Взрослые часто жалуются на отсутствие культурных навыков у детей: на их невежливость, неопрятность, беспорядочность. Кто же виноват в этом, как не сами взрослые? Взрослые должны прививать эти навыки детям. Одно из свойств, присущее детям всех возрастов, – это подражательность. Особенно ярко она выражена у детей трех-пяти лет. Они подражают всем действиям взрослых, как положительным, так и отрицательным. Если ребенка окружают резкие, беспорядочные движения, грубые окрики, то в силу подражательности он и сам усваивает такую же резкость движений, грубость тона. Ребенок учится жить, если окружающие его взрослые и старшие дети внутренне и внешне организованы. Хорошая и полезная привычка очень облегчает жизнь и делает ее более приятной. Известная поговорка «привычка – вторая натура» вполне справедливо может быть отнесена к человеку, с детства воспринявшему хорошие или дурные привычки, которые определяют его характер. Ребенку с самого малого возраста можно и должно начать прививать хорошие культурные привычки. Дома эта обязанность падает на родителей, в детском саду – на воспитательниц. Эта обязанность великая ответственность, и взрослые должны выполнять ее неукоснительно, день за днем, час за часом. Путем постоянного повторения эти привычки становятся прочными, входят с самого раннего возраста в плоть и кровь, и никакие перемены в условиях жизни не смогут их уничтожить. Как магнит притягивает к себе железо, так одна хорошая привычка влечет за собой другую, третью, и т. д. С таким запасом ребенку с возрастом будет легче противостоять дурным привычкам.

Прежде всего мы должны прививать ребенку привычку к самостоятельности. Маленький ребенок уже с трех лет должен иметь возможность проявлять значительную самостоятельность в своей повседневной жизни. И если только, не ставить детям препятствий на пути к их самостоятельности, они охотно и радостно будут выполнять различные действия сначала для себя, потом мало-помалу и для других. «Я умею многое сделать для себя сам, а потому могу обойтись без «услуг», – вот какую мысль должен усвоить себе человек. Люди, умеющие заботиться о себе, охотно оказывают услуги и другим. И правильно воспитанный маленький ребенок с радостью услуживает как другому ребенку, так и взрослому.

Проследим весь день маленького ребенка. В определенный час он просыпается, и надо приучать его вставать тотчас же, не разрешая ему валяться в постели, хотя бы несколько минут. Ребенок встает, умывается и одевается, и тут, смотря по возрасту, нужно приучать его, хотя бы частично, проделать то или другое самостоятельно: пусть трехлетний вымоет самостоятельно руки, шести-семилетний вымоет и лицо, и уши сам; пусть сам нальет себе воды в тазик, сам выльет грязную воду, сам повесит полотенце, для чего у него должен быть низко прибитый крючок или скамеечка, на которую он сможет встать, если крючок прибит повыше. Трехлетний может сам натянуть чулочки. С возрастом возможности его растут, и ребенок надевает самостоятельно все большее число принадлежностей своей одежды. Есть шестилетние дети, которые одеваются совершенно самостоятельно (старшие помогают им лишь застегивать пу- говицы сзади). Обычно старшие торопят детей: «Скорей, скорей! Мне некогда тебя дожидаться» и предпочитают сделать за ребенка все сами. А между тем необходимо уделить полчаса ребенку и дать ему возможность ность сделать все самостоятельно. В конце концов старшие останутся в выигрыше: пока ребенок одевается самостоятельно, старшие могут заняться своим делом, и тогда не будет в семье семи-восьмилетнего «барчука», который сидит, вытянувши ноги и растопыривши пальцы рук, в то время как кто-нибудь из старших, встав перед ним на колени, натягивает на него калоши или боты.

У ребенка (мальчика и девочки) должна быть своя гребенка, и его надо приучать держать свои волосы в порядке, чтобы не торчали вихры вовсе стороны, чтобы не падали волосы на лицо. Нужно внушить ребенку, что растрепанный, неаккуратно причесанный человек производит неприятное впечатление. Ребенок должен приучаться держать все принадлежности своего костюма в порядке.

