Решая задачи политехнического обучения, наша школа стремится всемерно опереться на семью. Опыт показывает, что семья может оказать школе большую помощь в этой области.

В передовых семьях детей ещё с дошкольного возраста приучают к посильному физическому труду, домоводству, прививают им желание и умение трудиться.

Позже, на основе получаемых детьми в школе знаний, навыков и умений, семья поощряет их интерес к технике, к моделированию. Многие родители практически знакомят своих детей с основами столярного, слесарного дела, радио и электротехники, учат их пользоваться различными инструментами, рассказывают детям о своей работе.

Дети, воспитанные в таких семьях, отличаются трудолюбием, любознательностью, умением приложить свои знания на практике. Обычно руками этих учащихся оборудуются школьные кабинеты, изготовляются наглядные пособия, радиофицируются классы. Так, Эдик Клочко ещё с детства начал моделировать. Взрослые сумели привить ему любовь к технике, ручному мастерству. Теперь Эдик в 9-м классе. Он изучил двигатель внутреннего сгорания, водит автомашину, умеет работать на токарном станке, хорошо знает основы электротехники и киномеханики. В школе Эдик руководит двумя кружками: столярным и киномехаников. Он помог оборудовать для демонстрации кинокартин школьный зал. Во главе бригады учащихся смонтировал для школьной столярной мастерской токарный станок, электролобзик, изготовил стол для настольного тенниса. Активно участвовал в оборудовании автомобильного класса.

Школьник Вячеслав Ловцов под руководством старших членов семьи овладел радиотехникой. Выполнил основные работы по радиофикации школы. Отремонтировал полученный школой из радиокомитета бездействующий ламповый приёмник и магнитофон. Вячеслав ведёт передачи школьной радиогазеты.

Пятиклассник Владимир Рябов, сын токаря-пенсионера, выполняет на станке самые сложные токарные работы. Мы изучили ценный опыт трудового воспитания в семьях Клочко, Ловцова, Рябова и стали распространять его среди родителей. Организовали школьную выставку детского технического творчества, на которой были представлены самые различные работы учащихся – рисунки, чертежи, вышивки, изделия из дерева и металла, модели.

Перед осмотром выставки заведующий учебной частью школы провёл беседу с родителями. Он рассказал об опыте трудового воспитания детей в передовых семьях, а наряду с этим привёл и отрицательные факты. Так, отец ученика 8-го класса Валерия Горбунова – радист высокой квалификации, а сын его учится плохо, даже не знает, с какой стороны подойти к радио. Очень неблагополучно у Валерия и с дисциплиной. Отец старшеклассника Шашкова шофёр, но его сын мотора не знает, водить машину не умеет. Что же мешает этим родителям возбудить у детей интерес к своим профессиям? Не равнодушие ли к будущему детей?

Родители горячо одобрили инициативу школы и поделились своим опытом приучения детей к труду. Так, отец пятиклассника Игоря Дерковского приучил сына к работе по дереву. Однажды, вернувшись из командировки, он привёз мальчику лобзик и пилки, и с тех пор всё свободное время Игорь с ними не расстаётся. Он выпиливает полочки, коробочки для разной домашней утвари и другие вещи. Отец и мать поощряют мальчика в его полезном занятии: покупают ему рисунки для выпиливания, наиболее удачные поделки сына используют в быту. У мальчика – живая заинтересованность в труде, он проявляет творческую инициативу и настойчивость.

Мать ученика Короткова (он дружит с Дерковским) рассказала, как сын под влиянием товарища также занялся выпиливанием и изготовлением изделий из дерева и картона.

Внимательно следит за технической самодеятельностью сына заместитель директора мебельной фабрики Сергей Фролович Евстафьев. Он купил Валерию набор столярных инструментов, обеспечил материалом, руководит его занятиями. Сын сделал подцветочницы, скамеечку для матери, клетки для птиц, а сейчас трудится над письменным прибором, представляющим собой макет части Кремля. В школе Валерий помог оборудовать столярную мастерскую.

Отец восьмиклассника Владимира Алекаева, работник речного порта, во время летних поездок по Волге помог сыновьям изучить мотор. Двое старших сыновей теперь знают все части и детали мотора, самостоятельно разбирают и чинят его.

Мать девятиклассника Анатолия Рахманова – химик. Она сумела и своему сыну привить любовь к этой профессии. У себя дома Анатолий завёл маленькую химическую лабораторию и производит в ней под наблюдением матери довольно сложные опыты.

Слесарь одного из заводов тов. Ермаков обучил своего сына-семиклассника слесарному делу.

Классная руководительница 7-го класса З.П. Еськина рассказала о том, как занятия трудом помогли второгодникам Малову и Шаронову. Лентяи и нарушители дисциплины в прошлом, они увлеклись столярным делом, вышли из-под влияния плохих товарищей, стали дорожить школой, прилежнее учиться.

