В условиях глобального общества у человека есть возможность легко узнавать и усваивать культурные нормы и ценности других государств. Договариваться и находить общий язык с людьми из других стран можно учиться,начиная с детского возраста. Дипломатические навыки, грамотно выстроенная коммуникация помогают находить союзников и единомышленников, готовых прийти на помощь и поддержать как на уровне межличностного общения, так и на уровне государств.
Для психологического благополучия ребенку важно чувствовать, что он не один, что у него есть союзники в лице родственников, друзей, учителей.
Напомним, в преддверии внеурочного занятия «Разговоры о важном» на сайте нашего журнала выходит материал, посвященный предстоящей теме. Мы предлагаем родителям вопросы для обсуждения с ребенком дома, а также рассказываем о фильмах и книгах для разных возрастов.
О чем говорить?
Основная задача занятия: формирование у детей навыков дипломатии и сотрудничества.
Поговорите с детьми о том, почему сотрудничество государств дает преимущества для граждан всего мира. Поделитесь интересными рассказами из вашей жизни и истории страны, в которых межкультурное общение и международное сотрудничество приносило значимый результат.
Вопросы, которые можно обсудить с детьми в зависимости от возраста:
Ученикам младшей школы
- Как люди становятся друзьями?
- Почему бывает так, что люди ссорятся?
- Как ты думаешь, кто такие союзники?
Ученикам средней школы
- Какова разница между – быть союзником и быть соперником?
- Как ты думаешь, что важно знать, чтобы уметь договариваться с представителями других стран?
- В чем преимущество международного сотрудничества для граждан?
Ученикам старшей школы
- В каких ситуациях тебе трудно договориться? Почему?
- Какие навыки общения можно назвать дипломатическими?
- Что для тебя означает слово «союзник»?
Предлагаем вам тематическую подборку мультфильмов, фильмов и книг для детей разных возрастов.
Фильмы
Кинофильм «Сестренка», 2019 год, драма, военный, 94 минуты, режиссер Александр Галибин, 6+
Фильм о судьбах двух совсем разных детей, Ямиля и Оксаны, сумевших стать друг другу верными братом и сестрой.
Отец Ямиля, башкирский солдат, в одном из разрушенных фашистами домов обнаружил маленькую Оксану. Ему удалось отправить девочку в родную деревню к жене и сыну: так Оксана обрела приемную маму, а для Ямиля стала долгожданной сестрой. Фильм наполнен мудростью, светом добрых дел, множеством трогательных, забавных или пугающих ситуаций, в какие только могут попасть дети. А завершение картины точно никого не оставит равнодушным.
Вопросы для обсуждения:
- Какими качествами обладает Ямиль? Какие качества помогли ему справиться с разными трудностями на пути?
- Какими качествами обладает Оксана? Что помогло ей начать улыбаться и играть после пережитого?
- Какой из персонажей понравился вам больше всего? Почему? Какой пример он подаёт?
- Чему нас учит этот фильм?
К/ф «К соседям с любовью…», 2015, документальный, режиссер Василий Щербенко, 12+
Плейлист с сериями – https://m.vk.com/video/playlist/-104356172_1
Потрясающий цикл документально-игровых фильмов о культуре и обычаях семи разных народов: казахов, осетин, белорусов, татар, бурят, лезгинов и русских. В центре повествования – русская девушка Настя родом из Петербурга. Настя посещает старых друзей своей бабушки, которая обрела их по всему прежнему СССР в бытность работы агрономом. Каждая серия – это путешествие в новое место. Героиня попадает на национальные и религиозные праздники, семейные застолья, слушает традиционные национальные песни, с удовольствием готовит вместе с хозяйками и нянчится с детьми. Каждая поездка пронизана теплотой и взаимным уважением, а также ярко передана красота природы и культурного наследия принимающей стороны.
Вопросы для обсуждения:
- Какие навыки помогали Насте находить общий язык с представителями разных народов?
- Какими качествами обладает Настя? Как эти качества помогают ей на пути познания?
- Традиции каких народов кажутся вам наиболее непонятными? Как находить общий язык в ситуациях, когда сложно понять культурные устои другого? Давайте порассуждаем на эту тему.
- В чем состоит ценность этого цикла?
К/ф «Движение вверх», 2017, семейный драматический фильм, спорт, 133 минуты, режиссер Антон Мегердичев, 6+
Главные темы фильма – сила духа, упорство, рост над самим собой, теплота и благодарность.
Фильм, созданный по мотивам реальных спортивных событий 1972 года, повествует о становлении отношений баскетбольной сборной СССР с новым тренером и внутри команды, об их легендарной победе и трёх последних секундах решающего матча Олимпийских игр.
Картина учит никогда не сдаваться, сохранять силу духа и смелость в любых ситуациях, доверять своей команде и наставнику, верить всем сердцем в положительный исход ситуации, а также даёт пример межкультурного взаимодействия.
