Лето – время когда можно забыть о школе, но только если ваш ребенок не будущий первоклассник. В этом случае, наоборот, о школе будут говорить и думать все: сам ребенок – представлять, как получает первые пятерки и сидит за партой, родители и бабушки с дедушками – спорить и волноваться, надо ли заниматься с будущим первоклассником счетом и письмом заранее или в школе его итак всему научат. 

Родители беспокоятся не без повода: многие дошкольники сегодня, наряду с посещением детского сада или занятиями с мамой, няней или бабушкой ходят еще и на многочисленные развивающие кружки. И к первому классу (по рассказам родителей) уже очень многое умеют и знают. А мамы и папы, которые жили без развивашек, волнуются – вдруг их ребенок не потянет уровень таких умных одноклассников. 

“У моего сына день рождения в марте, в школу он пойдет в шесть с половиной лет. Я все еще сомневаюсь, что он готов к учебе и переживаю, что будет отставать от одноклассников. Как послушаешь других родителей, так кажется, что все уже в подготовительных группах решают примеры с числами до ста и учат английский язык, а мы только запоминаем названия фигур. Я отправляю ребенка на все лето к бабушке и боюсь, что там он даже это забудет. Я-то не против, мне кажется, он еще успеет устать от учебы, но, может, перед школой надо позаниматься? Вот только чем и как?”, – спрашивает наша читательница Инна. Развеиваем ее переживания вместе с нейропсихологом. 

Подготовка к школе – это не чтение, не письмо и не счет

Если Петя умнее, чем Вася, это не значит, что Петя раньше созреет для школы. Готовность к первому классу определяется не уровнем интеллекта, а именно зрелостью. Она выражается в двух факторах: самоорганизации и функции произвольного внимания. 

Родителям, которые готовят ребенка к школе, в первую очередь необходимо развить у него навыки самодисциплины. Детсадовцам родители сами собирают вещи на занятия, а вот у будущего первоклассника уже должны быть правила относительно разных повседневных ситуаций. Например, если ты вернулся из бассейна домой, значит, нужно сразу же отправить полотенце и купальник в стиральную машинку. 

Второй важный навык – функция произвольного внимания, умение слушать, даже если тебе не очень интересно. Иногда этот фактор тяжело развить, потому что он связан с психологической зрелостью. Важно сидеть ровно, не наваливаться на парту, не прыгать на месте как заведенный, слушать учителя, даже если происходящее вокруг интереснее. 

Самоорганизация и произвольное внимание – это база, на которой строится подготовка к школе.

Попробуйте научить ребенка:

  • самостоятельно чистить зубы и класть щетку и пасту на место;
  • готовить одежду на завтра;
  • убирать игрушки, книги, тетради и т.д.;
  • следить за чистотой обуви;
  • выполнять минимально работу по дому (например, поливать цветы).

Игры и упражнения

С будущими первоклассниками нужно играть в игры, которые требуют соблюдения определенных правил. Это научит ребенка ждать свою очередь и лучше общаться с коллективом. Полезно играть в подвижные игры вроде вышибал, лапты, жмурок. 

Особенно важны игры на произвольное внимание. Например, съедобное-несъедобное, когда ребенку нужно и двигаться, и думать одновременно. Можно изменить правила игры и превратить ее в «названия городов ловим, названия стран не ловим», «живые предметы ловим, неживые не ловим» и так далее. У этой игры вообще большой потенциал, в нее полезно играть в любом возрасте. Главное – усложнять правила в соответствии с тем, что изучают дети. Так, ученики средней  школы могут играть в «правильные глаголы ловим, неправильные глаголы не ловим». 

Отдельно рекомендую будущим первоклассникам игры, в которых игровая ситуация происходит на столе, а выигрывает тот, кто первым замечает что-то и нажимает на звонок, поднимает руку или выкрикивает слово. К примеру, «Барабашка» или «Доббль» и все их вариации. Эти игры учат ребенка сосредотачиваться на происходящем и не отвлекаться. 

Проверьте, готов ли ребенок к школе:

  • знает свое имя, дату рождения, фамилию, адрес, имена и профессию родителей, может назвать город и страну, где живет;
  • знает дни недели, понимает, к каким временам года относятся месяца;
  • различает цвета и формы, считает до десяти и обратно, знает, какие числа находятся рядом друг с другом;
  • знаком с героями детской литературы и сказок (это важно, потому что добукварный период в школе построен на картинках и предполагает, что ребенок по изображениям узнает Колобка, Емелю, трех поросят);
  • умеет использовать предлоги и обладает поставленной устной речью.
392 просмотров