Как все начиналось

Будущий педагог-новатор Виктор Федорович Шаталов родился в 1927 году в городе Сталино (Донецк). В 1945 году он ушел в армию и принял участие в советско-японской войне. В вернувшись в родной город в 1951 году, он поступил в педагогический институт, после окончания которого стал учителем математики.

Шаталову отдавали для преподавания классы заядлых двоечников, но молодой педагог был уверен, что проблема не в детях, а в том, как их обучают. Тогда-то и появилась идея создать свою уникальную методику преподавания.

В 1956 году Виктор Федорович организовал экспериментальные классы. В результате первый такой класс из 33 человек изучил полный школьный курс на два года раньше и показал блестящие результаты. В вузы поступили все его ученики.

Методика Шаталова

В 1971 году в газете «Комсомольская Правда» появилась статья педагога Симона Соловейчика «Метод Шаталова», которая направила движение педагогической общественности в сторону педагогики сотрудничества. Шаталов представил на всю страну свою авторскую дидактическую систему, с помощью которой возможно облегченное освоение и запоминание сложных предметов (физики, алгебры и геометрии, химии, астрономии и т.д.) и сокращение времени обучения более чем в 2-3 раза.

Уникальная система интенсивного обучения, разработанная для учеников средних и старших классов, включает около 200 педагогических открытий. При этом вся многоуровневая авторская система использует ряд принципов, которые представлены ниже.

Целостное восприятие информации:

  • сначала дается вся картинка целиком;
  • далее выстраиваются отдельные эскизы;
  • постоянно идет возвращение к главному фрагменту;
  • особое внимание уделяется повторению — так постепенно могут усвоить материал все ученики;
  • новая картинка дается только после восприятия материала всеми учениками.

Ограниченность восприятия информации:

  • опорный конспект от учителя содержит 7 оптимальных элементов восприятия по теме, которые сохраняются в долговременной памяти;
  • весь объем информации делится на 5-7 блоков;
  • конспект состоит из листа с опорными сигналами (дидактическое средство);
  • ставится задача не запоминания конспекта, а его понимание;
  • понять лист конспекта можно только после прослушивания учителя и чтения учебника (зубрежка исключена).

Сотрудничество:

  • гуманное отношение к ученику;
  • отсутствие критики и негативной оценки знаний;
  • снятие психологического напряжения в классе;
  • отсутствие жестких рамок (основа будущего творчества).

Бесконфликтность:

  • позволяет добиться результата вне зависимости от способностей, то есть низкая оценка накрывается высокой, давая возможность получить хороший результат в конце семестра, а журнал отражает не сам процесс усвоения материала, а качество знаний в данный момент учебы);
  • подвижность оценки меняет отношение ученика к обучению;
  • дает мотивацию уверенности в себе, своем разуме, своих способностях;
  • строит открытые отношения между учителем и учеником.

Последовательность:

  • изучение теории;
  • отработка практики.

Открытые перспективы:

  • открытое и подвижное оценивание (гласность);
  • открытый учет знаний («Ведомость открытого учёта знаний»);
  • возможность ученику выйти на высокий уровень знаний и оценок.

«Рецепт успеха ученика прост: нужно верить в ребенка и при малейшей возможности давать ему высказаться, чтобы над ним не висел страх оценки, страх отчуждения и осуждения. А во-вторых, учителю нужно очень четко все объяснять», – говорил Шаталов.

Критика методики

64 кандидата наук, 15 докторов наук, 64 мастера спорта — таков результат работы учителя Шаталова. И это только те, о которых точно известно. В реальности людей, которые изменили свою жизнь, сотни и тысячи. Но официальная школа его так и не признала. Шаталова обвиняли в том, что он не развивает творческую сторону учеников, а сейчас интерес к самобытному преподаванию Шаталова и вовсе угас. Широкого распространения его методика не получила по нескольким причинам:

  • методика не универсальна, она создавалась под конкретного педагога;
  • хороший результат возможен только при таланте учителя, огромной трудоотдаче, полном понимании и принятии метода;
  • упор сделан на создание и развитие репродуктивных, а не творческих способностей;
  • отсутствие культуры рассуждений и умозаключений;
  • неумение работать с большими текстами;

Последний парад

Из родного Донецка Виктор Федорович не уехал, и пока были силы, продолжал работать, обучая своей системе новые поколения педагогов. К нему приезжали и из-за рубежа, например из Китая.

В последние годы он тяжело болел, да и возраст давал о себе знать. Но в июне 2020 года педагог-новатор принимал парад. Такие мероприятия в честь 75-летия Победы проводили для всех ветеранов войны. Перед ним торжественным маршем прошли курсанты Донецкого высшего общевойскового командного училища с государственным флагом ДНР и Знаменем Победы.

20 ноября 2020 года на 94-м году жизни Виктора Федоровича Шаталова не стало.

431 просмотров