В 70-х годах прошлого века учитель математики из Донецка, Виктор Федорович Шаталов, опубликовал новаторскую методику обучения, которая, как это часто бывает, опередила время. Система сразу же подверглась критике, но педагог продолжал гнуть свою линию, приводя оппонентов в отчаяние достигнутыми результатами.

Виктору Федоровичу удалось опытным путем выяснить, почему критика не работает, для чего «зубрежку» необходимо сводить к минимуму, как превратить двоечников и троечников в отличников, и что для этого нужно сделать учителям.

Как все начиналось

Будущий педагог-новатор Виктор Федорович Шаталов родился в 1927 году в городе Сталино (Донецк). В 1945 году он ушел в армию и принял участие в советско-японской войне. В вернувшись в родной город в 1951 году, он поступил в педагогический институт, после окончания которого стал учителем математики.

Шаталову отдавали для преподавания классы заядлых двоечников, но молодой педагог был уверен, что проблема не в детях, а в том, как их обучают. Тогда-то и появилась идея создать свою уникальную методику преподавания.

В 1956 году Виктор Федорович организовал экспериментальные классы. В результате первый такой класс из 33 человек изучил полный школьный курс на два года раньше и показал блестящие результаты. В вузы поступили все его ученики.

Методика Шаталова

В 1971 году в газете «Комсомольская Правда» появилась статья педагога Симона Соловейчика «Метод Шаталова», которая направила движение педагогической общественности в сторону педагогики сотрудничества. Шаталов представил на всю страну свою авторскую дидактическую систему, с помощью которой возможно облегченное освоение и запоминание сложных предметов (физики, алгебры и геометрии, химии, астрономии и т.д.) и сокращение времени обучения более чем в 2-3 раза.

Уникальная система интенсивного обучения, разработанная для учеников средних и старших классов, включает около 200 педагогических открытий. При этом вся многоуровневая авторская система использует ряд принципов, которые представлены ниже.

Целостное восприятие информации:

  • сначала дается вся картинка целиком;
  • далее выстраиваются отдельные эскизы;
  • постоянно идет возвращение к главному фрагменту;
  • особое внимание уделяется повторению — так постепенно могут усвоить материал все ученики;
  • новая картинка дается только после восприятия материала всеми учениками.

Ограниченность восприятия информации:

  • опорный конспект от учителя содержит 7 оптимальных элементов восприятия по теме, которые сохраняются в долговременной памяти;
  • весь объем информации делится на 5-7 блоков;
  • конспект состоит из листа с опорными сигналами (дидактическое средство);
  • ставится задача не запоминания конспекта, а его понимание;
  • понять лист конспекта можно только после прослушивания учителя и чтения учебника (зубрежка исключена).

Сотрудничество:

  • гуманное отношение к ученику;
  • отсутствие критики и негативной оценки знаний;
  • снятие психологического напряжения в классе;
  • отсутствие жестких рамок (основа будущего творчества).

Бесконфликтность:

  • позволяет добиться результата вне зависимости от способностей, то есть низкая оценка накрывается высокой, давая возможность получить хороший результат в конце семестра, а журнал отражает не сам процесс усвоения материала, а качество знаний в данный момент учебы);
  • подвижность оценки меняет отношение ученика к обучению;
  • дает мотивацию уверенности в себе, своем разуме, своих способностях;
  • строит открытые отношения между учителем и учеником.

Последовательность:

  • изучение теории;
  • отработка практики.

Открытые перспективы:

  • открытое и подвижное оценивание (гласность);
  • открытый учет знаний («Ведомость открытого учёта знаний»);
  • возможность ученику выйти на высокий уровень знаний и оценок.

«Рецепт успеха ученика прост: нужно верить в ребенка и при малейшей возможности давать ему высказаться, чтобы над ним не висел страх оценки, страх отчуждения и осуждения. А во-вторых, учителю нужно очень четко все объяснять», – говорил Шаталов.

Критика методики

64 кандидата наук, 15 докторов наук, 64 мастера спорта — таков результат работы учителя Шаталова. И это только те, о которых точно известно. В реальности людей, которые изменили свою жизнь, сотни и тысячи. Но официальная школа его так и не признала. Шаталова обвиняли в том, что он не развивает творческую сторону учеников, а сейчас интерес к самобытному преподаванию Шаталова и вовсе угас. Широкого распространения его методика не получила по нескольким причинам:

  • методика не универсальна, она создавалась под конкретного педагога;
  • хороший результат возможен только при таланте учителя, огромной трудоотдаче, полном понимании и принятии метода;
  • упор сделан на создание и развитие репродуктивных, а не творческих способностей;
  • отсутствие культуры рассуждений и умозаключений;
  • неумение работать с большими текстами;

Последний парад

Из родного Донецка Виктор Федорович не уехал, и пока были силы, продолжал работать, обучая своей системе новые поколения педагогов. К нему приезжали и из-за рубежа, например из Китая.

В последние годы он тяжело болел, да и возраст давал о себе знать. Но в июне 2020 года педагог-новатор принимал парад. Такие мероприятия в честь 75-летия Победы проводили для всех ветеранов войны. Перед ним торжественным маршем прошли курсанты Донецкого высшего общевойскового командного училища с государственным флагом ДНР и Знаменем Победы.

20 ноября 2020 года на 94-м году жизни Виктора Федоровича Шаталова не стало.

719 просмотров