freepik.com/

Как вырастить здорового ребёнка и самому не сломаться под гнётом напряжения и болезней? Как гармонизировать жизнь и привести в порядок здоровье? О сне, питании, диспансеризации и медицинской пользе любви в семье мы поговорим с детским хирургом Дмитрием Морозовым.

  • Дмитрий Морозов
    профессор, директор «Научно-исследовательского клинического института педиатрии и детской хирургии имени академика Ю. Е. Вельтищева» РНИМУ им. Н.И. Пирогова, заведующий кафедрой детской хирургии им. Л.П. Александрова Сеченовского университета, главный детский хирург Минздрава России

Дмитрий Анатольевич, начнём с главного. Как, собственно, беречь здоровье наших детей?

Тогда я тоже начну с главного. Давайте поймём одну простую вещь. Здоровье — это физическое, психическое и нравственное благополучие.

Я — детский хирург и оперирую с моих 17 лет, поэтому можете мне поверить на слово, если семья живёт, условно говоря, вне любви, то не существует таблеток и, тем более, хирургических решений для того, чтобы эту проблему решить.

Например, ко мне на приём приходит семья. Все великолепно одеты, мама с идеальной фигурой, стильная, красиво накрашена, родители прекрасно образованы… но я чувствую, что папа с мамой не любят друг друга. И сразу становится понятна та ситуация, в которую попал их ребёнок. И тогда мне приходится сначала скорректировать его здоровье, а потом попытаться объяснить родителям, что надо внести некоторые изменения в жизни.

Всё начинается с любви. С этим спорить невозможно, да и не нужно. А если взять более прагматичные аспекты?

Когда мы говорим о сохранении здоровья ребёнка, мы, конечно, должны понимать, что это тяжелейший ежедневный труд. Но попробую разложить всё по полочкам. Для начала, ребёнку обязательно надо двигаться.

Очень важно понимать, что если человек постоянно сидит за компьютером или лежит на диване, то у него некорректно работают многие органы и системы, замедляется кровообращение и происходит ещё много негативных процессов. А если это повторяется из месяца в месяц, из года в год, то человек будет постепенно терять то самое здоровье. Поэтому обязательно надо двигаться. Это могут быть и просто прогулки всей семьёй, лыжи, коньки, санки, плавание — да что угодно!

Я понимаю, что в современном мире сверхскоростей и огромного потока информации, в эпоху психоэмоционального напряжения воспитывать ребёнка сложно. Но надо уметь замедляться. И придумывать что-то, что по-настоящему будет важно для всей семьи. Я совсем недавно предложил своей 12-летней дочери попить чай из самовара. Она отвлеклась от своего телефона и спросила: а когда ты успел посмотреть видео? Я говорю: какое? Она: обучающее. Я говорю: ну, я так-то и сам могу самовар развести. Я тут же получил несколько баллов в её глазах. Ого! Папа умеет разжечь самовар. Такие «замедления» очень нужны. Они, помимо прочего, оздоравливают нашу психику и делают семью ближе духовно, да и физически.

Это важно. Мы, например, принципиально убираем все гаджеты во время приёма пищи, а за обедом или ужином обсуждаем новости каждого из нас. Это сближает.

Конечно. Но и на этом не стоит зацикливаться. Хотя обратить внимание на еду всё-таки надо. Я уже говорил, что ребёнок живёт так, как живёт его семья. Обратите внимание на питание. Например, папа любит жирное жареное мясо и очень солёную еду. Или просто много ест. Это значит, что и сын будет копировать отца. Поэтому присмотритесь к тому, что и как вы едите, изучите специальную литературу, её сейчас великое множество.

Конечно, здесь не нужно впадать в какую-то там психологическую зависимость и пытаться высчитать все калории. Мне кажется, это лишит нас счастья бытия, но понимать, что питание должно быть полноценным — обязательно. Я не говорю уже о профилактике йодного дефицита. Если он у вас есть, это автоматически отражается на формировании интеллекта и мыслительной деятельности. Мы не можем требовать от ребёнка, который живет в йодном дефиците, чтобы он учился на пятёрки. Это невозможно.

И если йода нет в почве, в воде, то увеличивается частота врождённого гипотериоза, увеличивается число заболеваний щитовидной железы и уменьшается уровень интеллекта.

И что же делать?

Раньше вопрос йододефицита чаще всего решался через хлеб. То есть, если вы будете его есть, а не пугаться как сложного углевода, то пары кусочков в день будет достаточно для того, чтобы получить норму йода.

