В условиях глобального общества у человека есть возможность легко узнавать и усваивать культурные нормы и ценности других государств. Договариваться и находить общий язык с людьми из других стран можно учиться,начиная с детского возраста. Дипломатические навыки, грамотно выстроенная коммуникация помогают находить союзников и единомышленников, готовых прийти на помощь и поддержать как на уровне межличностного общения, так и на уровне государств.

Для психологического благополучия ребенку важно чувствовать, что он не один, что у него есть союзники в лице родственников, друзей, учителей.

Напомним, в преддверии внеурочного занятия «Разговоры о важном» на сайте нашего журнала выходит материал, посвященный предстоящей теме. Мы предлагаем родителям вопросы для обсуждения с ребенком дома, а также рассказываем о фильмах и книгах для разных возрастов.

О чем говорить?

Основная задача занятия: формирование у детей навыков дипломатии и сотрудничества.

Поговорите с детьми о том, почему сотрудничество государств дает преимущества для граждан всего мира. Поделитесь интересными рассказами из вашей жизни и истории страны, в которых межкультурное общение и международное сотрудничество приносило значимый результат.

Вопросы, которые можно обсудить с детьми в зависимости от возраста:

Ученикам младшей школы

  • Как люди становятся друзьями?
  • Почему бывает так, что люди ссорятся?
  • Как ты думаешь, кто такие союзники?

Ученикам средней школы

  • Какова разница между – быть союзником и быть соперником?
  • Как ты думаешь, что важно знать, чтобы уметь договариваться с представителями других стран?
  • В чем преимущество международного сотрудничества для граждан?

Ученикам старшей школы

  • В каких ситуациях тебе трудно договориться? Почему?
  • Какие навыки общения можно назвать дипломатическими?
  • Что для тебя означает слово «союзник»?

Предлагаем вам тематическую подборку мультфильмов, фильмов и книг для детей разных возрастов.

Фильмы

Кинофильм «Сестренка», 2019 год, драма, военный, 94 минуты, режиссер Александр Галибин, 6+

Фильм о судьбах двух совсем разных детей, Ямиля и Оксаны, сумевших стать друг другу верными братом и сестрой.

Отец Ямиля, башкирский солдат, в одном из разрушенных фашистами домов обнаружил маленькую Оксану. Ему удалось отправить девочку в родную деревню к жене и сыну: так Оксана обрела приемную маму, а для Ямиля стала долгожданной сестрой. Фильм наполнен мудростью, светом добрых дел, множеством трогательных, забавных или пугающих ситуаций, в какие только могут попасть дети. А завершение картины точно никого не оставит равнодушным.

Вопросы для обсуждения:

  • Какими качествами обладает Ямиль? Какие качества помогли ему справиться с разными трудностями на пути?
  • Какими качествами обладает Оксана? Что помогло ей начать улыбаться и играть после пережитого?
  • Какой из персонажей понравился вам больше всего? Почему? Какой пример он подаёт?
  • Чему нас учит этот фильм?

К/ф «К соседям с любовью…», 2015, документальный, режиссер Василий Щербенко, 12+

Плейлист с сериями – https://m.vk.com/video/playlist/-104356172_1

Потрясающий цикл документально-игровых фильмов о культуре и обычаях семи разных народов: казахов, осетин, белорусов, татар, бурят, лезгинов и русских. В центре повествования – русская девушка Настя родом из Петербурга. Настя посещает старых друзей своей бабушки, которая обрела их по всему прежнему СССР в бытность работы агрономом. Каждая серия – это путешествие в новое место. Героиня попадает на национальные и религиозные праздники, семейные застолья, слушает традиционные национальные песни, с удовольствием готовит вместе с хозяйками и нянчится с детьми. Каждая поездка пронизана теплотой и взаимным уважением, а также ярко передана красота природы и культурного наследия принимающей стороны.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие навыки помогали Насте находить общий язык с представителями разных народов?
  • Какими качествами обладает Настя? Как эти качества помогают ей на пути познания?
  • Традиции каких народов кажутся вам наиболее непонятными? Как находить общий язык в ситуациях, когда сложно понять культурные устои другого? Давайте порассуждаем на эту тему.
  • В чем состоит ценность этого цикла?

К/ф «Движение вверх», 2017, семейный драматический фильм, спорт, 133 минуты, режиссер Антон Мегердичев, 6+

Главные темы фильма – сила духа, упорство, рост над самим собой, теплота и благодарность.

Фильм, созданный по мотивам реальных спортивных событий 1972 года, повествует о становлении отношений баскетбольной сборной СССР с новым тренером и внутри команды, об их легендарной победе и трёх последних секундах решающего матча Олимпийских игр.

Картина учит никогда не сдаваться, сохранять силу духа и смелость в любых ситуациях, доверять своей команде и наставнику, верить всем сердцем в положительный исход ситуации, а также даёт пример межкультурного взаимодействия.

