесли ценный вклад в развитие общества. Изучите вместе с ребенком биографии Константина Ушинского, Антона Макаренко. После своего рассказа и изучения биографий предложите своему ребенку порассуждать.
Вопросы, которые можно обсудить с детьми в зависимости от возраста:
Младшие школьники (1–4 класс):
- Каким ты представляешь себе идеального учителя? Опиши его.
- Как тебе кажется, заканчивается ли работа учителя после последнего звонка? Почему?
- Какой предмет ты бы хотел(а) преподавать в школе, если бы был(а) учителем?
Средние школьники (5–8 класс):
- Какие качества, по твоему мнению, делают учителя хорошим преподавателем?
- Как ты думаешь, что бы произошло, если бы не было учителей? Как это повлияло бы на общество, людей и будущее?
- Что, по твоему мнению, может быть сложным в работе учителя?
Старшие школьники (9–11 класс):
- Какую роль играет учитель в твоём личностном развитии и выборе будущей профессии?
- Как ты считаешь, достаточно ли общество ценит труд учителей?
- Как технологии, общественные изменения или современные образовательные подходы изменили роль учителя?
Предлагаем вам тематическую подборку мультфильмов, фильмов и книг для детей разных возрастов.
Книги
Харитонов М.С. Учитель вранья. — СПб., Изд. группа “Азбука-Аттикус”, 2014, 0+
Веселая история с удивительными приключениями юных героев. Само название книги будоражит воображение — разве может быть учитель по такому необычному предмету, как враньё? И как учитель может учить врать? Дело в том, что в младшем школьном возрасте воображение и ложь иногда сливаются, а фантазии кажутся реальными. Однако воображение и ложь — вещи разные, и эта книга учит их различать. Читатель вместе с главными героями — Тимом, который уже учится в школе, и его младшей сестрой Таськой, мечтающей попасть за школьную парту — проведет лето на даче. Они останутся там без родителей, но под присмотром Тоси Зелёной (так Тим прозвал свою тётю Лену, будущую студентку). На даче детей ждёт множество удивительных историй, где их проводником станет настоящий “учитель вранья”, который пригласит их на свои уроки. Чем закончится эта история? Научатся ли дети врать или узнают что-то гораздо важнее, смогут понять только те, кто прочитает книгу.
Вопросы для обсуждения:
- Как ты думаешь, учитель в книге врал или фантазировал? Какой он на самом деле?
- В чём разница между враньём и фантазией? Что из этого хорошо, а что плохо? Почему?
- У героев книги оживают деревья, камни и ветер, поют и читают стихи. А ты когда-нибудь слышал “голос природы”? О чём, по-твоему, поют птицы?
- В книге сказано “продолжение следует”. Как ты думаешь, что случилось с Таськой, когда она пошла в школу?
Усачёв А. Школа снеговиков. — М.: РОСМЭН, 2012, 6+
Деду Морозу уже недостаточно одной Снегурочки — да и выросла она. Поэтому он решает открыть школу, где учителем стала Снегурочка, а учениками — 20 снеговиков, слепленных самим Дедом Морозом. В этой школе снеговики учатся читать, писать и решать интересные задачки. Благодаря витаминам, которые Дед Мороз добавил в своих учеников, у них достаточно сил и таланта для учебы. Все, кто прочитает эту историю, узнают, как весело и интересно может быть в школе с Дедом Морозом и Снегурочкой. Книга развивает любознательность, интерес к обучению, учит дружить, заботиться о животных, с юмором относиться к жизни и ценить учителей.
Вопросы для обсуждения:
- Как ты думаешь, ученикам тоже важно высыпаться, чтобы хорошо учиться, как говорит Дед Мороз?
- Животные и кони в лесу за школой — это фантазия или реальность?
- Что помогает снеговику Морковкину выпутываться из разных ситуаций?
- В чём учителя школы снеговиков разбираются лучше всего?
Яковлев Ю. “Он убил мою собаку.”
(В книге “У человека должна быть собака”, М.: “Речь”, 2015, с. 60-67), 6+
Директор школы, уставший и забывший, за что он вызвал ученика, ждет прихода Саши по прозвищу Таборка. Когда Саша начинает свой рассказ, директор постепенно осознает, что ситуация намного глубже, чем он мог подумать. Оказалось, что те проступки, за которые следовало отругать Сашу, ничтожны по сравнению с поступками других участников этой истории. Директор видит в Саше честность, доброту и преданность своему делу, несмотря на его тяжелый жизненный опыт.
