Сколько всего мы делаем «на автомате» по привычке. Чистим зубы, здороваемся при входе в помещение, покупаем одни и те же продукты и даже выбираем привычные маршруты каждый день. Это на самом деле особенность нашей психики – так мы упрощаем себе жизнь. Как же воспользоваться этим фактом, чтобы привить полезные привычки ребенку с самого детства?

Психология привычки

Что такое привычка? «Привычка – автоматизированное действие, выполнение которого в определенных условиях стало потребностью» (Большой психологический словарь). Почему автоматизированное рутинное действие становится потребностью? Человеческий организм устроен так, чтобы сохранять энергию. Она ему нужна для выполнения базовых жизненных функций. Любое лишнее действие воспринимается психикой в штыки, потому что воспринимается как угроза потери энергии. Поэтому умный мозг старается сформировать сетку нейронных связей так, чтобы мы делали одни и те же действия, не растрачивая ресурсы впустую. Зачем же думать над новым маршрутом на работу, если мы знаем простой отработанный путь и достигнем пункта назначения. 

Также сделанное действие, которое привело к результату, способствует выработке определенных гормонов удовольствия и удовлетворения. То есть наши усилия вознаграждаются. И получить награду при помощи привычных действий с минимальными затратами  – это просто находка для психики. Так давайте используем эти особенности, чтобы привить полезные привычки своему ребенку. Это будет двойная выгода для всех!

Чтобы действие выполнялось на автомате, конечно, необходимо повторять его некоторое время. Есть мнение, что для закрепления привычки нужен 21 день. Но каждый человек индивидуален, поэтому отнесемся к этой цифре условно. Хвалите ребенка за каждый результат. Пусть действие будет ознаменовано и завершено похвалой. Каждый ребенок нуждается в одобрении и подтверждении своих действий. Акцентируйте похвалу на моменте результата! Сначала утренние ритуалы будут требовать усилий, но вы заметите, когда, например, вам не придется спрашивать ребенка «А ты почистил зубы?» И уже иногда отмечайте, какая красивая улыбка. 

Кто пример для подражания?

Образование основных привычек у ребенка начинается в раннем детстве с подражания старшим. Ребенок смотрит на своих родителей и перенимает их манеру поведения, выполняет те же действия, еще не понимая их смысл. 

Ребенок копирует поведение родителей, не осознавая. Его неокрепшая психика не может фильтровать – что полезно, а что нет. Малыш просто копирует каждую привычку взрослого. 

Потому что родительская фигура для ребенка – это априори авторитет, на которого хочется быть похожим. Не говорим ребенку, что нужно и как делать, а сами подаем пример своими действиями. То есть не возможно приучить ребенка к порядку, если вы сами разбрасываете свои вещи, не кладете их на место. Или вы сами ходите с едой по квартире, а говорите ребенку есть только за столом. С раннего детства ребенка транслируйте ему правильную модель поведения. А еще лучше – делайте вместе!

Привычка быть здоровым

Каждый родитель хочет, чтобы ребенок был здоровым, сильным и спортивным. Отправить на спортивную секцию – это вариант для старшего возраста, но что же делать с малышами. Вы видели мам, которые бегут или едут на роликах и толкают впереди себя коляску? А пап на велосипедах, которые везут в кресле детей? А комплексы домашних спортивных упражнений вместе с новорожденным? Когда вы занимаетесь спортом дома, например, йогой и просто кладете ребенка рядом с собой, он включается в наблюдение, ему становится интересно каждое движение. А потом семьи, которые все вместе весело и активно проводят время в парках за сезонными занятиями спортом? Вроде бы, просто отдыхают, и незаметно передают детям любовь к физической активности. 

Прекрасный вариант взять малыша в спортзал. Пока родители занимаются своим здоровьем, с малышом могут поплавать, сделать ему массаж или позаниматься на детской гимнастике. У каждого свои занятия, пусть польза будет для всех!

Поездки за город тоже могут быть полезными. Полить грядки, собрать ягоды, помочь почистить снег. Да, пусть это будет детская лейка или лопатка. И придется поправлять ребенка и пристально смотреть за безопасностью. Но такие активные действия сформируют здоровую привычку активности на природе!

Таким образом, у ребенка создается прототип полезной привычки, связанной со спортом, активным образом жизни, развлечениями, связанными именно с физической активностью. Такие дети будут реже сидеть в гаджетах и перед телевизором просто потому, что им будет скучно без нагрузки. 

Правило прикроватной тумбочки

Каждая привычка вызывается определенным триггером. То есть, что-то, что провоцирует действие. Таким образом, чтобы, например, приучить ребенка к чтению перед сном, начните с прикроватной тумбочки. Как это работает это правило? Строим цепочку: чтобы ребенок привык к чтению, надо ему начать читать перед сном. Чтобы читать, нужна книга. Кладем книги на самое видное место рядом с кроватью – прикроватную тумбочку. И каждый раз перед сном вы будете натыкаться на книгу и просто не останется никакого шанса не прочесть очередную сказку. Триггер, действие, результат и позитивные эмоции. Становясь старше, ребенок начнет сначала сам просто рассматривать картинки перед сном, а потом уже и сам читать. Проверьте и свою тумбочку тоже. 

Эта одна из важнейших привычек правильного отхода ко сну не только у ребенка, но и у взрослого. Гаджеты перед сном активизируют психику, свет экрана возбуждает и портит зрение. А чтение нескольких страниц является лучшим «снотворным»! 

Эта простая методика будет эффективна и в формировании привычки питьевого режима. Бутылки с водой должны стоять на видных местах, в том числе и в кармашке в рюкзаке, и в машине. Триггер сработал, полезная привычка пить много чистой воды активизируется автоматически. 

Привычка цифровой гигиены 

Да, без гаджета в современном мире не обойтись. И не стоит их исключать! Наоборот вводим правила пользования гаджетами, приучаем себя и ребенка к цифровой гигиене. Понимая, когда и зачем нам может понадобиться телефон, в остальное время убираем его. На тумбочку в другую комнату, в конце концов! Концентрируемся на одном деле. Ужинаем, разговариваем, играем, выполняем домашние задания, делимся впечатлениями за день, занимаемся физической активностью. Объективно в эти моменты гаджеты не нужны.Ребенок будет понимать, для чего ему нужен смартфон, его прямую функцию. Привычку так и формулируйте: я не пользуюсь телефоном, когда общаюсь с членами семьи. Наслаждайтесь моментами живого общения, получайте удовольствие от этого момента. Эта одна из не простых полезных привычек, поэтому пусть телефон полежит на тумбочке хотя бы 30 минут во время приема пищи, далее увеличивайте время. Помните, ребенок копирует ваше поведение.

Чем раньше малыш получит от вас полезные привычки, тем быстрее они превратятся в образ жизни. Ведь привычка – это поистине суперсила! 

534 просмотров