Уже через неделю начнется учебный год. 1 сентября волнение испытают не только вчерашние дошколята, впервые отправившиеся с ранцами на плечах за знаниями, но и молодые учителя, не так давно получившие диплом. Да, многие студенты во время учебы в педагогических институтах проходили практику в образовательных учреждениях, но несколько тренировочных недель под руководством наставников могут сильно отличаться от реальной работы в школе.
Для начинающих учителей мы подготовили практические советы, которые помогут завоевать уважение детей и выстроить доверительные отношения с коллегами, учениками и их родителями.
1. Готовьтесь заранее
Всегда пишите план занятия, даже когда у вас есть методическое пособие для учителя, в котором все перечислено. Каждый класс уникален, а каждый урок неповторим.
Приходите в кабинет немного раньше звонка и убедитесь, что все готово к уроку. Оцените, хорошо ли расставлена мебель, подготовлены ли технические средства обучения и наглядные пособия. Предварительная оценка ситуации придаст вам спокойствия и уверенности перед занятием.
2. Не бойтесь спрашивать совета у коллег
Будьте открытыми и не стесняйтесь уточнять детали, которые касаются внутреннего распорядка и внеурочной жизни школы. Тем для вопросов целое множество: от того, где и когда обедают учителя, до школьных традиций. Знание правил и процедур поможет заранее учесть все нюансы, которые смогут помешать учебному процессу.
— Когда я только пришла работать в школу, мне казалось, что все учителя настроены против меня. Но как-то раз мне потребовалась помощь коллег для разрешения сложной ситуации, и я обратилась за советом к учителю с 20-летним стажем. Какого же было мое удивление, когда мне спокойно все объяснили и спросили, почему я раньше не обращалась за помощью. Да, не все учителя с первых минут готовы стать тебе лучшими друзьями, но только своей доброжелательностью и открытостью можно расположить к себе людей, — говорит Екатерина Краснова, учитель русского языка и литературы.
3. Не сравнивайте себя с другими
Универсального рецепта успеха не существует, поэтому полностью перенять опыт коллег не получится. Пробуйте новое, и не расстраивайтесь, если у вас не получается следовать всем советам опытных преподавателей.
Если 8 «А» опережает ваш «Б» на 10 страниц учебника, это кажется катастрофой. Но причин может быть несколько. Например, дети из вашего класса могли задавать больше вопросов — и ответ получал каждый. Или же другой учитель давно работает по этому учебнику и знает, чему уделить больше времени. Если это кажется оправданиями, напомните самому себе: учебный процесс — не гонка по освоению программы.
4. Заинтересовывайте сразу
Помните, что у вас не будет второго шанса произвести первое впечатление. Не забывайте про свое преимущество — вы интересны детям уже потому, что вы — молодой и новый учитель. У вас есть 2-3 месяца, за которые детей надо завлечь и одновременно приучить обучаться. Не упустите этот момент.
— Первые три месяца работы в школе самые трудные, но именно в это время можно заинтересовать и расположить к себе учеников. На самом деле, это касается не только начинающих учителей, но и опытных педагогов, которым дают новые классы, или которые меняют место работы, — добавляет Екатерина Краснова.
5. Уважайте учеников и выполняйте обещания
От того, как вы относитесь к детям, зависит их уважение к вам. Хотите, чтобы ученики уважали ваше время и приходили на уроки вовремя — уважай их время. Приходите в класс своевременно и завершайте урок со звонком. Для того, чтобы все работы сдавались в срок, учителю самому нужно соблюдать подобные требования, вовремя записывать домашние задания, проверять собранные работы и выставлять в журнал отметки.
Очень распространенная, но очень губительная ошибка: по невнимательности или из-за занятости учитель не выполняет собственные обещания. Несколько раз и дети перестанут вам верить. Обещали сходить в музей? Сказали, что снизите оценку, если работу не сдадут вовремя? Говорили, что позвоните родителям, если ученик еще раз опоздает на урок? Выполняйте! Или не говорите, или делайте — другого варианта нет.
6. Обратная связь
Для школьника наиболее продуктивно обучение, когда ему предоставляют объяснение и пример того, что является точным и неточным в их работе. Помните, в центре внимания обратной связи должно быть в основном то, что учащиеся делают правильно. Подумайте о том, чтобы использовать концепцию «бутерброда с обратной связью», чтобы направлять вашу обратную связь: комплимент, коррекция, комплимент.
Обратная связь должна предоставляться своевременно, сразу после проверки или другой демонстрации знаний. Так ученик отвечает на нее положительно и уверенно вспоминает то, что изучал. Если вы слишком долго ждете, чтобы дать отзыв, момент будет упущен, и ученик может не связать отзыв с действием.
7. Сделайте родителей союзниками
Постарайтесь установить хорошие отношения с родителями. Придумайте способы, как мамы и папы смогут помочь ребенку и классу. Большинство будут рады поучаствовать в образовании ребенка.
Рассмотрите разные способы: для родителей, которые могут посвятить целый день на активности с детьми, устройте поход в театр или лес, а для родителей, у которых не так много времени — небольшое чаепитие в классе в субботу или после уроков в пятницу. Главное, чтобы родители школьников чувствовали, что вы им рады и что их навыки и знания также важны для образования их детей.
— Некоторые учителя считают, что они лучше знают, что нужно ребенку, ведь у них есть педагогическое образование. Но не стоит забывать, что после школы ребенок возвращается в семью. Поэтому, для качественного обучения и достойного воспитания, учителям и родителям необходимо работать вместе. Даже если вы не согласны с мнением родителя, не нужно показывать это ребенку. Школьник должен видеть не вашу конфронтацию, а ваше совместное желание сделать его жизнь лучше, — отмечает Екатерина Краснова, учитель русского языка и литературы.
8. Не переживайте и сохраняйте спокойствие
Многие учителя в школе и вузе были отличниками, способными и усердными. Это и переносится начинающим учителем на всех своих учеников: они должны учиться исключительно на «отлично», всегда быть готовыми к занятию, ходить на урок с интересом и радостью. Того же мы ждем и от родителей: если это хороший родитель, он беспрекословно должен делать то, что предлагает учитель и способствовать обучению своего ребенка. Но это не так. Не ждите мгновенного понимания.
Когда вам кажется, что все вышло из-под контроля, вы все еще можете управлять своей реакцией. В конфликтных ситуациях не кричите, так как этим вы добьетесь всего чего угодно, но не уважения и доверия. Вы завоюете гораздо больший авторитет у ваших учеников и коллег, если сможете сохранять спокойствие в любой ситуации и будете действовать в строгом соответствии с установленными заранее правилами поведения.
Ранее мы совместно со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних подготовили памятку, которая поможет выйти из конфликтной ситуации.