Впрочем, есть такие препараты, как йодамарин и так далее. Но их назначает эндокринолог. Щитовидная железа — это как топка, а организм — как паровоз. Поэтому надо следить за топкой, чтобы паровозик ехал хорошо. Сходите к эндокринологу, проверьте свое здоровье. Наиболее важно это в подростковом возрасте, когда щитовидная железа начинает работать серьёзно, особенно у девочек. Тогда же возникает так называемое ювенильное увеличение щитовидной железы. И ей нужен йод для того, чтобы делать гормоны, чтобы жить и функционировать. Но это очень тонкий вопрос, потому что передозировка йода тоже очень вредна.

То есть, по сути, нужно пройти диспансеризацию, сдать анализы, посмотреть, и, если показатель понижен, обратиться к эндокринологу, который уже назначит лечение.

Давайте тогда дальше поговорим о профилактике.

С удовольствием. Начнём с сердца. Сердечко ребёнка требует внимания. У детей тоже есть и повышенное давление, и гиперхолестериномия, и различные сосудистые кризы, и инсульты. И, увы, они не единичны. Не нужно эти вопросы пускать на самотёк. Не игнорируйте жалобы ребёнка на повышенную утомляемость, не пропускайте отёки. Очень часто это сигналы о нарушении сердечной деятельности и повод обратиться к кардиологу.

Не забывайте, что человек постоянно эволюционирует. Только за прошлый век наша толстая кишка уменьшилась в два раза, потому что изменилась еда. Сейчас у детей практически в два раза чаще стал слышаться сердечный шум. Пусть простят меня кардиологи за упрощение.

Глаза. Обратите внимание, сколько времени дети проводят за монитором. Какие здесь мелкие буквы. Это же очень вредно. Вот вы с ребёнком едете с занятий, а он или она что делает? Да, смотрит в телефон. Тряска от дороги, но охота пуще неволи… Это всё катастрофически вредно. Что, например, делаю я? Я дочери сказал: «Слушай, я тебя предупредил, ко мне вопросов больше нет. Хочешь жить без зрения, живи без зрения. Но ты должна понимать, что это катастрофически вредно». Но это, конечно, малая часть. Сказать-то мы можем. А что сделать? Как отдохнуть глазам? Вы идёте и говорите: «Смотри на крышу, видишь, ворона?». Ребёнок смотрит вдаль, в это время глазная мышца расслабляется. Такую практику можно использовать, когда вы идёте в школу или из школы.

Сейчас ещё период цветения и не будет лишним спросить Вас об аллергии.

Печально это признавать, но аллергии будет с каждым годом всё больше. Условно говоря, через 10—15 лет не будет людей без аллергии. Но аллергия аллергии рознь. Есть крапивница или аллергический конъюнктивит или насморк, а есть серьёзнейшие, угрожающие жизни аллергические реакции.

Если вы знаете, что ваш ребёнок — аллергик, то вы должны подойти в школе к медицинскому работнику, спросить, есть ли медикаменты, которые могут потребоваться для помощи, предупредить учителя, что делать, если начался приступ аллергии.

Я, например, как аллергик с 8-летнего возраста, без ампулы дексаметазона в командировки не езжу. Пока, слава богу, ни разу не применял, но вожу всегда — мало ли как организм отреагирует.

А что же тогда делать с прививками? Очень актуальный вопрос. Столько аргументов «за», но как отреагирует организм ребёнка?

Вакцинация — это отдельный огромный вопрос. Что такое вакцинация? Это то, что позволило человечеству жить. Непорядок с вакцинацией в последние десятилетия, особенно в европейском мире, к чему привел? К эпидемиям. Корь опять становится частым гостем в регионах, где «забыли» про вакцины.

Но! Если ребёнок болеет или он аллергик, то существуют специалисты, которые разработают человеку индивидуальный график вакцинации. Ни в коем случае не надо прививаться больным. Выздоровеете и прививайтесь. То есть это должно быть подконтрольно.

А что про учебные заведения? Как быть ребёнку в школе?

А вот о школьной медицине я бы хотел сказать особо. Учебный процесс, я в этом глубоко убежден, он должен быть здоровьесберегающий. Ребёнок — это не ведро, в которое мы должны набросать или налить каких-то знаний и умений. Ребёнок — это человек, который должен закончить школу и быть счастливым, хотел бы иметь семью, детей и чувствовать радость бытия, находясь в лесу, в парке, на реке, на работе, общаясь с другом и обнимая любимого человека. Вот это очень важно сохранить.

Мы не можем просто загнать в него знания и утрамбовать их. Если кто так поступает, должны понимать, что они делают, в общем-то, медвежью услугу. А если вы посмотрите закон об образовании, то увидите медицинского работника как помощника. Но по моему глубокому убеждению, медицинский работник должен находиться в статусе завуча и быть членом педагогического совета с правом голоса. Он должен быть человеком, который реально следит за здоровьем людей, имея в виду гармонизацию учебной нагрузки. Вот о чём идет речь. Греческие модели для нас могут стать примером гармонии воспитания человека.

