Как педагогу сделать учебный процесс увлекательным freepik.com.

Уроки, перемены, контрольные, продленка, кружки, секции… Все эти понятия хорошо известны и детям, и родителям, и учителям. И вот в фойе школы висит красочное объявление «С понедельника начинается предметная неделя». Что же это такое? Углубленные занятия или отмена уроков и поход в музей?

В этом материале мы расскажем, что такое предметные недели, как их правильно организовать, а также почему проведение таких мероприятий — прекрасная возможность заинтересовать детей сложными предметами и разнообразить ежедневную рутину детей и учителей.

Что такое предметные недели и зачем они нужны ?

Предметные недели – это форма учебной, внеурочной и методической работы в школе, когда реализуется многоцелевое единство школьных мероприятий, объединенных общими задачами, прозрачными, видимыми не только преподавателям, но и учащимся. Также это построение системы конкурсов, игр, олимпиад, викторин для выстраивания благоприятной мотивационной среды в школе.

В большинстве школ России проведение предметных тематических недель уже традиционно, а причина этому – замена стандартных форм уроков и контрольных нетрадиционными видами деятельности, связанными с усвоением предмета.

Проект, путешествие, живой урок, квест, урок-расследование, игра по станциям, – все это названия отдельных предметных мероприятий. Особенно это актуально в последнее время, так как нарастающая учебная нагрузка не позволяет постоянно работать над тем, чтобы сделать пребывание в школе ребенка радостным, интересным, повысить мотивацию и интерес к предмету, раскрыть способности каждого ребенка.

Задачи и цели предметных недель

Основными задачами предметной недели являются:

  • вовлечение школьников в коллективные, самостоятельные творческие дела;
  • увеличение интереса школьников к изучаемым предметным областям и научным фактам;
  • выявление творческих и мыслительных способностей детей и их творческого потенциала;
  • возможность изучения школьных предметов на более углубленном уровне с интеграцией метапредметных связей.

Да, конечно, эти задачи могут решаться и на уроке, но внеурочная деятельность в интеграции с предметной областью позволит наиболее полно предоставить возможность каждому ребенку проявить себя. Параллельно решаются задачи сотрудничества и сплочения детского коллектива. Эти формы позволят раскрыться как детям, так и педагогам, посмотреть на воспитательную парадигму с иной стороны.

Как организовать предметные недели

Как сделать эту неделю интересной? Вот некоторые советы для педагога.

Продумайте общую концепцию предметной недели в школе или приурочьте ее проведение к определенной знаменательной дате. Например, весь мир 9 октября отмечает Международный день письма. Предложите детям как основу предметной недели артефакт – письмо. Рассмотрите его с точки зрения предметных областей.

  • Математика – решение задач на тему экономической составляющей и рентабельности почтовых отправлений;
  • Русский язык – правила написания и оформления письменных обращений;
  • Литература – изучение и анализ писем известных литераторов;
  • Изобразительное искусство – письмо в живописи, картины с изображением писем;
  • Биология – использование голубиной почты;
  • Технология  – изготовление почтовых конвертов и открыток;
  • Физика – изготовление музыкальных открыток использованием электрических цепей и батарейки;
  • История – различные формы писем (береста, пергамент, бумага);
  • Информатика – онлайн письма.

Таких примеров может быть множество, все зависит от желания педагогов сделать мероприятия в рамках предметной недели в школе мотивирующими ребенка на успех в познании.

Современные технологии

Если вам хочется совсем отойти от привычных пониманий проведения предметной недели, попробуйте организовать это образовательное событие в режиме STREАM-проекта. STREAM-метод в образовании основан на междпредметном подходе и организации совместной деятельности педагогов и школьников.

Что такое STREAM:

  • S – science (естественные науки);
  • T – technology (технология);
  • Reading+WRiting Engineering (чтение + письмо);
  • A – art (искусство);
  • M – mathematics (математика).

При планировании совместных проектов желательно апеллировать к профессиям будущего и умениям реализовать на практике свои знания. Например, можно использовать письмо потомков к разработчикам крутых компьютерных игр, а на вопросы создания игры необходимо посмотреть комплексно.

  • Математика – расчет траектории движения героев игры;
  • Информатика – создание достойных интерфейсов;
  • Физика – создание реалистичных с точки зрения законов физики передвижений объектов в игре;
  • Биология – влияние сюжета игры на здоровье человека;
  • Литература – создание в игре заскриптованных алгоритмов событий и многое другое.

При презентации своих проектов школьниками будут отработаны коммуникационные компетенции, компетенции работы в команде и распределения ролей.

Значение предметных недель

Метапредметный характер мероприятий в рамках предметной недели позволяет выстроить связи предметов и выявить практическую значимость научных знаний. Школьники становятся гибче, они могут аргументированно ответить на вопрос педагога, иногда пользуясь спонтанностью и импровизацией. Педагог же получает возможность анализировать события, интерпретируя полученные результаты.

При организации и проведении мероприятий в рамках предметной образовательной недели, каждое из них рассматривается как самостоятельная цель обучения и воспитания, которая заключается в насыщении жизни яркими, запоминающимися событиями, вызывающими позитивный эмоциональный отклик в сознании детей всех возрастов.

При этом любой из участников предметной образовательной недели – это действительно участник, а не зритель, ведь у каждого есть свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, свой результат.

1834 просмотров