Какие нормативные документы обязывают ДОО разработать РПВ и календарный план воспитания?

Ответ юриста:

ФЗ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в РФ» (далее – Закон) регулирует все ступени образования в РФ. Так, в ст. 64 Закона прописано, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Должны ли детские сады дополнять свои ОП РПВ?

В ФЗ-304 от 31.07.2020 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» внесены изменения в п.9 ст.2 (понятие «Образовательная программа»). Это понятие относится ко всем ступеням и уровням образования и является обобщенной характеристикой. В противном случае в ОП детского сада были бы учебные планы, календарные учебные графики, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин и форм аттестации.

Ответ юриста:

  • Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе на достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
  • Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
  • С учетом вышеизложенного, а также пункта 9 ст. 2 закона «Об образовании», предусмотрено, что образовательная программа должна быть представлена в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.

А если ребенок получает дошкольное образование в семье?

Ответ юриста:

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как соотносятся ФГОС ДО и изменения в ФЗ «Об образовании»?

Ответ юриста:

Дошкольное образовательное учреждение обязано руководствоваться как ФЗ «Об образовании», так и приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее – ФГОС). В случае возникновения противоречий дошкольное образовательное учреждение руководствуется Федеральным законом, так как он имеет большую юридическую силу.

Является ли РПВ частью ООП ДО?

Ответ юриста:

Пункт 9 ст. 2 закона «Об образовании» не обязывает включать рабочую программу воспитания непосредственно в образовательную программу, рабочая программа может существовать как отдельный документ.

Может ли детский сад написать свою РПВ?

Ведь согласно ФГОС ДО, сад имеет право лишь ознакомиться с существующими примерными программами, оценить их пригодность для своей образовательной деятельности и принять решение об использовании или неиспользовании их при разработке своей. Это так?

Ответ юриста:

Учитывая, что в настоящее время законодательство не обязывает дошкольные учреждения использовать единую форму рабочей программы воспитания, следовательно, можно написать свою – но обязательно с учетом требований закона «Об образовании», ФГОС и СанПИН.

В требованиях ФГОС ДО к структуре ОП отсутствуют требования к наличию РПВ. Как нам поступать?

 П.6 ст.12 ФЗ-273 и п.9 приказа Минпросвещения № 373 от 31.07.2020 года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам» указывают, что ОП детского сада разрабатывается в соответствии с ФГОС ДО, а значит именно ФГОС ДО регламентирует структуру ОП в детском саду. Да и требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения образовательной программы дошкольного образования определяются ФГОС ДО.

Ответ юриста:

Закон «Об образовании» имеет большую юридическую силу. Кроме того, с учетом изменений в пункт 9 ст. 2 этого закона, рабочая программа воспитания у образовательных учреждений должна быть.

Приказ Минпросвещения от 11.12.2020 № 712 не содержит упоминаний о ФГОС для дошкольников. Значит ли это, что в детском саду не должно быть РПВ и календарных планов?

Ответ юриста:

Действительно, в приказе Минпросвещения от 11.12.2020 № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся» указаны все уровни ФГОС, кроме дошкольного. Однако это не означает, что организации, реализующие программы, разработанные в соответствии с ФГОС начального и основного среднего общего образования, должны иметь отдельный документ, прилагающийся к основной ОП, а дошкольные – нет. Причина все та же: закон «Об образовании» имеет большую юридическую силу, а изменения в пункт 9 ст. 2 говорят о необходимости иметь РПВ в образовательном учреждении.

 Зачем нам РПВ как отдельный документ?

Нельзя ли решать воспитательные задачи в ДО без отрыва от обучающих?

Ответ юриста:

Наличие РПВ необходимо для исполнения закона «Об образовании». Содержание и задачи воспитания, определенные Правительством РФ как приоритетные, должны решаться в детском саду так, как это зафиксировано в законодательстве.

Но ведь содержание ОП в ДОО не должно быть заранее расписано, поскольку оно определяется конкретной ситуацией в группе?

 Педагоги, работающие по программам, ориентированным на ребенка, обычно формируют содержание по ходу образовательной деятельности, решая задачи развития детей в зависимости от сложившейся образовательной ситуации, опираясь на интересы отдельного ребенка или группы детей. В этом случае конкретное содержание образовательной программы подбирается по мере постановки и решения развивающих задач и не всегда может быть задано заранее. Как быть?

Ответ юриста:

Образовательная программа, календарный план и иные требуемые документы в соответствии с законом «Об образовании» допускают внесение изменений в связи с деятельностью дошкольного учреждения. Потому, если, например, в саду появляется отдельная группа ОВЗ или с углубленным изучением иностранного языка, необходимо внести соответствующие изменения в документацию ДОО.

605 просмотров