Ребенок раздевается, чтобы ложиться спать, – он аккуратно складывает свое белье на стул (или на скамеечку), стоящий у кроватки, вешает на спинку стула или на крючок платье или курточку и штанишки, чтобы они не мялись, ставит на пол в определенное место ботинки. Утром он быстрее все это наденет на себя: вещи не разбросаны по всей комнате, где попало, все они под рукой, и их не надо собирать; к тому же они в полном порядке, не измяты, не испачканы. Даже маленького ребенка, лет 5-6, можно приучить чистить свои сапожки, хотя бы только сухой щеткой, а дети постарше, 7 лет, выучиваются чистить их и мазью. Нужно приучить ребенка к тому, чтобы он не выносил беспорядка в своем костюме: оторванной пуговицы или тесемки, дырки на платье и чулках и т. п. Трех-четырехлетний ребенок должен видеть, как мать или другой взрослый чинит его вещи. Ребенка 6-7 лет уже можно научить пришивать оторвавшиеся пуговицы и тесемки, а дети постарше могут уже штопать и класть заплаты. В уголке, где находятся вещи ребенка (полочка, шкафчик), следует отвести в его распоряжение ящичек или простую коробочку для иголок, ниток, пуговиц, наперстка. Дети частовышивают и шьют для кукол, – почему бы не научить их починять свою одежду? Это относится не только к девочкам, но и к мальчикам. Если за этим следить неукоснительно в течение некоторого времени, – дети привыкнут замечать все недостатки своего костюма и будут исправлять самостоятельно все, что им под силу, или же просить старших помочь им в трудном для них деле. Напоминать им об этом уже не придется. Такое отношение должно вырабатываться у детей не только к их одежде, но ко всем вещам: ребенок должен убирать свои игрушки на место, когда кончил играть, складывать в порядке свои вещи на столике, когда кончил заниматься; если он разбросал вещи, пусть подберет; если насорил, пусть подметет; если разлил воду, пусть вытрет. Сначала он будет делать все неумело. Никогда не следует упрекать его, что он сделал плохо, наоборот, надо поощрить, показать, как нужно сделать, и дело пойдет все лучше и лучше.

Маленькие дети любят подобного рода занятия, но взрослые часто чинят им в этом препятствия: «ты не умеешь, ты только грязь разведешь, а не уберешь». Этим они обескураживают ребенка, заглушают его благородные стремления к труду, и он бросает уборку и отказывается делать ее даже тогда, когда ему «приказывают». Разумная мать всегда поддержит желание потрудиться серьезно; она предоставит ему необходимые для уборки принадлежности, приспособленные к его маленьким рукам (маленькую щетку или веник, особую пыльную тряпку, маленький тазик и полотенце для мытья посуды) и находящиеся всегда в определенном месте, чтобы ребенок мог всегда сам взять их, когда они ему понадобятся. Такая мать получит от ребенка настоящую помощь.

Маленькие дети в работе хотят всего настоящего. Они не удовлетворяются игрушечными вещами: им нужно мести настоящий пол и настоящей щеткой, мыть настоящую посуду и т. д. Мы даже не представляем себе, сколько полезной работы могут произвести малыши без утомления, с удовольствием, с чувством гордости «полезного человека». Кроме того, проделывая все эти операции по уборке, ребенок, даже самый маленький, упорядочивает свои движения, направленные к разумной цели. «Я всегда помогаю маме убирать комнату», – говорит с гордостью пятилетняя девочка. Семилетний мальчик каждый день моет всю чайную посуду, шестилетняя девочка и ее четырехлетний брат накрывают стол к обеду, – таких примеров много в жизни. Разумная работа в помощь старшим входит у детей в привычку: они не терпят беспорядка в окружающей обстановке, они становятся внимательными к нуждам других людей и стараются оказывать им услуги.

