Нынешние ученики школ – миллениалы, обладающие клиповым мышлением, склонные эффективнее воспринимать сжатую информацию, нежели большие ее объемы. Наглядность и визуализация являются для них одними из важных принципов образовательного процесса. Юмор, что столь востребован у поколения пост-иронии, а также упомянутые выше концентрация информации в малых формах и наглядность с визуализацией сочетаются именно в интернет-мемах. К тому же, и сама интернет-коммуникация имеет ряд специфических особенностей, одной из которых является насыщенность визуализированными образами, что в свою очередь позволяет пользователям наиболее активно выражать свои эмоции, переживания, впечатления, отношение к собеседнику или ситуации. Появление интернет-мемов, понимаемых в широком смысле как любые визуальные сегменты электронной коммуникации – высказывание, картинка с вербальным компонентом, видео- или звукоряд, распространённые в сети и несущие какую-либо информацию, в таких условиях вполне закономерно. Информация, заключённая в меме, носит остроумный и иронический характер, благодаря чему он и приобретает популярность среди интернет-пользователей.

Возможности «МЕМов» в обучении 

1) использование мемов способствует разрушению жестких социальных и психологических барьеров между учеником и учителем

Так, по мнению учащихся школ, лучший учитель – это не тот, кто может дать глубокий и ценный материал по теме урока, излагая его по конспекту, а тот, кто может это сделать в привычной для повседневной жизни подростка форме – при помощи шуток, неформального общения, мемов; многие преподаватели работают по методикам, разработанным не одно десятилетие назад, из-за чего учащиеся не ощущают той ментальной связи, которая заставляет их по-настоящему интересоваться не только самим учителем, уважая и понимая его, но и его предметом, использование же преподавателем любых современных средств обучения всегда располагает детей к себе, повышает авторитет среди учеников и снимает эмоциональное напряжение;

2) использование мемов позволяет ученику быстрее запомнить необходимую информацию, они помогают учащемуся провести параллель между уже известным ему образом с шаблона и новой информацией, позволяя быстрее и эффективнее закрепить полученные на уроке знания

Более того, самостоятельное создание школьниками мемов по заданной тематике способствует обучению их анализу полученных знаний, вычленению основной информации, развитию творческого мышления; заметим, что для создания мема недостаточно просто добавить текст к картинке – его нужно продумать, выделить важную информацию, подобрать актуальный по времени и ситуации шаблон, сделав при этом смешным и понятным в контексте предмета; часто небольшое количество выражений, пара слов или одно предложение могут продемонстрировать большее понимание и владение материалом, чем длинный текст на несколько страниц; ученик, прошедший через все эти стадии создания тематического мема по изучаемому материалу, гарантированно запомнит надолго полученные на уроке и использованные в подобном «продукте» знания;

3) мемы способствуют расширению общекультурного уровня знаний и осведомленности о происходящих в стране и мире событиях как со стороны ученика, так и со стороны учителя

Большинство мемов изначально появляются в связи с определенным новостным контекстом, актуальной повесткой – будь то политический скандал, интервью с известной личностью или спортивное событие; чтобы правильно понимать и создавать мемы, нужно знать их происхождение, быть осведомленным в том, что послужило толчком к появлению «графических шуток»; создавая мем, ученик работает не только с основной, но и с контекстуальной информацией, интерпретируя ее в нужном ракурсе.

«МЕМы», как использовать «во благо»?

Их можно использовать в качестве домашних заданий по освоению пройденного материала. 

Ребенок будет работать с полученными знаниями, интерпретируя и анализируя их, вычленяя самое нужное, что позволит ему освоить информацию не только быстро, но, что самое главное, интересно: как и любая другая непривычная творческая форма домашнего задания, создание мемов располагает ученика к себе, не вызывая обычной негативной реакции на классические виды «домашки» по типу конспектирования параграфов учебника.

Мемы могут стать способом визуализации транслируемых знаний, инструментом введения и закрепления материала. 

Данный прием особенно актуален для занятий, посвященным сложным темам с обилием новой информации. Мемы помогают в интерактивной форме повторить или лучше понять только что пройденный материал, мотивировать учеников, сохранить интерес на уроке. Мемы – наглядная и упрощенная форма нарратива, к тому же – шуточная, позволяющая разрядить обстановку в классе, вовлечь детей в образовательный процесс. Мемы в начале урока в качестве вводной части выполняют контактоустанавливающую функцию, задают диалог между преподавателем и учениками. 

Разумеется, образовательный процесс не должен основываться сугубо на мемах, а учебный материал состоять преимущественно из них: этот «инструмент» следует использовать для привлечения внимания к самым важным аспектам теории в качестве интерактива. 

Нужно также учесть, что мемы должны содержать важную информацию по теме и быть при этом ироничными, дабы сохранять баланс между «развлечением» и «обучением». Если вы хотите быть «на одной волне» со своими подопечными, быть для них не только авторитетом «силы знания», но и авторитетом «силы харизмы», стать для учеников кем-то, немного большим, чем просто человеком, что читает лекции и ведет уроки, использовать образовательный потенциал мемов определённо стоит: десяток актуальных по теме занятия мемов подросткам понравится куда больше, чем один скучный, монотонный и привычный урок, что они слушают на протяжении долгих лет учебы в школе.

1111 просмотров