Вопросы для обсуждения:

  • Череда каких решений и событий помогли команде одержать победу?
  • Опиши команду своей мечты: какая она? Какими качествами должны обладать ее участники, чтобы любое дело было обречено на успех?
  • Какие качества проявил Гаранжин, как тренер, по отношению к команде? Какой для тебя идеальный наставник? Опиши его.
  • В какие моменты игрокам, будучи заграницей, пришлось находить общий язык с местными жителями? Как находить общий язык в ситуациях, когда сложно понять культурные устои другого? Давайте порассуждаем на эту тему.

Книги

Екатерина Шелеметьева «Когда срастаются деревья» – повесть, Аквилегия-М, 2023 – 192 страницы, 6+

Пятиклассница Женька, получив задание в школе, рисует семейное древо. Только не может решить, кого помещать на его ветви, а кого нет? Найдется ли там место для отчима и сводной сестры? И как быть, если любимый дедушка ей не родной? Просто не отмечать его, вычеркнуть?

«Когда срастаются деревья» – это история преданной, настоящей дружбы ребёнка и взрослого, сотканная из детских воспоминаний, игр, шалостей, горестей и побед. История семьи, которую трудно уместить на ветвях родового древа – и тогда рождается родовой лес. Книга воспитывает силу духа, смелость, развивает смекалку. История поможет детям справиться со страхами, научит способам выражения эмоций, а взрослым покажет, насколько важно сохранять контакт со своими детьми.

Вопросы для обсуждения:

  • Помог ли Жене рассказ мамы принять новые жизненные обстоятельства?
  • Какими качествами обладала маленькая Таня? Как они помогали ей в жизненных ситуациях?
  • Женя смогла найти новых подруг. Что ей помогло?
  • В чем отличие родового леса от родового дерева? Как создание родового леса помогло Жене?
  • Какие ощущения остались после прочтения?

Т. Г. Грушевицкая, В. Д. Попков, А. П. Садохин «Основы межкультурной коммуникации» – учебник, ЮНИТИ-ДАНА – 352 страницы, 12+

Учебник представляет собой первое культурологическое исследование возможных нюансов и проблем, могущих возникнуть в процессе межкультурной коммуникации. Из этого замечательного учебника мы узнаем ответы на множество актуальных для межкультурного взаимодействия вопросов. Например, что такое культура и в каких явлениях она находит отражение; что такое этноцентризм; какие существуют методы изучения культурных систем; что влияет на изменение культуры; каким образом следует выстраивать здоровую межличностную и межкультурную коммуникацию.

Учебник значительно обогащает научную и культурологическую картины мира, прививает толерантность, тягу к познанию и смелость изучать новое.

Ссылка на текст книги –https://psv4.userapi.com/c848332/u68187239/docs/d10/f45ca454d90e/T_G_Grushevitskaya_Osnovy_mezhkulturnoy_kommunikatsii.pdf?extra=fB6QJbk454kkpFhKHmyt6gKjheop2vVrt1xswRB4u_h25h1A7pj-PxWATe6Ppe52GNvSb5ItgzTfpdW2hqFaYnBOV4SSWW553Z7AXO_YZeTYaSf_YcGYmX0hjIv9AvoIYQ-04X-BwbuIc9sGxUUD

Вопросы для обсуждения:

  • Какие методы и факты о межличностной коммуникации оказались полезны именно для вас? Почему?
  • Какие методы и факты о межкультурной коммуникации оказались полезны именно для вас? Почему?
  • Какие существуют виды коммуникаций? Перечислите основные составляющие каждого вида коммуникации.
  • Что такое «инкультурация»? Как окружающая среда влияет на инкультурацию?
  • Как вы понимаете значение термина «этноцентризм»? Как этноцентризм влияет на межкультурные коммуникации?
  • В чем состоит ценность этого учебника?

Ольга Громова «Сахарный ребенок. История девочки из прошлого века, рассказанная Стеллой Нудольской» – роман, КомпасГид, 2020 – 216 страниц, 12+

Эта книга не относится к «чистому» жанру – это не мемуары и не художественная литература, но удивительный талант автора сплетает биографические детали и повествование в единый сюжет человеческой жизни, которая вплетена в историю огромной страны. Волею обстоятельств вырванный из семейного уюта и оказавшийся в ссылке, на поселении в далеком киргизском селении, «сахарный ребенок» не утратил своей детской восприимчивости к светлому, к доброму, что проявляют люди в отношениях друг к другу вне зависимости от национальности, вероисповедания, партийной принадлежности и места жительства. Ценности труда, интеллектуальных усилий, творчества, уважения не имеют различий во времени, а принадлежат и поддерживаются усилиями самого человека в любом, пусть даже самом юном, возрасте.

Вопросы для обсуждения:

  • Девочка хорошо помнила совет матери «думай головой и слушай сердцем». Следовать ему нужно только в экстремальных обстоятельствах? А что сложнее? Как можно этому научиться?
  • Что было самым удивительным и важным в воспитании Эли в семье?
  • Почему в сочинении о Родине Эля стала описывать степь Киргизии?
  • Раскрашивать лица в учебнике – обыкновенная, рядовая шалость. Во что она превратилась в учебнике по истории для Эли? Почему она не смогла этого сделать?
  • Какой поступок из тех, что совершила Эля, можно считать самым важным и ответственным? В какой момент она стала взрослой?

А с дополнительными материалами урока можно ознакомиться на сайте проекта.

401 просмотров