Интеграция особенных детей в образовательную среду

В современном мире, согласно данным всемирной организации здравоохранения, увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Таким детям и их семьям необходима и консультативная и специализированная психолого-педагогическая помощь, возможность войти в социальную среду и получить качественную образовательную услугу. 

Помочь детям с ограниченными возможностями здоровья увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое «Я», раскрыть его и войти в мир здоровых людей, полноценно существовать и взаимодействовать в нем – в этом основная задача интеграции в образовательную среду детей с особыми образовательными потребностями.

Для понимания индивидуального проявления физических и психических функций у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо уяснить понятие ограниченные возможности здоровья. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Для ребенка важно, в каком возрасте происходит диагностика проблем и особых потребностей. В этом смысле очень важна роль родителя, который может увидеть проблемы и как можно раньше обратиться к специалистам для их решения. Очень часто не явные нарушения здоровья родители не видят, или не хотят признаться себе в том, что они есть. А когда приходит время школьной жизни, бесценное время часто упущено (доказано – чем в более раннем возрасте происходит обращение к специалистам, тем вероятнее и быстрее скорректировать нарушения развития).

При выделении основных черт детей с особенностями в развитии в раннем возрасте родителям необходимо обращать внимание, если у детей имеется невысокая степень становления процесса восприятия. Это имеет место в требовании гораздо большего времени для выбора способа переработки сенсорной информации, очень мало познаний ребенка о находящемся вокруг их мире, очень скудно сформируются пространственные представления (сложность сравнить форму, найти одинаковые фигуры, разместить фигуру на заданной плоскости), наблюдается неустойчивое, рассеянное внимание, нет сосредоточения взгляда на предмете. У детей постарше память ограничена в размере, доминирует кратковременная над длительной, механическая над логической, наглядная над словесной. Ребенок не может выстроить логическую последовательную цепочку действий. Снижена познавательная энергичность, отмечается замедленный темп переработки информации, практически отсутствует потребность в общениикак со сверстниками, так и с взрослыми. Речь – содержит нарушения речевых функций, или все составляющие языковой системы не сформированы. У ребят с ограниченными возможностями здоровья нередко имеется как переоценка личных сил и вероятностей, так и их недооценка. 

Исследования психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья выявляют закономерность – чем раньше пришло повреждение, тем значительнее имеет место быть отклонение становления развития, и чем раньше начата коррекция, тем она эффективнее. Надо также иметь в виду и то, что становление ребенка с ограниченными возможностями здоровья часто осуществляется в ограниченном пространстве, за пределами полновесного общения со сверстниками и взрослыми, что содействует ограничению в развитии и формированию эгоцентрических установок.

Вопросы инклюзивного образования (интеграция детей в среду обычной школы) в школе всесторонне обсуждаются как специалистами, ответственными за управление образованием, так и администрацией конкретных образовательных организаций. 

И педагогам и родителям важно знать основные принципы инклюзивного образования: ценность человеческой личности не зависит от его способностей и достижений, каждый человек способен чувствовать и думать, каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным, все люди нуждаются в понимании, поддержке и дружбе. 

Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений, для всех обучающихся достижение прогресса заключается в том, что они могут делать, а не в том, что они не могут, разнообразное общение положительно влияет на все стороны жизни человека.

Анализ разных исследований, точек зрения ученых, педагогов и психологов на инклюзивное образование в образовательных организациях позволил выделить как позитивные моменты, так и минусы данной формы работы. 

К плюсам инклюзивного образования относят: формирование у учащихся навыков толерантности, уважения и взаимопомощи, возможность более успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, формирование навыков общение и взаимодействие, получение образования на уровне с обычными детьми. 

Основными минусами инклюзивного образования являются: трудности в составлении адаптированной коррекционной программы обучения, сложности в выстраивании взаимодействия учителя одновременно с различными категориями детей, вероятность возникновения нестабильной обстановки в школьном коллективе. 

Анализ различных точек зрения показывает, что плюсы связаны с социализацией детей, а минусы (почти все) касаются вопросов возможности эффективной организации образовательного процесса. Важно то, что сама система не до конца подготовлена к внедрению инклюзии, основная часть педагогов-предметников (а в целом, они большие молодцы) не обладают всеми компетенциями, необходимыми для организации инклюзивного образования, да и общество не всегда готово к интеграции детей с особыми потребностями.

