shutterstock.com

«Инстаграм» захлестнула волна материнства и детской психологии. Молодые мамочки со всех сторон учат, как правильно купать малыша, путешествовать с маленьким ребенком и сделать его послушным. В таком многообразии лайфхаков и чек-листов можно совершенно потеряться. Советов много, но вопросы остаются прежними: что является самым важным в воспитании ребенка, как привить ему настоящие ценности и какое влияние они оказывают на его успехи в учебе? Давайте разберемся в этой статье.

Советские реалии VS современный мир

Молодым мамам сейчас непросто: с одной стороны у них есть необъятная площадка интернета с миллионами советов и инстаграм-аккаунтов с лайфхаками по воспитанию, с другой — консервативное поколение родителей, которые росли в советское время. В СССР считалось зазорным, если женщина уходила в декрет по уходу за детьми на долгое время. Молодые мамы работали до восьмого, а иногда и девятого месяца, а потом старались побыстрее вырваться на работу, чтобы стать ударницами коммунистического труда и оказаться на передовицах газет. Ребенок же попадал либо в ясли, либо в детский сад, где был полностью предоставлен себе. В ясли, например, можно было отдать малыша с 3-месячного возраста. Также считалось, что детей нельзя лишний раз баловать, иначе из них вырастут тунеядцы, которые не слезут с родительской шеи.

Сейчас мы живем на сломе традиций и ценностей, когда уклад жизни наших бабушек, дедушек и даже родителей резко канул в Лету, а новый порядок только начинает пускать свои корни. Где здесь моральные устои, которые должны взращиваться поколениями? Отсюда и возникает множество вопросов, связанных с воспитанием детей.

Лозунгами советского человека были: «Сам погибай, а товарища выручай!», «Человек человеку друг, товарищ и брат!». Так появились главные постулаты того времени — коллективная ответственность и трудовые подвиги. Теорию коллективной ответственности в 30-е годы прошлого века развивал всемирно признанный советский педагог А. С. Макаренко. Он посвятил свою жизнь перевоспитанию трудных подростков в колониях. Через коллективные связи воспитанники педагога узнавали о главных ценностях: поддержка, взаимовыручка, ответственность, приверженность общему делу. Макаренко утверждал: «Воспитание личности в коллективе и через коллектив — главная задача воспитательной работы». Также особое внимание педагог уделял дисциплине и приобщению к труду. В результате своей деятельности он выпустил более трех тысяч ребят, которые смогли состояться в жизни благодаря таланту и особому методу Макаренко.

А теперь попробуем применить ценности советского человека сейчас, в век жесткой конкуренции и глобальной неопределенности. Что получится? Вряд ли кто-то захочет уступить место в крупной компании другому специалисту ради братской любви и общей цели построения справедливого государства.

Где современные ценности?

Мир развивается на такой скорости, как будто кто-то включил кнопку перемотки фильма вперед. Многие едва успевают соответствовать профессиональным стандартам, ведь они меняются каждый день и появляются новые тренды и тенденции. Каждый день ты должен доказывать миру, что являешься хорошим специалистом. Повсюду реклама курсов саморазвития, повышения квалификации. Если же ты пропустил какой-то мастер-класс или вебинар в Zoom, то уже выпадаешь из упаковки. Сейчас появилось много психологов из соцсетей, которые советуют больше рефлексировать, «быть в моменте», жить сегодня и сейчас. Мы смотрим аккаунты успешных молодых блогеров в «Инстаграме» и, сравнивая со своей жизнью, бежим все дальше и дальше, не оглядываясь и не понимая, что на самом деле важно и где эти самые ценности.

Влияние ценностей на успехи детей в учебе

Из-за пропасти между миром наших родителей и современной действительностью порвалась нить преемственности поколений, когда навыки и умения передавались от наших бабушек внукам. Социолог, кандидат филологических наук из Санкт-Петербурга Ольга Сачава во время исследования выявила связь между хорошей успеваемостью школьников и общением со старшими. Получилось, что 50% отличников и хорошистов живут в одной квартире с бабушками и дедушками. А 42% детей с высокой успеваемостью общаются со старшими родственниками, даже если те проживают в другом городе. В то же время троечники в 40% случаев вообще не встречаются с бабушками и дедушками.