Вопросы для обсуждения:
- Почему, по твоему мнению, директор не смог накричать и отругать Сашу?
- Какие чувства вызывал у тебя поступок Саши?
- Представь себя на месте директора. Что бы ты сделал в этой ситуации?
- Как ты себе представляешь директора школы в этом рассказе? Опиши его.
- Какие черты характера проявил директор в ситуации с Сашей?
- Когда Саша сказал, что собирается защищать собак, директор заметил его изношенную одежду. Почему, как ты думаешь, автор это подчеркнул? Что это говорит о Саше?
Павлов О. “Учитель входит в класс…”
(Новый мир, 2009, №1, с. 84-91)
Учитель Семен Борисович Аксельбруд, обладая необыкновенным талантом, сумел передать свою любовь к живописи своим ученикам, создав студию и открыв для самых талантливых путь в мир искусства. Благодаря его усилиям, художественное образование стало для его учеников пространством нравственного взросления и личностного развития. Этот рассказ учит преданности своему призванию, честности и борьбе с трудностями.
Вопросы для обсуждения:
- Почему учителю удалось преодолеть сопротивление учеников в начале? Что помогло ему завоевать их доверие?
- Какой ты представляешь личность Семена Борисовича Аксельбруда? Назови три его главные черты.
- Осталось лишь немного учеников, которые продолжили “бороться с посредственностью” в студии. С посредственностью в чем, по-твоему, они боролись?
- Как, на твой взгляд, выпускники этого учителя будут относиться к искусству и людям творчества?
- Какая фраза учителя произвела на тебя наибольшее впечатление? Почему именно она?
Мультфильмы / Фильмы
Мультфильм «Команда Познавалова», с 2019, режиссер Андрей Игнатенко, 6+
Мультсериал рассказывает о приключениях Маши, Вани и профессора Платона Капитоновича, которые изучают различные актуальные вопросы, связанные с здоровым образом жизни. В каждой серии команда исследует одну проблему: вред сигаретного дыма, важность гигиены полости рта, опасности зависимости от гаджетов. Мультсериал помогает детям осознать ценность заботы о своем здоровье и окружающих.
Вопросы для обсуждения:
- Какая серия тебе понравилась больше всего? Почему?
- Что нового ты узнал/а из мультфильмов? А что уже было известно?
- Какие качества ты заметил/а у героев? Кого ты хотел/а бы взять в пример?
- Какие новые знания ты готов/а применять в своей жизни?
- Какой пример подает Платон Капитонович? Какой он учитель?
Мультфильм «Видеть музыку», 26 минут, 0+
Мультфильм рассказывает о том, как брат и сестра случайно испортили музыкальные инструменты оркестра и должны были исправить свои ошибки, встретив волшебного Сверчка. Он помогает им понять важность уважительного отношения к музыке и инструментам. Герои отправляются в музыкальный город, знакомятся с инструментами, каждый из которых имеет свой характер и настроение.
Вопросы для обсуждения:
- Как ты думаешь, верно ли, что инструменты могут иметь свой характер? Можно ли сравнить их с людьми? Если бы ты был/а музыкальным инструментом, каким бы был/а?
- Чему учит нас этот мультфильм?
- Арфа говорит о «струнах души». Как ты понимаешь это выражение? Как можно «задеть струны души»?
Мультфильм «Филипок», 1982, 10 минут, режиссер Розалия Зельма, 0+
Экранизация рассказа Льва Толстого о мальчике Филипке, который, несмотря на запрет матери, убежал в школу. Благодаря своей настойчивости и желанию учиться, ему разрешили присутствовать на уроках. Мультфильм учит целеустремленности, любознательности и усердию.
Вопросы для обсуждения:
- Какие качества проявил Филипок?
- Как эти качества помогут ему в будущем?
- Какие качества проявил учитель по отношению к Филипку?