Современное дополнительное образование детей является сферой, которая может более гибко интегрировать детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс, здесь можно эффективнее построить образовательный процесс, чтобы удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом. 

С точки зрения реальных возможностей и перспектив включения в эту область детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью именно дополнительное образование, имеет ряд преимуществ перед общим – программы дополнительного образования более гибки, более индивидуализированы, меньше проблем с мотивацией детей и на результаты обучения не распространяются требования федеральных государственных образовательных стандартов.

Сфера дополнительного образования детей не подразделяется на уровни (дошкольный, начальный, основной, средний в общем образовании). Это означает, что возрастной диапазон участников кружка, студии, творческой мастерской или секции формально не ограничен. Рекомендуемый возраст для освоения каждой из программ может иметь гибкие границы: 8–12 лет, 10–14 лет и т. д. Для детей это дает возможность получить опыт деятельного участия в разновозрастной творческой группе, объединенной общими интересами и целями. Вместо четко определенных унифицированных предметных областей общего образования в дополнительном существуют направленности: техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-гуманитарная. Программы вариативны, образовательное предложение многообразно, каждый ребенок с большой степенью вероятности может найти занятие, учитывающее его актуальные интересы и склонности. Это чрезвычайно важно, так как помогает поддерживать познавательную мотивацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья, нередко изначально сниженную из-за усталости от регулярной коррекционной или реабилитационной работы. Оценка результативности освоения программ ориентирована на фиксацию личной образовательной динамики. Анализ творческих работ и «образовательных продуктов», портфолио, грамотно организованное участие ребенка в выставках, фестивалях, концертах – способ продемонстрировать результаты освоения программы. Помимо этого, программы дополнительного образования детей адаптируются на основе учета особых образовательных потребностей каждой из нозологических групп.

Ряд исследований и социологических опросов среди учащихся школ на предмет возможного совместного обучения с детьми с ограниченными возможностями здоровья показало: в начальной школе практически все учащиеся ответили, что были бы рады помочь таким ребятам при адаптации в классе. 

Некоторые ребята предлагали интересные идеи и проекты для учащихся с ограниченными возможностями. В свою очередь, ученики старшей школы настроены в основном негативно (70%), остальные сохранили нейтралитет по данному вопросу. Такие результаты свидетельствуют о росте жестокости и цинизма среди подростков по мере их взросления. Это очень печально, ведь педагоги и психологи стараются воспитывать в детях положительных качества: доброту, милосердие, взаимопонимание и взаимопомощь, адекватное отношение к окружающим, независимо от их личностных или физиологических особенностей. Основное число родителей опрашиваемых школьников негативно относятся к введению интегрированного обучения. Мамы и папы считают, что такие дети должны учиться в специальных учебных заведениях. Педагоги-предметники сформулировали непростые моменты, возникающие при организации инклюзивного образования, но прокомментировали, что введение такого образования действительно необходимо в школах при условии принятия ряда организационных мер. А родители ребенка с особыми образовательными потребностями остаются один на один со своими страхами и беспокойством (любой родитель готов расправить крылья и максимально закрыть ими своего ребенка – такого любимого и родного). 

Что мы видим – современная система образования требует определенных очень непростых изменений, как на уровне педагога, так и на уровне системы управления образованием, для успешного внедрения интегрированного обучения. Важно понимать, что инклюзивное образование, отвечает современным запросам общества, так как все дети, без исключения, нуждаются в получении полноценных знаний и общении со сверстниками. В этой плоскости лежит основной посыл – семья и образовательная организация встает вместе для выстраивания системы сопровождения ребенка и центральная фигура в этом процессе, конечно РЕБЕНОК. Задача взрослых – использовать весь свой профессионализм, все ресурсы (иногда сохраняя недюжинное спокойствие), для выстраивания системы сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Очень важна также система нормативного и юридического сопровождения семей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Есть очень большое количество разных программ, ресурсов и методик, которые помогут семье максимально правильно и комфортно выстроить систему сопровождения ребенка.

653 просмотров