Для многих родителей это собрание явилось школой, где они впервые услышали деловой разговор о конкретных методах воспитания детей в труде, в частности о передаче детям профессиональных навыков отцов и матерей. Очень поучительной для родителей была и выставка технического творчества детей. Все это, однако, было лишь началом нашей планомерной работы с родителями.

Классные руководители собрали данные о профессиях родителей, старших братьев и сестёр во всех семьях своих воспитанников и организовали групповые беседы с родителями. На групповую беседу приглашались, как правило, четыре-шесть родителей, в том числе не менее двух, имеющих положительный опыт трудового воспитания детей. Так, на групповую беседу в 7 «В» классе были вызваны родители шести учащихся – Кудашовой, Ермаковой, Никитиной, Александровой, Примина и Кулаковского. Классная руково-дительница Е. Д. Клёнова знала, что ученица Кудашова хорошо вышивает, ученица Александрова хорошо шьёт, а ученик Кулаковский – школьный киномеханик.

Иначе обстояло дело с остальными тремя школьниками. Примин – умный и развитой мальчик, но – озорник и никаким полезным занятием не увлекается. Девочки Ермакова и Никитина не обладают навыками домоводства, так как родители не содействуют им в этом.

Во время групповой беседы, проходившей в непринуждённой обстановке, мать Кудашовой рассказала, как она учила девочку вышивать и как это полезное занятие благотворно повлияло на характер и поведение дочери. Примерно о том же говорили родители Александровой и Кулаковского.

Мать Примина призналась, что допускала ошибку, недооценив значение трудового воспитания сына.

– В прошлом году, – говорила она, – по роду службы мне пришлось плавать на рыболовецких судах. Я брала сына с собой, но не позволяла ему принимать участия в труде рыбаков. В этом году исправлю ошибку. Пусть в меру сил сын часа два-три потрудится с рыбаками, пусть присмотрится, как люди работают, как хлеб добывают. Может быть, он и в школе вести себя станет лучше. Да и дома я ему найду дело.

В каждом классе проведено несколько таких групповых бесед. Для пропаганды трудового воспитания мы использовали и подготовку к Международному женскому дню. Классные руководители советовали отцам помочь детям трудовыми подарками выразить свою любовь и уважение к матерям. Это предложение нашло широкий отклик. Так, Валя Гусева решила вышить в подарок матери салфетку. Отец Вали нарисовал узор на куске материи, помог дочери купить разноцветные нитки, подобрать цвета для узора. Николай Степанович Леонов помог сыну выпилить в подарок маме шкатулку с изображением голубя. Так же поступили другие отцы. Подарки, любовно сделанные руками детей, доставили большую радость матерям.

Широкое поле для трудового воспитания в семье – домоводство. На родительских собраниях мы призывали привлекать детей к многообразной помощи в быту. Учить их шить, вышивать, готовить обед, производить уборку, починки и т. д. Приходилось преодолевать укоренившееся у некоторых родителей ошибочное мнение, будто нельзя отрывать детей от ученья для домашних дел, которыми успеют, мол, заняться, когда вырастут. Обычно у таких родителей дети вырастают белоручками, труд не любят, людей труда не уважают, смотрят на работу в колхозе, на заводе как на «трагедию». Да и как могут вырасти трудолюбивыми людьми дети, которых в семье оберегали от всякой «чёрной» работы: мытья и подметания полов, стирки и починки белья, от всякого обслуживания себя и других членов семьи.

В трудовом воспитании учащихся нам помогает и школьная радиогазета. По радио был объявлен приказ директора школы с благодарностью авторам наиболее интересных экспонатов, представленных на технической выставке. В заметке «Долг молодёжи» рассказывалось о комсомольцах и пионерах, которые успешно овладевают дома трудовыми навыками, перенимают опыт родителей, старших братьев и сестёр, помогают им в домашнем хозяйстве. В следующем выступлении радиогазета в заметке «Наши «умельцы» – гордость школы» сообщала о тех учащихся, которые, овладев дома трудовыми навыками, помогают и школе своими умелыми руками.

В школе были проведены конкурсы на лучшие модели парохода и автомобиля. По классам прошли беседы о задачах политехнического обучения и комсомольские собрания на тему «Как мы приобретаем навыки труда в школе и дома». На нескольких собраниях широко обсуждались вопросы: «Как я помогаю родителям», «Мои домашние дела и заботы». Учащиеся делились своими мыслями о домашнем труде, о пользе домоводства, критиковали тех своих друзей и подруг, которые отлынивают от трудовых занятий, не помогают родителям, тратят время на безделье или озорство.

Таким образом, педагогическим коллективом нашей школы было найдено несколько форм пропаганды среди родителей задач и опыта трудового воспитания детей. Разумеется, это не предел. Возможности воспитания детей в труде и содружестве школы и семьи в этой области весьма обширны. Хочется ещё раз подчеркнуть главное: основы трудового воспитания детей, а следовательно, и одно из решающих условий их успешного политехнического обучения в школе закладываются раньше всего в семье. Об этом постоянно должны помнить родители.

Автор: Е. Шнейдер

250 просмотров