Вопросы для обсуждения:
- Череда каких решений и событий помогли команде одержать победу?
- Опиши команду своей мечты: какая она? Какими качествами должны обладать ее участники, чтобы любое дело было обречено на успех?
- Какие качества проявил Гаранжин, как тренер, по отношению к команде? Какой для тебя идеальный наставник? Опиши его.
- В какие моменты игрокам, будучи заграницей, пришлось находить общий язык с местными жителями? Как находить общий язык в ситуациях, когда сложно понять культурные устои другого? Давайте порассуждаем на эту тему.
Книги
Екатерина Шелеметьева «Когда срастаются деревья» – повесть, Аквилегия-М, 2023 – 192 страницы, 6+
Пятиклассница Женька, получив задание в школе, рисует семейное древо. Только не может решить, кого помещать на его ветви, а кого нет? Найдется ли там место для отчима и сводной сестры? И как быть, если любимый дедушка ей не родной? Просто не отмечать его, вычеркнуть?
«Когда срастаются деревья» – это история преданной, настоящей дружбы ребёнка и взрослого, сотканная из детских воспоминаний, игр, шалостей, горестей и побед. История семьи, которую трудно уместить на ветвях родового древа – и тогда рождается родовой лес. Книга воспитывает силу духа, смелость, развивает смекалку. История поможет детям справиться со страхами, научит способам выражения эмоций, а взрослым покажет, насколько важно сохранять контакт со своими детьми.
Вопросы для обсуждения:
- Помог ли Жене рассказ мамы принять новые жизненные обстоятельства?
- Какими качествами обладала маленькая Таня? Как они помогали ей в жизненных ситуациях?
- Женя смогла найти новых подруг. Что ей помогло?
- В чем отличие родового леса от родового дерева? Как создание родового леса помогло Жене?
- Какие ощущения остались после прочтения?
Т. Г. Грушевицкая, В. Д. Попков, А. П. Садохин «Основы межкультурной коммуникации» – учебник, ЮНИТИ-ДАНА – 352 страницы, 12+
Учебник представляет собой первое культурологическое исследование возможных нюансов и проблем, могущих возникнуть в процессе межкультурной коммуникации. Из этого замечательного учебника мы узнаем ответы на множество актуальных для межкультурного взаимодействия вопросов. Например, что такое культура и в каких явлениях она находит отражение; что такое этноцентризм; какие существуют методы изучения культурных систем; что влияет на изменение культуры; каким образом следует выстраивать здоровую межличностную и межкультурную коммуникацию.
Учебник значительно обогащает научную и культурологическую картины мира, прививает толерантность, тягу к познанию и смелость изучать новое.
Вопросы для обсуждения:
- Какие методы и факты о межличностной коммуникации оказались полезны именно для вас? Почему?
- Какие методы и факты о межкультурной коммуникации оказались полезны именно для вас? Почему?
- Какие существуют виды коммуникаций? Перечислите основные составляющие каждого вида коммуникации.
- Что такое «инкультурация»? Как окружающая среда влияет на инкультурацию?
- Как вы понимаете значение термина «этноцентризм»? Как этноцентризм влияет на межкультурные коммуникации?
- В чем состоит ценность этого учебника?
Ольга Громова «Сахарный ребенок. История девочки из прошлого века, рассказанная Стеллой Нудольской» – роман, КомпасГид, 2020 – 216 страниц, 12+
Эта книга не относится к «чистому» жанру – это не мемуары и не художественная литература, но удивительный талант автора сплетает биографические детали и повествование в единый сюжет человеческой жизни, которая вплетена в историю огромной страны. Волею обстоятельств вырванный из семейного уюта и оказавшийся в ссылке, на поселении в далеком киргизском селении, «сахарный ребенок» не утратил своей детской восприимчивости к светлому, к доброму, что проявляют люди в отношениях друг к другу вне зависимости от национальности, вероисповедания, партийной принадлежности и места жительства. Ценности труда, интеллектуальных усилий, творчества, уважения не имеют различий во времени, а принадлежат и поддерживаются усилиями самого человека в любом, пусть даже самом юном, возрасте.
Вопросы для обсуждения:
- Девочка хорошо помнила совет матери «думай головой и слушай сердцем». Следовать ему нужно только в экстремальных обстоятельствах? А что сложнее? Как можно этому научиться?
- Что было самым удивительным и важным в воспитании Эли в семье?
- Почему в сочинении о Родине Эля стала описывать степь Киргизии?
- Раскрашивать лица в учебнике – обыкновенная, рядовая шалость. Во что она превратилась в учебнике по истории для Эли? Почему она не смогла этого сделать?
- Какой поступок из тех, что совершила Эля, можно считать самым важным и ответственным? В какой момент она стала взрослой?
А с дополнительными материалами урока можно ознакомиться на сайте проекта.