Как обсудить с ребенком поступок Зои Космодемьянской

Приобщать детей к домашнему, бытовому труду рекомендуется, начиная с дошкольного возраста. В ходе выполнения трудовых обязанностей под грамотным руководством взрослых детьми усваиваются некоторые умения и навыки, воспитывается определенное отношение к обязанностям, формируются волевые качества.
Почему так важно с ранних лет воспитывать трудолюбие? Помимо того, что труд позволяет человеку закрывать свои потребности, он может оберегать и поддерживать психологическое здоровье. Способности организовывать свою деятельность, ставить цели и достигать их важны и ценны как в детском, так и во взрослом возрасте. Через труд человек познает окружающий мир и самого себя, свои способности, возможности, личные качества и место в обществе.

Важно отметить, что развитие личности происходит не в труде, к которому человека принуждают, а в труде, в котором есть личная заинтересованность и «любовь к своему делу». Поэтому так важно заранее определить, что интересует ребёнка.

О чем говорить?

Основная задача занятия: формирование интереса к трудовой деятельности, самопознанию.

Расскажите ребёнку о том, какая трудовая деятельность была интересна вам в его возрасте и как отношение к труду менялось в течение вашей жизни. Поделитесь интересными и забавными воспоминаниями о вашей работе, профессиональном пути. Расскажите о том, какое место в вашей жизни занимает труд сейчас.

Вопросы, которые можно обсудить с детьми, в зависимости от возраста:

Учениками младшей школы

  • Какие домашние обязанности у тебя есть? Какие из них наиболее интересны?
  • Что такое «труд» для тебя?
  • Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

Учениками средней школы

  • Почему труд важен для общества?
  • Почему важно выбрать профессию, которая тебе интересна?
  • Какой человек принесёт больше пользы – человек, который любит свою работу, или человек, который ходит каждый день на работу, которая ему неинтересна? А какой из этих людей счастливее? Энергичнее? Дружелюбнее?

Учениками старшей школы

  • Как труд связан с понятием «самореализация»? Почему важно развивать себя через работу?
  • Как труд способствует развитию навыков общения и социальной адаптации?
  • Как ты думаешь, какие профессии будут востребованы в будущем и почему?

Предлагаем вам тематическую подборку мультфильмов, фильмов и книг для детей разных возрастов.

Книги

Елена Благинина «Стихи для детей» –  Стрекоза, 2017 – 64 страницы, 6+

Прекрасные короткие и яркие стихотворения Елены Благининой («Бабушка – забота», «Не мешайте мне трудиться», «Приходите – поглядите», «Полюбуйтесь-ка, игрушки») – это истории, в которых герои и героини старательно трудятся, помогают старшим в домашних заботах, старательно ухаживают за своими вещами, собственной комнатой и др.

Вопросы для обсуждения:

  • Что есть общего между героями стихотворений и тобой?
  • Какие качества в героях тебе особенно нравятся?
  • Чему нас учат эти стихотворения?

Николай Носов «Заплатка» – Махаон, 2016 – 16 страниц, 0+

Оказывается, что зашивать штаны – это не такое уж и простое дело. Только с виду кажется, что все легко, когда иголка с ниткой в руках у мамы. А если пришлось самому – то тут придется постараться.

Вопросы для обсуждения:

  • Почему Бобка получил насмешки от товарищей, когда вышел в рваных штанах во двор?
  • С первого раза у Бобки получилось зашить штаны плохо. Почему? Что ему помешало? Чего не хватало?
  • Как думаешь, сбудется мечта Бобки? Почему?

Константин Ушинский «Рассказы и сказки» – Махаон, 2020 – 128 страниц, 0+

В книге представлены истории, в которых герои видят, как благодаря труду рождаются всем привычные, обыкновенные, на первый взгляд, вещи, например, такие как рубашка. Герои и сами трудятся, чтобы сделать лучше жизнь других и свою. Одновременно с этим они совершают открытия, учатся дружить и заботиться, открывать собственные таланты и личные качества.

Вопросы для обсуждения:

  • На кого из героев этих историй тебе хотелось бы быть похожим?
  • Что из поступков героев тебе показалось самым сложным?
  • Какой рассказ тебе понравился больше всего? Почему?

Евгений Пермяк «Чужая калитка: рассказы» –  Детская литература, 2014 – 30 страниц, 6+

В рассказе Евгения Пермяка удивительно добрый и заботливый дедушка ни в чем не отказывал внуку Алеше, если тот хотел чему-то научиться по дому, по хозяйству. Условие было только одно: коли берешься за дело, доведи его до конца. А для этого надо решаться на задачу по силам.

