Сделайте распорядок дня частично общим

Чёткий режим дня существенно облегчает жизнь большой семьи. Приучите старшего ребёнка к самостоятельности и ответственности: чтобы он мог сам держать ложку, пить, ходить на горшок, засыпать, обходиться без коляски. Отучите первенца от соски и бутылочки, чтобы он не отбирал их у новорожденного.

Совместные приёмы пищи очень помогают развитию навыков общения. А на общих прогулках, кроме наблюдения за другими детьми, можно предложить поиграть с ними и с младшим ребёнком вместе: совместная игра очень сближает!

Приучайте старшего ребёнка помогать в воспитании младшего

Обязательно хвалите и поддерживайте все попытки старшего проявить любовь, заботу и ответственность по отношению к младшему. Показывайте на практике детям, как пожалеть и прийти на помощь друг другу, – в основном телесно, действиями, но постепенно добавляя и словесные формулы.

Развивайте погодок правильно

В раннем и дошкольном возрасте развитие детей – и физическое, и интеллектуальное – происходит очень интенсивно. И если родители постоянно привлекают старшего малыша к уходу за младшим, то первый недополучает практики, соответствующей его возрасту.

Занимайтесь с первенцем, разрешая младшенькому присутствовать, а иногда – посильно помогать. Это будет полезным и интересным для обоих детей – подражание часто бывает эффективнее целенаправленных занятий.

Отдельные виды занятий со старшим можно проводить, наоборот, отдельно – например, пока младший спит.

Создавайте ситуации общения детей

Пусть старший будет рядом, когда захочет, но при этом родителям надо обязательно находиться с обоими детьми. Если первенец обижает брата или сестрёнку, то бурно ругать его и отгонять не надо – лучше спокойно объяснять, как надо и как нельзя.

Придумывайте и создавайте условия для совместных игр

Врачи не рекомендуют детям до трёх лет смотреть телевизор, а играть сами в раннем возрасте одни они ещё не умеют. Поэтому, скорее всего, сначала это будут физические игры и упражнения с мячом, с кеглями и обручем и прочим.

Когда дети немного подрастут, это могут быть творческие занятия рисованием, лепкой, аппликацией, где каждый может внести свою лепту в общую картину. И чем раньше вы начнёте придумывать погодкам общие занятия – тем лучше.

Учите детей следовать их семейным ролям

Объясняйте, что старший должен заботиться о младшем и защищать его, а последний – слушаться и уважать старшего. Такое «внешнее» распределение ролей поможет преодолеть конкуренцию между детьми.

Организуйте в доме пространство для каждого

Желательно обустроить жилище таким образом, чтобы у каждого из погодок было своё личное пространство. Например, у каждого может быть своя коробка/шкафчик/полка с ЕГО личными игрушками и материалами. И чтобы поиграть в игру другого, надо попросить и договориться с братом или сестрой.

При этом обязательно в доме должно быть также пространство и материалы ОБЩИЕ – для совместных игр и занятий. Чтобы избежать лишних конфликтов, старайтесь также покупать игрушки, сладости и другие вещи одновременно обоим детям.

Найдите каждому своё занятие по душе

Досуг и занятия погодок со временем лучше организовать таким образом, чтобы они посещали разные секции, кружки и общались в разных детских общностях – это позволит избежать соперничества и чувства зависти между ними. Кроме того, в этом случае каждому из детей вечером дома будет, что рассказать другому и о чём пообщаться, обменяться впечатлениями.

Создавайте семейные традиции

Это может быть сказка или книжка на ночь, пока они маленькие. В дальнейшем это могут быть совместные походы и путешествия, спортивные занятия на стадионе или в бассейне, творческие вечера с другими членами семьи. Совместные увлечения очень сближают членов семьи.

Безусловно, двое маленьких детей сразу – то ещё испытание, и задача родителей – научить их правильно общаться, заботится друг о друге, одновременно развивая индивидуальность каждого!

 

Автор: Бояринцева Анна Викторовна, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник института воспитания РАО на основе материалов Татьяны Богачевой

649 просмотров