Каковы причины и последствия гиперопеки?

Что такое гиперопека и откуда она берется?

Гиперопека или гиперпротекция – это чрезмерная забота одного или обоих родителей о ребенке, при которой в отношениях «ребенок-родитель» детям предоставляется минимум самостоятельности и личного психологического пространства, а родительский контроль осуществляется даже в тех случаях, когда он не нужен. Наиболее ярко явление гиперопеки можно описать с помощью известного анекдота: «Павлик, пора домой! — Мама, а я замерз или голодный?»

Основными факторами, способствующими развитию гиперопеки можно выделить следующие:

  1. Тревожная мнительность родителя. Тревога, постоянное предчувствие беды, опасности, богатое воображение, рисующее сцены падения, ушибов, болезней сына или дочери зачастую становятся основой гиперпротекции.
  2. Перфекционизм. Стремление стать идеальным родителем реализуется посредством жесткого контроля действий ребенка и ограничения его самостоятельности.
  3. Потребность самореализации. Иногда воспитание является единственной сферой проявления сильных, положительных черт родителя. Гиперопека компенсирует профессиональные, карьерные или личные неудачи.
  4. Чувство вины. Ребенок вызывает враждебность, неудовлетворенность, разочарованность. Неприемлемость чувств порождает переживание вины, компенсируемое гиперопекой.
  5. Инертность родительских отношений. Неумение адаптироваться и приспосабливаться к взрослению малыша становится причиной гиперопеки. Например, родители заботятся о школьнике, будто ему два года.
  6. Недостаток любви, признания. Отношениями с ребенком родитель компенсирует жизненные неудачи – увольнение, развод, ссоры с друзьями. Обостряется ощущение зависимости, чувство любви, привязанности. Малыш становится «отдушиной».

Виды гиперопеки

По особенностям проявления гиперопека бывает:

Доминирующая. Авторитарный стиль воспитания. Воля родителя исполняется беспрекословно, его слова, мнение считаются непреложной истиной. Существует строгая система запретов, правил поведения. Непослушание наказывается, потребность ребенка в уважении, принятии игнорируется. Доминирует недоверие, критика, занижение способностей.

Потворствующая. Капризы и все желания малыша сиюминутно удовлетворяются. Ребенок является кумиром семьи. Родители ограждают его от трудностей, необходимости решать повседневные задачи, делать выбор. Формируется завышенная самооценка, уязвимое самолюбие, потребность во внимании, признании окружающих.

Демонстрационная. Ребенок используется для повышения общественного статуса. Гиперопека – результат неуверенности родителей, зависимости от мнения окружающих. Родители требуют хороших школьных оценок, спортивных, творческих, научно-исследовательских достижений. Используют возможность продемонстрировать окружающим медали, грамоты, кубки.

Инертная. Родители стараются сохранить зависимость ребенка, возможность полного контроля, несмотря на процесс взросления. Подавляют самостоятельность, инициативу, находятся «на шаг впереди». Ребенок позже начинает ходить, осваивать навыки самообслуживания, социального взаимодействия. Опека родителей тормозит физическое, психическое, социальное развитие.

Последствие гиперопекающего воспитания

Гиперопека как метод воспитания несет ряд очень негативных последствий для ребенка. И многие проблемы, с которыми сталкиваются люди во взрослой жизни, как раз являются следствием родительской гиперопеки. Среди них:

  • беспомощность и безынициативность;
  • эгоистичность;
  • постоянная потребность во внимании;
  • отсутствие личной жизни или большие трудности, с ней связанные;
  • трудности в воспитании собственных детей;
  • неуверенность в себе.
  • невозможность выдерживать реальность.

Как уже было сказано выше, в основе гиперопеки лежит тревога и стремление родителей контролировать поведение ребенка, окружать заботой, защищать. Дети находятся рядом с матерью/отцом, зависят от их настроения, чувств.

Гиперопека часто реализуется через приказы, требования, манипуляции, шантаж. Воля взрослого интерпретируется как форма любви, желание помочь. Решения принимаются исключительно родителем, создаются ситуации псевдовыбора, которые устраивают родителя,  но не учитывают желаний ребенка.

Такие дети часто не могут самостоятельно решать жизненные проблемы, справляться с повседневными трудностями. Сложные, опасные ситуации вызывают чувство растерянности, панику. Ребенок начинает плакать, кричать, ожидая помощи взрослого. Формируется обусловленная реакция – «выученная беспомощность». Возникают трудности детсадовской, школьной адаптации, а неадекватная самооценка и отсутствие инициативности препятствуют установлению дружеских отношений.

Гиперопека тормозит, искажает развитие детей.

Что же делать родителям?

Если у вас гармоничные и доверительные отношения с хорошо простроенной системой обратной связи, то скорее всего и проблем гиперопеки у вас нет. Во всех остальных случаях можно использовать следующую схему.

  1. Осознать наличие или отсутствие проблемы.
  2. Оценить масштаб, то есть понять, в чем проявляется гиперопека. Какие личные страхи, потребности, желания за ней стоят.
  3. Разрешить свои личные проблемы. Построить границы в отношении с ребенком и остальными членам семьи. Если не получается самостоятельно, стоит обратиться к психологу.
  4. Принять и понять своего ребенка, разрешить ему жить своей жизнью. Дать ему право на ошибки. Любить. Наблюдать и поддерживать.
  5. Жить гармонично и счастливо.

Родительство и воспитание детей – сложный процесс, требующий соблюдения баланса. Но именно это позволит воспитать самостоятельную и всесторонне развитую личность.

613 просмотров