Вопросы для обсуждения:

  • Как ты думаешь, кто починил чужую калитку и чужую скамейку?
  • Чему на самом деле учил дедушка Алешу? Только хозяйственным умениям?
  • Почему в финале рассказа дедушка зовет Алешу Алексеем? Это изменение имени случайно или нет?

Аркадий Гайдар «Тимур и его команда» – Самовар, 2014, 144 с., 12+

Книга рассказывает историю, произошедшую незадолго до начала Великой Отечественной Войны, в 1939 году. В одном дачном посёлке Тимур и его команда, «секретная организация», помогают пожилым людям и семьям военных. Однажды о них узнаёт девочка Женя и присоединяется к ребятам, несмотря на запрет старшей сестры. В это же время в посёлке появляется банда хулиганов под началом Мишки Квакина, грабившая сады. Тимур и его соратники решают пресечь хулиганство и берутся за дело.

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы понимаете фразу: «Где есть команда – должен быть и командир»?
  • Как вы думаете, почему Тимур и его команда действовали тайно, не стремились раскрыть себя? Хотели бы вы оказаться в такой команде?
  • О ком больше заботились Тимур и его команда? О себе или о других? А почему?
  • Бывают внешние и внутренние препятствия к тому, чтобы совершить поступок. Например, внутренним препятствием может быть лень, скука, зависть. Можете назвать, какие внутренние препятствия преодолевали ребята? Всем ли это удавалось?
  • Что в характере Тимура впечатляет больше всего?

Виктор Астафьев «Конь с розовой гривой» – Искатель, 2021 – 144 страницы, 12+

В книге рассказывается история о простом и наивном мальчике Вите. Он жил с бабушкой Катериной Петровной, поскольку остался сиротой. Бабушка пообещала Вите пряник в виде фигурки коня с розовой гривой, если герой насобирает ягод в туесок на продажу. Витя старался изо всех сил, но собранные ягоды рассыпались, а соседские ребята предложили ему набить туесок травой, а ягодами траву присыпать. Ребят и Витю можно понять – им хотелось поскорее отправиться всем вместе на речку, отдыхать, купаться и загорать. Ложь жгла душу мальчика, но силы духа не хватало на то, чтобы признаться бабушке во лжи. Обман раскрылся, когда бабушка на базаре продавала этот туесок как полный ягод. Бабушка от любви к внуку все-таки привезла ему заветный пряник, но чувство стыда, которое испытал Витя, навсегда пробудило в нем голос совести.

Вопросы для обсуждения:

  • Ребята взяли Витю «на слабо», подговорив на обман с ягодами. А был ли у вас такой опыт – поддаться «на слабо»? Что теперь вы думаете об этом приеме?
  • Как вы думаете, чего не хватило Вите, чтобы вечером того же дня рассказать бабушке правду? На что он надеялся?
  • Какие качества необходимы человеку, чтобы трудиться?
  • В чем состоит главная мысль произведения?

Вениамин Каверин «Открытая книга» –  Азбука, 2023 – 736 страниц, 16+

Роман рассказывает о судьбе молодой женщины, которая выбрала непростой путь ученого. В истории тесно переплетаются личные обстоятельства жизни героини – Татьяны Власенковой и ее исследовательский интерес в области микробиологии.

Вопросы для обсуждения:

  • Главная героиня отмечает, что многие люди науки страдают «комнатностью», живут в заколдованном доме науки. Как вы думаете, это справедливое утверждение для современных ученых?
  • Что, на ваш взгляд, служило спасением, поддерживало Татьяну в сложные моменты ее жизни? Какие ее качества личности? Какая деятельность?

Мультфильмы/фильмы

М/ф «Дудочка и кувшинчик», 1950, сказка, 10 минут, режиссёр Виктор Громов, 0+

В мультфильме девочка Женя не очень хотела трудиться – нагибаться, заглядывать под листочки на ягодном поле и собирать ягодки в кувшинчик, они почему-то сами в кувшинчик не прыгали. Мудрый гриб-лесовик сумел научить девочку Женю старанию, терпению и усердию. А помогла ему в этом волшебная дудочка, которую он давал девочке в обмен на кувшинчик.

Мультфильм учит справедливости и усердию, ярко иллюстрирует поговорку «Без труда не вытащить и рыбку из пруда».

Вопросы для обсуждения:

  • Кто из героев мультфильма проявлял трудолюбие? Сможешь перечислить всех, кто трудится, среди героев?
  • Как по твоему мнению, справедливо ли гриб назвал девочку лентяйкой?
  • А как получилось, что Жене удалось набрать полный кувшинчик без дудочки? Это волшебство или какие-то другие обстоятельства Жене помогли справиться?

М/ф «Так сойдет», 1981, приключения, 10 минут, режиссёр Юрий Прытков, 0+

Мультипликационный фильм, в котором Заяц – «мастер на все руки» – пытается помочь всем, кто трудится: и черепицу на крышу кладет, и стул починить может и много чего еще… А когда те, кому он помогал, обнаруживают, что все сделанное им сделано очень и очень плохо, Заяц отвечает: «И так сойдет».