Киноурок «Великий», 16 минут, режиссер Елена Дубровская, 0+
Фильм рассказывает о девочке Кате по прозвищу Скала, которая, несмотря на свой талант в пении, не видела смысла его развивать. Встреча с музыкальным педагогом Верой Дмитриевной изменила ее жизнь. Учительница помогла девочке увидеть в себе потенциал и стать лучше. В конце фильма Катя меняет прозвище на Калина, вдохновившись поддержкой учителя.
Вопросы для обсуждения:
- Как Вера Дмитриевна смогла «укротить» Катю? Какое отношение помогло ей это сделать?
- Какими качествами обладает Вера Дмитриевна как педагог?
- Чему нас учит этот фильм? Как ты можешь совершать благородные поступки?
- Какое впечатление произвел на тебя фильм?
- Какие качества смогла раскрыть в себе Катя?
Кинофильм «Хоккейные папы», 2023, семейный, 131 минута, режиссёр Андрей Булатов, 6+
Спокойную жизнь главного героя Андрея, тренера детской хоккейной команды «Тигры», нарушает новость о том, что единственный в их небольшом городе спортивный ледовый дворец собираются снести. За этим решением стоит давний недруг детства Андрея – Игорь, настроенный решительно и беспощадно. Андрею удается договориться о том, что ледовый сохранится при условии победы в турнире по хоккею. Отцы учеников тренера решают сами выйти на лед и побороться за будущее детей, но еще не знают, какие трудности их ждут на этом пути. Но трудности становятся команде не помехой, а помощью, ведь если б не было сложностей – не появилось бы таких замечательных верных и дружных хоккейных пап!
Вопросы для обсуждения:
- На чем строится авторитет Андрея как тренера? Почему и родители, и ученики проявляют к нему такое тотальное уважение?
- На жизнь и решения Игоря даже во взрослом возрасте и при солидном положении влияют его детские обиды. Почему он не может оставить в прошлом прежние переживания? За что именно борется Игорь?
- Что двигало участниками новой сборной команды? Что именно защищал каждый из них, решив отстоять Ледовый?
- Каждому из участников пришлось преодолеть себя при подготовке. Какие личные качества им в этом помогли?
- Как строчка песни Дениса Клявера, прозвучавшая в его выступлении на радио, иллюстрирует этот фильм?
- Какое значение для команды имела общая поездка на автобусе? Как в этой поездке проявился тренерский талант Андрея? Что приобрел каждый из участников команды?
- Без проигрыша не бывает побед. Какая ценность содержится в неудаче?
- Чему научила гонщика ситуация, в которую он привел свою команду?
- Кто из пап сильно разбаловал своего сына? В какой момент и почему он осознал свой родительский просчет?
- Пройдя все испытания и тревоги команда тоже стала семьей. Почему она может ею называться?
- Продолжи фразу: «Семья – это…»
- Какой момент стал переломным для Игоря? Что он осознал?
Кинофильм «Большая перемена», 1972 год, мелодрама, комедия, семейный, 4 часа 18 минут, Алексей Коренев, 16+
В основе сюжета советского четырехсерийного художественного фильма «Большая перемена» – история взаимоотношений молодого педагога-историка Нестора Петровича Северова и его взрослых учеников – учащихся вечерней школы рабочей молодежи. Фильм снят по повести Георгия Садовникова «Иду к людям». В картине создается образ педагога, способного оставаться искренним, живым, сопереживающим человеком в любой жизненной ситуации, показывается, как педагогу удается завоевать доверие учеников силою своего характера и деятельным участием в их судьбах. В картине множество сюжетных линий, событий, историй, порой жизненных неурядиц, в которых герои и персонажи проходят проверку на лучшие нравственные качества – взаимопонимание, настоящую дружбу, поддержку.
Вопросы для обсуждения:
- С помощью каких нравственных качеств Нестору Петровичу удалось завоевать доверие своих великовозрастных учеников? Что было для него превыше всего – любовь к ученикам или к предмету, который он преподаёт?
- Заинтересовал ли Нестор Петрович учеников своим предметом и почему?
- Какие герои и персонажи фильма вам запомнились и почему? Расскажите о их судьбах, чем они интересны.
- Чем вам запомнились такие герои фильма, как Ганжа и Светлана Афанасьевна, с какими трудностями они сталкиваются в семейной жизни?
- Напишите сочинение на тему «Образ педагога в фильме «Большая перемена».