Также выяснилось, что уровень достатка никак не влияет на успехи ученика. Семьи отличников и троечников примерно в равных пропорциях проживают в коммуналках и в отдельных квартирах. Этот тезис подтверждает и популярный семейный психолог Людмила Петрановская: «Вокруг может быть экономический кризис, наводнение или война, но если сами родители в порядке, если они с ребенком не разлучаются слишком надолго и выглядят достаточно уверенными и спокойными, ему хорошо. Потому что благополучие ребенка зависит не от условий, в которых он живет, а от отношений, в которых находится».

На успеваемости детей также не отражается и наличие домашней библиотеки, а вот семейные праздники оказывают на них прямое влияние. Исследование показало, что 67% хорошистов и отличников начальной школы и 73% хорошистов и отличников средней школы живут в семьях, где всегда отмечаются праздники. 

Профессиональная самореализация родителей и удовлетворенность жизнью — еще один важный параметр, влияющий на успешность детей. 56% родителей отличников и хорошистов заявили, что работают в первую очередь для самореализации. Здесь речь идет именно об удовлетворенности своей профессиональной деятельностью. Это подтверждает тот факт, что родительский пример — лучший метод воспитания. Так, если вы сами не вылезаете из гаджетов и соцсетей, то не стоит надеяться, что ребенок сделает выбор в пользу книг, а не электронных устройств; то же самое и в отношении профессиональной самореализации.

Несмотря на темп современного общества и смазанные представления о настоящих ценностях, нам все равно нужно дать правильные ориентиры нашим детям. Пандемия коронавируса, несмотря на ужасные последствия мирового масштаба, заставила нас задуматься о самом важном для каждого человека — семье и близких. Мы оказались в ловушке: бежали наперегонки со своими конкурентами и с самими собой, но были вынуждены резко остановиться и оглянуться вокруг и, как говорится, «порефлексировать».

Какие ценности нужны молодому поколению?

Каждая ячейка общества по-своему определяет систему ценностей и те важные истины, которые взрослым хочется донести до детей. Однако для каждого ребенка важно, чтобы семья всегда была тем местом, где его смогут поддержать в любой момент, помочь в трудной ситуации и утешить, если у него что-то не получилось. Кстати, чувство безопасности и защиты рядом со своим взрослым появляется у малыша в раннем детстве. Людмила Петрановская очень точно описывает этот процесс в своей книге «Тайная опора»: «Если у ребенка не получилось собрать пирамидку, конструктор рассыпался, он ударился или испугался, малыш идет к родителю. Прижимается, залезает на руки, то есть фактически возвращается на стадию донашивания», — пишет психолог. Если же этого не произошло и малыш вместо утешения получает в ответ фразы: «Как не стыдно», «Ты уже взрослый, не хнычь», то он испытывает стресс. Внутри психики замораживается тот момент, с которым малыш не смог справиться и не получил помощи. Такая ситуация приводит к «запечатыванию» травматического опыта и страху у ребенка перед новыми трудностями и испытаниями.

По сравнению с советскими временами сейчас молодое поколение имеет больше возможностей и путей для самореализации, но в то же время и больше препятствий и конкуренции. В этом случае важен позитивный настрой на успех, умение найти решение в любой ситуации и навык гибкого мышления. Нужно показать ребенку, что жизнь — это множество возможностей, а не проблем, словно мы высыпали перед малышом множество разноцветных деталек «Лего», из которых он сможет собрать все, что ему хочется.

И конечно, семейные традиции, праздники, общение со взрослыми, внимание и забота — самое важное для маленького человека. Брать лучшее из прошлого и применять свой опыт, опираясь на современные реалии, — вот стратегия для построения новой системы ценностей.

545 просмотров