У меня был в жизни период, когда я возглавлял комитет по охране здоровья в Государственной Думе. Я хотел создать новый закон об охране здоровья детей, который соответствовал бы всем современным запросам. Я тогда выступил с инициативой законопроекта, который касался обеспечения здоровья детей, находящихся в школе. Сегодня мы сделаем именно на этом акцент, потому что дети, которые вступают в школьный возраст — это мальчики и девочки, на которых лежит невероятная нагрузка.

Сегодняшние дети, на мой взгляд, живут без пауз, без времени на помечтать, помолчать, побродить, подумать, пофантазировать. Ну вот как сегодня ребёнок может додуматься, что обычная палочка может быть и автоматом, и мотоциклом, и кистью для рисования. Это то счастье, которое мы имели в своей жизни.

Ну, не всё так печально. Мы, родители, должны как-то выделять время на развитие ребёнка, на его учёбу и на «помечтать», и на спорт.

Безусловно. Но я хочу сказать про спорт отдельно. Перед тем, как отдать ребёнка в какую-нибудь спортивную секцию, я вас как врач очень прошу, обследуйте своего сына или дочь. Ведь, да простят меня спортсмены, у профессионального спорта, к сожалению, нет ничего общего со здоровьем. Лучше просто физическая активность. Но если уж выбрали спорт — это серьёзное дело. Тогда наблюдайтесь у врача. Серьёзно. Юного спортсмена должен сопровождать врач. На всех этапах. Я пошёл в футбол, например, в восемь лет. И вдруг смотрю, исчез Петька. А где, спрашиваю я, он? А у него сердце заболело. Потом проходит несколько месяцев, а где Вася? А у него что-то с сердцем. Думаю, пойдука я из этого футбола. Я вот помню, что по двум случаям принял решение уйти из футбола.

Но вообще считается, что самый полезный вид физической нагрузки — плавание. Дальше идут игровые и неконтактные виды спорта.

Профилактику обсудили, еду обсудили, спорт тоже. А что со сном? Как его наладить и сколько вообще должен спать ребёнок?

Это больной вопрос — о недостатке сна. Речь идёт даже не о том, что дети не спят 9 часов. Они сейчас спят по 4—5. А ведь сон должен составлять примерно 8 часов. Желательно, чтобы ребёнок спал и по утрам — с 5 до 7.

В это время вырабатываются гормоны, в том числе, и гормон роста. В это время человек является наиболее уязвимым, причем и ребёнок, и взрослый. И вот ранний подъём, это, конечно, стресс.

Нельзя заниматься спортом в ранние утренние часы. Вот некоторые в это время бегают или плавают. Это в корне неверно. Кстати, то же самое касается и завтрака. Ведь на самом деле, организм должен получать первую порцию еды где-то в 10—11 утра, а не в 7. Сами же знаете, с утра есть не хочется, а вот потом…

Когда мы даём организму еду рано, он функционально, гормонально к этому не готов. Вот и ребёнок по утрам либо не ест, либо едва-едва впихивает в себя кашку. Мы вроде ему даём полезное, а он не хочет. А и не будет хотеть в 7 утра. А вот в 11 — это с удовольствием. Но нам этот режим очень сложно установить.

Бесспорно, но делать-то что? Как можно помочь ребёнку справляться с нагрузками?

Мир меняется, человек эволюционирует, мы уже не бегаем за львами, медведями и тиграми. Меняется и жизнь — человек сидит за компьютером, и, соответственно, меняется суть, физиология и психология человека. Мы должны всё это прекрасно понимать. Поэтому резюмируя всё то, о чём я говорил, подытожу.

Из ежедневного. Ребёнок должен высыпаться и отдыхать часов восемь в сутки. Да и взрослым, кстати, это тоже очень будет полезно. Есть надо 4—5 раз в день. Чем ребёнок младше, тем чаще, но небольшими объёмами, чтобы не растягивать желудок и не нарушать желчеотделение, чтобы не было проблем со стулом, с мочеиспусканием и так далее. Это все очень важно. И в этом формате ребёнок растёт, и к окончанию школы уже имеет свой «набор пищевых привычек».

Кстати, миллионный раз напомню, что на ночь есть вредно. Последний приём пищи должен быть не позднее 19 часов. И не потому, что нужно худеть. Просто максимум холестерина всасывается ночью. Если вы едите на ночь, то вы просто перечёркиваете весь свой здоровый день.

Рецепт в общем-то прост: физическая активность, полноценный сон, умеренность в еде, и я бы добавил всё-таки разгрузочные периоды. Не зря же они прописаны и во многих религиях. Это тот период, когда ты приходишь в гармонию со своей головой, и ты не ешь не потому, что ты постишься, а для того, чтобы прийти в состояние некого умиротворения.

Беседовала: Елена Кузнецова

 

139 просмотров