Ребенку надо прививать навыки правильного обращения с вещами: правильно носить стулья, держа одной рукой за спинку, другой за сиденье, и без шума ставить их на пол; передвигать столик вдвоем, а не тащить его с шумом по полу; правильно носить различные предметы и всегда ставить и класть их на определенное место. Перед едой, перед занятиями, после прогулки, после игры с песком, с землей ребенок должен мыть руки. Если постоянно следить за этим, ребенок усваивает прочно эту привычку и не выносит грязных рук. Дайте ребенку отдельное полотенце и следите, чтобы оно всегда было чистым. А в кармашек ребенку кладите всегда чистый носовой платок. Чем красивее платочек, тем охотнее пользуется им при нужде ребенок.

Не убивайте в детях чистоплотность своим невниманием и небрежным отношением к их потребностям. Надо следить за тем, чтобы ребенок во время еды сидел за столом правильно, чтоб не вскакивал с места то затем, то за другим, чтобы дожидался конца завтрака, обеда или того момента, когда старшие позволят ему встать из-за стола. Его надо приучать правильно обращаться с ложкой, вилкой, ножом. Для ребенка можно достать и маленькую ложку, и маленькую вилку, и маленький ножик. У него всегда должна быть салфетка, и надо научить его вытирать ею рот и руки. Никогда не следует подкладывать под прибор ребенка клеенку поверх скатерти. Этот с виду пустой факт имеет большое воспитательное значение: к чему стараться быть аккуратным, если суп, пролитый на клеенку, можно вытереть и таким образом уничтожить следы неловкости или небрежности? Суп, пролитый на скатерть, оставляет пятна, выдающие виновника с головой, – поэтому ребенок будет есть осторожно и аккуратно.

Ребенок должен всегда вежливо просить то или другое (все равно – у взрослого или у другого ребенка). В одном старом французском рассказе для детей говорится о том, что в житейском обиходе существуют магические слова: «пожалуйста» и «прошу вас». В нем рассказывается, как однажды маленькая девочка, сидя за обедом, обратилась к матери со словами: «Мама, хлеба». Мать не ответила. «Мама, я хочу хлеба», – сказала девочка. И мать, вместо того, чтобы тотчас дать ей хлеба, рассказала коротенькую сказку: «Существовала когда-то пещера, в которой хранились разные сокровища. Люди, узнав об этом, пришли к пещере. Они хотели проникнуть в нее. Они стучали молотками, ломали камни, кричали, сердились, но пещера не открывалась. И вдруг пришел один человек, который сказал одно маленькое магическое словечко «пожалуйста», и пещера открылась». Девочка сказала: «Мама, дай мне, пожалуйста, хлеба», и мать тотчас же дала ей его. «Значит, – заключила девочка, – если я буду говорить «пожалуйста», ты всегда будешь давать мне все, что я попрошу?» – «И я, и все другие, конечно, если только ты будешь просить возможное и то, что тебе полезно», – ответила мать. Если следить постоянно за тем, чтобы ребенок, прося чего-нибудь, всегда говорил «пожалуйста», благодарил за всякую услугу, извинялся за всякую неловкость, то эти привычки войдут в плоть и кровь и останутся на всю жизнь.

Взрослые, в свою очередь, должны так же относиться и к ребенку, как бы мал он ни был, ибо он является личностью, требующей к себе уважения. А взрослые часто забывают это обстоятельство и в присутствии детей позволяют себе то, что строго запрещают детям: кладут локти на стол за едой, садятся на стул спиной к соседу, отталкивают ребенка, грубо хватают его за руку, забывают поблагодарить его.

Ребенка надо приучать вежливо здороваться: не протягивать руку раньше, чем ему протянет ее взрослый; мальчик должен снимать шапку и не держать руки в карманах. Дома родители должны учить детей, входя в комнату, предварительно постучаться в дверь, не хлопать дверью, вежливо здороваться, тихо ходить по комнате, не стучать стульями и столами, не толкаться, правильно брать вещи с полочек, вежливо просить и спрашивать то или другое.