Вопросы для обсуждения:

  • Встречал ли ты таких мастеров, как заяц, которые говорят о своей работе: «И так сойдет»?
  • А сам ты так оцениваешь то, что сделал? Домашнюю работу, помощь по хозяйству?
  • Как ты думаешь, как дальше будет поступать Заяц? Продолжит ли он работать под девизом «так сойдет» после встречи с портным? Если нет, то почему?

М/ф «Нехочуха», 1986, детский, 9 минут, режиссёр Юрий Бутырин, 0+

Главный герой мультфильма не хотел одеваться, идти в магазин, убирать за собой в комнате, и все его мечты были только о том, чтобы вся жизнь состояла из удовольствий. А все, что не приносило удовольствие немедленно, вызывало у него только одну ответную реакцию – слово «не хочу». Попав в сказочную страну, где все необходимое делали роботы, главный герой и там не захотел остаться. А все потому, что увидел, в кого превратится, если будет знать только одно слово «не хочу». Вернувшись из сказочного в настоящий мир, он заявил своей бабушке, что есть слово «надо», и стал действовать совершенно по-другому.

Вопросы для обсуждения:

  • Бабушка говорит герою, что он должен помогать. А как ты думаешь, должен ли ребенок помогать взрослым по дому?
  • Хотел бы ты оказаться в такой же стране, как и главный герой, где есть только удовольствия?
  • Как ты думаешь, есть что-то общее между тобой и главным героем? Как часто ты похож на него своим поведением?
  • Что напугало главного героя? Почему он не захотел стать как «Великий Нехочуха»?

Мультфильм «Сестрички-привычки», 1989, короткометражка, 10 минут, режиссер Борис Акулиничев, 0+

Андрюша Шумелкин не прочь полениться. Однажды утром возле его кроватки появляется малышка Канителька. Представившись Андрюше его родной сестричкой, она учит «братишку» всё делать медленно и лениво, шиворот-навыворот и задом-наперед. Следом за Канителькой приходит еще одна проказница – Неряшка. Перемазаться сгущенкой, раскидать игрушки, развести грязь на полу – вот ее наука. Не заставляет себя ждать и третья сестричка Капризулька. К чему же приведет эта дружба?

Вопросы для обсуждения:

  • Что такое привычки?
  • Как привычки помогают нам?
  • Давай напишем Андрюше послание. Что бы ты хотел/а ему написать?

Мультфильм «В стране невыученных уроков», 1969 год, короткометражный детский сказочный мультфильм, 19 минут, режиссер Юрий Прытков, 0+

Витя Перестукин, с трудом заставляя себя делать уроки, каждую задачку решает наугад по принципу «и так сойдет». В роли учителя для Вити выступает говорящее радио, которое сообщает, что у мальчика нет характера, а если его нет, то нужно характер воспитывать, бороться с трудностями и иметь волю. Витя говорит, «что боролся бы с трудностями, да где ж их взять». И в злости на школьные задания он бросает тетради и учебники на пол, мгновенно оказавшись в волшебном мире вместе со своим котом. Все в этом мире наперекосяк, воплощена каждая ошибка, совершенная Витей при решении домашнего задания. И чтобы справиться с трудностями и выбраться из волшебного мира, мальчику предстоит правильно выполнить уроки.

Вопросы для обсуждения:

  • Осознал бы Витя свою лень, если бы ему не помогло говорящее радио? Бывает такое, что нам нужно, чтобы со стороны сказали о каких-то наших темных сторонах? Почему?
  • С какими трудностями столкнулся Витя в волшебной стране?
  • Как приключения в волшебной стране изменили Витю? Какие качества он обрел после них?

М/ф «Вовка в тридевятом царстве», 1965, приключения, 19 минут, режиссёр Борис Степанцев, 0+

Мультфильм повествует о приключениях Вовки, которому не хватило знаний, трудолюбия и усердия следовать девизу «Сделай сам». Героя захватили мечты о царской жизни, в которой, как казалось Вовке, трудиться, учиться, стараться ни в чем не нужно, поскольку все за царя делают другие. Однако в путешествии в сказочную страну Вовка обнаружил, что это совершенно не так. В мультфильме использованы фрагменты сказок А.С. Пушкина.

Вопросы для обсуждения:

  • Царь поет: «Крашу я заборы, чтобы тунеядцем не прослыть». Как вы думаете, почему царь не хотел быть тунеядцем?
  • Если не трудиться, то из чего будет состоять жизнь царя? Что он об этом сказал Вовке?
  • Чего не хватило «двоим из ларца»? Почему Вовка их прогнал?
  • Какой главный урок получил Вовка в путешествии?