Кинофильм «Большой», 2016, спортивный, драма, 132 мин., реж. Валерий Тодоровский, 12+
Примечание: есть сцены употребления алкогольной продукции (15:20; 1:30:00)
Юная и необычайно талантливая танцовщица Юля Ольшанская из маленького шахтёрского городка вытягивает «счастливый билет»: её замечает бывший артист балета Потоцкий и прочит будущее великой балерины, достойной главной сцены страны. Однако для того, чтобы стать бриллиантом, любому, даже самому выдающемуся алмазу, требуется огранка, и путь на легендарные подмостки Большого театра для Юли лежит через стены балетной школы, где опеку над непокорной провинциалкой берёт ещё более своенравная преподавательница Галина Михайловна Белецкая. Превращение в приму потребует невероятного самоотречения, и Юля на собственном опыте должна будет убедиться, что большой балет – это не только белизна пачек, золото лож и скольжение шёлковых лент. Но никакие препятствия не остановят того, у кого есть Большая Мечта.
Вопросы для обсуждения:
- Почему Галина Михайловна взяла Юлю под своё крыло?
- Какими качествами обладает Юля? Как они помогали ей справляться с жизненными трудностями?
- Какую роль в жизни Юли сыграли два ее наставника?
- Для кого танцевала Юля в конце фильма?
Кинофильм «Я делаю шаг», 2023, мелодрама, 115 минут, режиссёр Ольга Акатьева, 6+
Картина расскажет историю Саши Макарова, который выпустился из педагогического института и вынужден вернуться в свой родной город, чтобы начать работать учителем литературы. Казалось бы, вполне обычная ситуация, но проблема в том, что из-за дислексии Саша с трудом может прочитать даже фамилии учеников в классном журнале.
Вопросы для обсуждения:
- Как вы относитесь к первому диалогу главного героя и учеников класса? Считаете ли вы, что ученики могут разговаривать в таком тоне и давать такие характеристики учителю? Если нет, то почему?
- Поступок Волкова перед началом одного из уроков был совершен с молчаливого одобрения и всеобщего смеха. Как ты думаешь, зачем он так поступил? Чего он хотел добиться? Считаешь ли ты такое поведение допустимым? Может быть, другие ученики класса должны были остановить Волкова? Что бы ты сказал Волкову, будь ты одним из учеников этого класса?
- Бросок дымовой шашки, который осуществили школьники, – это правонарушение. Как ты считаешь, почему ребята пошли на этот поступок? Они, очевидно, обдумали этот бросок, совершили его неслучайно, преднамеренно. С какой целью они это сделали?
- Это испытание? Если да, то для кого? Для учителя? Для самих ребят? А было ли можно поступить в этой ситуации каким-то другим образом?
- Что такое дислексия? Почему Саша скрывал свою особенность восприятия?
- Почему Саша решил пойти именно в профессию учителя, если у него была такая проблема?
- Как думаете, почему Саша сначала не хотел работать в школе и почему вскоре изменил свое мнение?
- Если бы у тебя был выбор – оказаться на месте одного из героев, то кто бы это был? Почему? Что общее у тебя есть с ним? Какие черты характера? Они тебе нравятся? Или от каких-то черт ты бы хотел избавиться?
Кинофильм «Доживем до понедельника», 1968 год, драма, 106 минут, режиссер Станислав Ростоцкий, 12+
Примечание: картина содержит многочисленные сцены табакокурения.
Трогательная мелодрама Станислава Ростоцкого рассказывает о трех днях из жизни обычной советской школы, а также о событиях и переживаниях 9 «В» класса. Классным руководителем ребят является Илья Семёнович Мельников, талантливый учитель истории и наставник для своих подопечных. Илье Семеновичу свойственны постоянный поиск правды и справедливости, честность и смелость, что делает его в глазах детей настоящим Педагогом с большой буквы.
Вопросы для обсуждения:
- Почему ребята так безоговорочно уважают Илью Семёновича?
- Какими качествами обладает Илья Семёнович как педагог?
- «Счастье – это дожить до понедельника, а потом ещё и до вторника…А может, счастье – это когда тебя все понимают». О чем для тебя эти слова?
- Чему нас учит этот фильм?
С дополнительными материалами урока можно ознакомиться на сайте проекта.