shutterstock.com

Период пандемии, вызванный COVID-19, карантины и «дистанционки» вскрыли все те проблемы, которые явно существуют в современных детях, к слову сказать, и в родителях. Экспрессивные мамы, выведенные из себя папы и не до конца понимающие «WhatsAppы» и «Viberы» бабушки и дедушки, уточняющие домашние задания и уставшие делать за детей школьные уроки – активные участники школьных чатов последних двух лет. Однако вопрос? Если наши дети не способны выполнить домашнее задание и даже записать что задали – правильно ли это?

Современным родителям часто приходиться выбирать между «научить», или «сделать самим». И зачастую останавливаются на втором варианте, чтобы сэкономить время и получить предсказуемый результат. Однако в этом случае происходит подавление самостоятельности ребенка. А позже мы сокрушаемся: он у меня такой несамостоятельный. Ведь если родитель будет постоянно носить ребенка на руках с рождения, он не научится ходить.

Если мама чрезмерно опекает свое чадо, сложно разобраться в вопросах самому, если родители решают с кем дружить, ребенок не научится эффективно выстраивать отношения и разбираться в них сам. Если ребенок не будет самостоятельно строить отношения со сверстниками и участвовать в спорах, он никогда не научится эффективно решать конфликты. Помощь родителей это хорошо, но главная ценность – научить ребенка верить в свои силы.

Как родителю понять, что его ребенок стал самостоятельным – наступил его «час икс». Сразу можно предупредить – никак. Процесс становления самостоятельности непрерывен. При гиперопеке он идет медленно, будет в различных временных промежутках совсем останавливаться, затем двигаться вновь с различным темпом. Зависит это от того, как родитель направляет ребенка, следит за количеством его дел, доверяет ему новые функции, понимает и распределяет те зоны, где ребенок уже самостоятельно справляется, а где необходимо еще поработать.

Родителям необходимо понимать, что самостоятельность ребенка такой же навык как любой другой. Например, устный счет. Если двигаться в определенном, комфортном для ребенка темпе, не бояться ошибаться, исправлять ошибки, доводить навык до определенного уровня и переходить на другой более сложный, навык будет формироваться. Если нет – то формируется привычка вести себя безответственно и не проявлять самостоятельности.

Выделяются две основные причины, которые тормозят развитие самостоятельности ребенка:

  1. Раннее, преждевременное приучение к самостоятельности. Если ребенка пытается заставлять делать то, к чему они пока не готовы в силу возраста, у него возникает ярко выраженное чувство тревожности и выработка навыка резко замедляется. Конечно, можно научить ребенка вести себя определенным образом, но это будет скорее имитация, а не закрепленный навык. Родитель не может заставить организм ребенка повзрослеть быстрее (мы же не можем заставить дерево расти быстрее, постоянно вытягивая его ветки) – необходимо понимать физиологические периоды и не заставлять ребенка выполнять непосильные функции. Навыки формируются и закрепляются только по мере естественного взросления и физиологического развития мозга.
  2. Чрезмерная родительская опека. Родители очень часто пресекают попытки ребенка проявить его самостоятельность. Доходит до абсурда: родители стараются все сделать за ребенка – налить воду, почистить рыбу от костей, собрать портфель в школу, одеть – так же быстрее и аккуратнее. Еще пример: ребенок дошкольник, или младший школьник пишет письмо Деду Морозу, старается и гордо показывает его маме или папе. Зачастую перфекционизм родителей заставляет их нахмуриться, увидеть кучу ошибок, неаккуратный текст и … заставить ребенка переписать письмо (ведь Дед Мороз не любит ошибок и помарок в тексте). Что мы получаем – самостоятельность откатилась назад на неопределенное время, ребенок будет бояться проявить ее.

Вышеобозначенные причины не воспитывают в ребенке самостоятельность, не формируют навыки и не дают реального опыта (как позитивного, так и негативного).

По заверениям психологов, чаще всего несамостоятельный ребенок растет в семье, где родители тотально контролируют ребенка. Еще 20-30 лет назад дети после получения аттестата сами приходили в приемную комиссию ВУЗов. Сегодня с ребенком абитуриентом в приемной комиссии мама, папа, бабушка. Все вместе пишут заявление о приеме, заселяются в общежитие, готовят еду. А впоследствии родители жалуются на инфантильность и несамостоятельность своих выросших чад.

Что же делать? Важно не путать самостоятельность ребенка с инициативностью, хотя эти понятия очень схожие. Отличительным фактом является то, что проявление самостоятельности зачастую бессознательное, импульсивное (это потребность ребенка). Инициатива – это осознанное явление. Ребенок планирует и просчитывает будущие шаги и возможна она только при определенном уровне развития мышления, памяти, воли, умения планировать действие.

Инициатива в ребенке это стремление организовать игру самостоятельно, он умеет распределить роли, взять на себя ответственность, может найти занятие, соответствующее своему желанию, предложить интересное дело своим друзьям и сверстникам. И вырастает инициатива из навыков самостоятельности.

Советы родителям для формирования самостоятельного и впоследствии инициативного ребенка:

  • не перегружайте ребенка делами и занятиями. Как там, у Агнии Барто: «… драмкружок, кружок по фото, хоркружок – мне петь охота. За кружок по рисованью тоже все голосовали». У современных детей не остается времени поскучать, поискать занятие самостоятельно. Перегруженный распорядок – увы, задушит любую инициативу.
  • ребенок должен иметь право решать самому что делать. Мудрый родитель задает рамки и дает возможность ребенку право выбора. Что одеть, куда поехать, что купить. Предоставляйте этот выбор ребенку чаще.
  • умейте иногда ослабить свой контроль. Не надо постоянно комментировать действия ребенка (ругать, хвалить). Путь ребенок понимает, что могут быть правильные и неправильные действия (пусть забудет тетрадь с домашним заданием, получит негативный опыт, в следующий раз будет помнить), ищет самостоятельно решения и предлагает выходы из сложных ситуаций. Да родителю желательно подсказывать, объяснять, направлять, но не делать за ребенка все самому.
  • разрешите ребенку сделать выбор, даже если он вам не нравиться. Вы хотите музыкальную школу, а ребенок выбирает бокс. Не настаивайте, пусть попробует. И не злорадствуйте, если не получается, наоборот поддержите и не позволяйте сразу бросить начатое дело, ребенок получит полезные навыки, укрепит силу воли и характер.
  • помогите ребенку найти его сильные стороны. Ребенок часто не способен сразу понять в чем его таланты. Однако развивая именно их, ребенок добьется больше, а это всегда более приятно. Ребенок должен знать, что быть лучшим везде невозможно и сложно. Помогите ему с выбором.
  • осторожнее с критикой. Она, конечно, нужна, но критика должна быть конструктивной. Желательно критиковать не ребенка, а его поступки. Так родитель будет, уважая личность ребенка, указывать на неправильные действия и пытаться вместе с ребенком анализировать что сделано не так и как сделать лучше.
  • любите своего ребенка несмотря ни на что. Родители должны помнить, что необходимо показывать ребенку что мы его любим, в любом случае. Порожние всегда болезненно для ребенка. Мудрый родитель объяснит своему чаду, что любое поражение, любая ошибка исправима и дает возможность развиваться дальше. Все имеют право на ошибку – собрать все силы и повторить попытку легче, когда тебя поддерживают. Это серьезная поддержка, которая помогает ребенку поверить в свои силы и использовать свои возможности и таланты в полной мере.
1462 просмотров