Избирательное внимание и произвольность действий

  • Играйте в «Съедобное-несъедобное», «Найди лишнее» (с категориями овощи/фрукты, домашние животные/дикие и т.д., можно использовать карточки типа Мемори);
  • Для развития зрительного внимания используйте также игры с предметами и с картинками – «Что пропало?», «Что изменилось?» «Найди отличия» и т.п.;
  • Собирайте пазлы (подходящие по возрасту), ищите заданные предметы в комнате, на улице, на страницах книг-виммельбухов;
  • Для развития контроля движений отлично подходят игры «Запрещенное движение», «Море волнуется раз», «Саймон говорит», «Колпак мой треугольный» и т.п.

Зрительно-пространственное и слуховое восприятие

  • Выполняйте с ребенком задания на различение форм, дорисовывание простых фигур, ушей и хвостов знакомым животным;
  • Отыскивайте с ним знакомые силуэты в «путанице» из контуров, «проходите» карандашом или указательным пальцем «перепутанные дорожки», лабиринты, выполняйте графические диктанты;
  • Играйте в игры на слуховое восприятие: «Жмурки», «Испорченный телефон», «Повтори за мной» (с запоминанием ритмов, заданных хлопками или стуком по столу);
  • Вместе прислушивайтесь к стуку дождя за окном, тиканью часов в комнате и пению птиц на природе.

Зрительная и слуховая память

  • Просите ребенка рассказывать своими словами о событиях из его жизни, прочитанных вами книг, просмотренных вместе фильмов;
  • Разучивайте вместе загадки, стихотворения и маленькие кусочки прозы;
  • Складывайте геометрические фигуры из спичек или счетных палочек по памяти;
  • Рисуйте по памяти геометрические фигуры, персонажей стихотворений и сказок, увиденные на улице дорожные знаки и т.д.;
  • Играйте в игры на запоминание, узнавание и воспроизведение: «Мемори», «Снежный ком» – со словами и действиями, «Что пропало?» и «Что изменилось?» – с предметами и картинками, «Магазин» – с запоминанием списка покупок и т.д.

Фонематический слух и другие речевые навыки

  • Играйте в игры на поиск предметов с определенным звуком в названии, слов с заданным количеством звуков или слогов (можно использовать хлопки для пересчета последних), находите ударный и безударные слоги в словах;
  • Тренируйтесь подбирать прилагательные и глаголы прошедшего времени к существительным всех трех родов, называть синонимы и антонимы («Найди похожее слово» и «Скажи наоборот»), выбирать правильные предлоги для обозначения положения предмета в пространстве;
  • Придумывайте вместе с ребенком новые слова (существующие и несуществующие) и небольшие рассказы о реальных и сказочных персонажах, пусть герои в них говорят с разной интонацией, высотой и громкостью голоса;
  • Для составления рассказов по картинкам можно использовать иллюстрации из детских книг, а также наборы «В некотором царстве», «Древо сказок. Теремок», «Жили-были», «Дорога приключений», «Фантазеры», «Имаджинариум детство» и др.

Координация движений глаз и руки, губ и языка

  • Поощряйте рисование карандашами, мелками, фломастерами; помогайте совершенствовать технику и не заезжать за край при раскрашивании;
  • Выполняйте с ребенком упражнения на развитие мелкой моторики: создавайте поделки из круп, складывайте фигурки из бумаги, занимайтесь лепкой, конструированием, нанизыванием предметов на тонкий шнур или леску, учите шнуровать обувь самостоятельно;
  • Тренируйте дошкольника в написании отдельных букв, цифр, выполнении графических узоров;
  • Не забывайте об играх на развитие речевого дыхания («Снежинки», «Кораблики» и т.д.), артикуляционной гимнастике, надувании мыльных пузырей.
  • Разучивайте скороговорки и чистоговорки.
8713 просмотров