Замечания всегда должны быть сделаны взрослыми в положительной, а не в отрицательной форме. Надо говорить: «держи руки спокойно», «ходи тихо», «говори тише», а не «не махай руками», «не стучи сапогами», «не кричи». Тогда внимание ребенка фиксируется на том положительном акте, который он должен выполнить. Ребенок не должен вмешиваться в разговор старших, а также прерывать их разговор, если ему надо что-нибудь сказать, например, матери. Он должен терпеливо выждать, пока мать окончит свой разговор с собеседником. Но и мать не должна испытывать долго терпение своего ребенка; она должна незаметно и тактично закончить или прервать (но не сразу) свой разговор и выслушать ребенка, – может быть, ему нужно что-нибудь важное.

Мы часто видим, как мать, занятая разговором с приятельницей, отстраняет от себя ребенка со словами: «подожди, да подожди же», а ребенок теребит ее за рукав и повторяет: «мама, слушай, мама, да мама же». Оба досадуют друг на друга. Мать думает: «какой надоедливый, несносный у меня ребенок», а в душе ребенка рождается горькое чувство, порожденное невнимательным отношением к нему матери. Ребенок произносит грубое слово. Мать в ужасе: «откуда ты знаешь такие слова?» И вдруг вспоминает, что вчера муж, вернувшись домой чем-то раздраженный, швырнул портфель и выругался. Ребенок замахивается рукой на мать. «Как, ты хочешь бить маму?!» – восклицает она, а сама забыла, что вчера, рассердившись на ребенка, пообещала его отшлепать и при этом сильно потрясла ту маленькую руку, которой он сегодня замахнулся на нее.

Взрослые часто неосторожно, в присутствии детей, говорят то, чего не подобает слушать детям (они, мол, маленькие, – не понимают). Дети, может быть, и не понимают, но они с жадностью слушают человеческую речь и часто, занятые своим делом, все же схватывают слова, которые врезываются в их память надолго, часто навсегда. Особенно легко маленькие дети запоминают ритмичную и рифмованную речь, но они так же быстро и легко запоминают бранные слова и всякую пошлость.

Ребенок должен уважать старших, должен исполнять их требования, а старшие должны взвешивать свои требования, следить затем, чтобы они были разумными, целесообразными, чтобы они не нарушали покоя ребенка. Мать гуляет с ребенком. Ребенок останавливается, чтобы получше рассмотреть заинтересовавший его предмет. Мать дергает его за руку: «Да иди, иди же!», забывая, что прогулка для ребенка – обширное поле для наблюдений. Ребенок работает или играет, весь углубленный в свое дело. Мать отрывает его, поручая принести ей то, принести другое. Ребенок отвечает: «Подожди, сейчас принесу». – «Я тебе говорю – принеси!». – «Да подожди же!» И тот и другой начинают раздражаться, и все кончается упреками матери и слезами ребенка. «Какой непослушный ребенок!» – восклицает мать. «Какая несправедливая мама, – рождается мысль в сознании ребенка, – ведь не могу же я перейти в другой угол, когда уже почти построил дом в этом углу» или «не могу бросить рисунок, а то забуду, что хотел нарисовать дальше. Вот кончу, принесу». И он прав. Если взрослые будут уважать деятельность ребенка и учитывать моменты, когда можно предъявить к нему то или другое требование, они добьются от него безусловного послушания и выполнения своих просьб и поручений. Дети должны не только исполнять разумные требования взрослых, но и помогать им, а также оказывать помощь слабым: маленькому ребенку, старикам, инвалидам. Уступить дорогу старшему, открыть ему дверь, пропустить его вперед, подать стул – все эти привычки легко приобретаются детьми и становятся автоматическими: ребенок иначе и не может поступать.

Конечно, в привитии хороших привычек нужно считаться с возрастом: того, что может сделать семилетний, не может сделать трехлетний. Все сказанное нами на первый взгляд может показаться мелочами. Но – часто многие поступки людей обусловливаются заложенными в детстве навыками и привычками. Если постоянно относиться серьезно и внимательно к детям, воспитывать в них эти полезные и культурные привычки, они вырастут людьми, жизнь с которыми будет легкой и приятной при всяких обстоятельствах.

Автор: А.А. Сорокина

104 просмотров