Фильм из цикла «Киноуроки», автор Елена Дубровская «Чистодей», 2022, 0+

В фильме рассказывается о многодетной семье, в которой труд, идеи, старание, уважение и прилежность являются абсолютной ценностью для каждого члена семьи – от пожилого дедушки, до юных внуков, обучающихся в начальной школе.

Вопросы для обсуждения:

  • София спрашивает Офелию: «А разве работают только ради денег?» Если бы вам задали такой вопрос, то каким бы был ваш ответ?
  • Дедушка Софии говорит, что труд сделал человека человеком. Разделяете ли это мнение? Аргументируйте свою позицию.
  • Как вы понимаете слова «труд над самим собой»? Есть ли у вас опыт такого труда над самим собой?

Кинофильм «Тимур и его команда», 1976 год, приключения, семейный, 128 минут, режиссеры Сергей Линков, Александр Бланк, 12+

Художественный фильм – экранизация знаменитого одноименного романа Аркадия Гайдара. В фильме рассказана увлекательная история, произошедшая незадолго до начала Великой Отечественной Войны, в 1939 году. В одном дачном посёлке Тимур и его команда, «секретная организация», помогают пожилым людям и семьям военных. Однажды о них узнаёт девочка Женя и присоединяется к ребятам, несмотря на запрет старшей сестры. В это же время в посёлке появляется банда хулиганов под началом Мишки Квакина, грабившая сады. Тимур и его соратники решают пресечь хулиганство и берутся за дело.

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы думаете, почему Тимур и его команда действовали тайно, не стремились раскрыть себя?
  • Хотели бы вы оказаться в такой команде?
  • О ком больше заботились Тимур и его команда? О себе или о других? Что ими двигало?
  • Бывают внешние и внутренние препятствия к тому, чтобы совершить поступок. Например, внутренним препятствием может быть лень, скука, зависть. Можете назвать, какие внутренние препятствия преодолевали ребята? Всем ли это удавалось?
  • Что в характере Тимура впечатляет больше всего?

Кинофильм «Чудак из 5 Б», 1972 год, комедия, семейный, детский фильм, 90 минут, режиссер Илья Фрэз, 0+

Картина знакомит нас с Борей – шебутным и великодушным шестиклассником. Однажды папа Бори, собираясь в командировку, оставил сыну 10 рублей на подарок маме ко дню ее рождения. Боря пообещал все устроить, но понемногу истратил все деньги, и на подарок не осталось. Тем временем в жизни героя разгораются нешуточные переживания — Борю делают вожатым 1 «Б» класса. С этого момента начинаются трансформации характера героя, поиск внутренней справедливости и чистоты сердца.

Вопросы для обсуждения:

  • Что значит – нести ответственность за свои слова и поступки? В чем это проявляется? Почему Боря поначалу не умел этого?
  • Как думаешь, почему Борю сделали вожатым?
  • Почему вожатая Нина сказала, что быть чудаком – хорошо?
  • Почему первоклашки так полюбили Борю?
  • Чему нас учит пример Бори?

К/ф «Девчата», 1961, мелодрама, комедия, 92 минуты, режиссёр Юрий Чулюкин, 12+

Художественный фильм рассказывает о непростых буднях молодых людей, девушек и юношей, которые приехали трудиться на лесоповал в глухую тайгу. Труд оказывается не только тяжелой обязанностью, но дает радость и успех. Труд становится мерилом человечности в коллективе и в межличностных отношениях, а отдых оказывается заслуженным, приносящим радость и влюбленность.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие качества главной героини кажутся вам наиболее привлекательными? Как эти качества помогают ей на жизненном пути?
  • Как вы думаете, если бы у фильма было продолжение, то каким бы оно было? Продолжила ли работать главная героиня или перестала бы трудиться?
  • Как труд помогает главным героям, когда они сталкиваются с трудностями?

Цикл документальных фильмов «PROБЫТЬ. Ремесленные мастерские», 2021, 12+

20 серий? длительностью от 14 до 17 минут, раскрывают тайны народных ремесел, воспевают трудолюбие, мастерство, старание и усердие человека в деле. Интересные диалоги, активные ведущие и тайны сохранения ремесел в культуре народов России – все это в полной мере присутствует в каждом ролике.

Вопросы для обсуждения:

  • Герои фильмов – профессионалы, а откуда появляется профессионализм? Это врожденное?
  • Что объединяет героев фильма? Трудятся они над разными вещами, а что у них общего?
  • Что отличает профессионала от любителя?
  • Как вы считаете, можно ли достичь абсолютного профессионализма и перестать совершенствоваться в своем деле?

С дополнительными материалами урока можно ознакомиться на сайте проекта.

186 просмотров