Новый год — это праздник, который объединяет людей через традиции, передаваемые из поколения в поколение. В России существует множество новогодних обычаев, каждый из которых отражает уникальность и многогранность нашей культуры.
Несмотря на разнообразие этих традиций, все их объединяет одно — стремление создать атмосферу праздника и тепла. Такие обычаи имеют важное значение не только для взрослых, но и для воспитания подрастающего поколения, помогая детям осознать свою принадлежность к родной культуре и традициям своего народа.
У каждой семьи есть свои традиции. Важно сохранять и развивать их, знакомя с ними детей. Ребёнок — это открытый для мира человек, и его поведение, характер, отношения с окружающими формируются под воздействием культуры и традиций, которые он усваивает с самого раннего возраста. Традиции играют ключевую роль в этом процессе, воздействуя как на эмоциональное, так и на социальное развитие.
Есть также традиции, которые объединяют нас всех, независимо от возраста, профессии или места проживания. Это те обычаи, которые многие из нас знают с детства: особенные блюда, фильмы, праздники, виды досуга. Такие общие традиции особенно важны для детей, поскольку они помогают им чувствовать свою связь с обществом, развивают навыки социализации и укрепляют внутреннее чувство принадлежности к общей культуре.
Вопросы для обсуждения в зависимости от возраста ребенка:
Младшего школьного возраста
- Какие новогодние традиции ты знаешь? Какие из них тебе нравятся? Почему?
- Есть ли у тебя свои идеи, как украсить елку?
- Как бы тебе хотелось провести новогодние каникулы?
Среднего школьного возраста
- Почему, по твоему мнению, традиции важны?
- Как менялось твое отношение к новогодним традициям по мере взросления?
- Почему Новый год часто называют «семейным праздником»?
Старшего школьного возраста
- Какие семейные традиции ты хотел бы сохранить в своей будущей семье?
- В чем, на твой взгляд, ценность семейных традиций?
- Какие новогодние традиции тебе особенно дороги?
Предлагаем вам тематическую подборку мультфильмов, фильмов и книг для детей разных возрастов.
Книги
Красникова А. История елочных игрушек. — М.: РОСМЭН, 2018. — 48 с.
Рекомендуемый возраст: 4+.
Прекрасное издание, подробно и полно освещающее новогодние традиции, игрушки, украшения и отношение детей и взрослых к празднику. Иллюстрации погружают читателей в волшебный мир красивых вещей, увлекают историей и развивают фантазию. Рассказы о новогодних игрушках встроены в контекст исторических событий и эпох. Таким образом, праздники и игрушки отражают происходящее в реальном мире.
Книга формирует интерес к обычаям, традициям, семейным ценностям, способствует развитию любви к Родине, истории, нации и семье.
Вопросы для обсуждения:
- О чем ты вспоминаешь, когда открываешь коробку с новогодними игрушками?
- Какая из игрушек твоя самая любимая? Почему?
- Раньше на елку вешали съедобные подарки, затем только игрушки из стекла, а теперь используют самые разные. Посмотри, из чего сделаны игрушки на твоей елке. Может, чего-то не хватает?
- Как ты думаешь, какая из игрушек самая любимая для твоей семьи? Давай вспомним или придумаем историю про эту игрушку.
- В Новый год принято делиться с друзьями и семьей. Чем ты можешь поделиться: настроением, историями?
Мы встречаем Новый год. — М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006. — 112 с.
Для чтения взрослыми детям.
Рекомендуемый возраст: 4+.
В книге представлены истории новогодних чудес, где главные герои — не только люди, но и животные. Увлекательные рассказы сопровождаются прекрасными иллюстрациями. В этих добрых историях волчата и бельчата, снеговики и медвежата оказываются в удивительных приключениях, похожих на ситуации из жизни детей.
Книга содержит рецепты новогодних напитков, угощений, подарков, которые дети могут сделать своими руками при небольшой помощи взрослых. Она учит доброму отношению к окружающим, уважению к семейным традициям, дружелюбию.
Вопросы для обсуждения:
- Волчонок очень хотел, чтобы всегда было лето, но не стал просить об этом Деда Мороза. Почему?
- Сережа верил в новогодние чудеса, потому что кое-что случилось со снеговиком. А что именно?
- Дед Мороз в книге описан как храбрый. Что значит «быть храбрым»?
- В Новый год все, кто ссорился, мирятся. А ты со всеми в мире?
Усачев А.А. Привидение из Дедморозовки. Сказочные истории. — М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2013. — 64 с.
Рекомендуемый возраст: 6+.
В далекой северной деревушке Дедморозовке есть необыкновенная школа, где учителями работают Дед Мороз и Снегурочка, а учениками являются снеговики — мальчики и девочки. В школе происходят удивительные события: организуют лыжные гонки, изобретают ракету «Буран», пишут сочинения о Родине. Все приключения заканчиваются благополучно, а лучшие ученики помогают Деду Морозу и Снегурочке в Новогоднюю ночь.
Книга развивает творческое мышление, уважительное отношение к окружающим, способствует сплочению семейных и детских коллективов.
Вопросы для обсуждения:
- Почему у снеговичков и снеговичек такие необычные фамилии? Это случайно?
- Дед Мороз сказал, что всегда болеет за слабую команду. Почему?
- Кто из героев показался тебе самым симпатичным? На кого стоит быть похожим? Почему?
- Напоминают ли тебе друзья персонажей книги? В чем именно?
- Снегурочка говорит, что у каждого свой талант. А какой талант есть у тебя?
Ким Е. Елка. Сто лет тому назад. — М.: Лабиринт-Пресс, 2020. — 116 с.
Рекомендуемый возраст: 12+.
Прекрасно иллюстрированное издание с элементами коллажа, архивными открытками, документами и стилизацией начала XX века. Книга рассказывает о традиции наряжать елку, связывая ее с историей, настроениями и ценностями различных эпох.
Книга предлагает изготовить новогодние маски, открытки и игрушки, а также знакомит с очерками и стихами русских писателей.
Вопросы для обсуждения:
- Зачем устраивать новогодний маскарад в семье, где все друг друга хорошо знают?
- Что такое «съедобный народец»? Хотел бы ты увидеть его на своем празднике?
- Какие традиции празднования ты хотел бы продолжать в своей семье? Почему?
- Что общего между людьми начала XX века и твоей семьей в праздновании Нового года?
- Какой из новогодних очерков или стихотворений понравился тебе больше всего? Почему?
Снегина М.А. Новый год. Традиции народов России. — М.: ЭКСМО, 2024. — 256 с.
Рекомендуемый возраст: 14+.
Книга рассказывает о новогодних традициях 12 народов России, показывая общность мифологических, культурных и исторических связей. Читатель узнает о костюмах, обрядах, героях сказаний и их символическом значении.
Вопросы для обсуждения:
- Какие обычаи и традиции какого народа впечатлили тебя больше всего? Почему?
- Что объединяет новогодние традиции разных народов, помимо даты?
- Есть ли элементы описанных традиций, которые поддерживаются в твоей семье?
- Почему важно сохранять элементы народной культуры в праздновании Нового года?
- Какие традиции ты хотел бы поддерживать? Почему?
Мультфильмы / Кинофильмы
М/ф «Дед Мороз и Серый волк», 1978, детская новогодняя сказка, 17 минут, реж. Витольд Бордзиловский, 0+
Атмосферный советский мультфильм рассказывает о событиях, произошедших накануне Нового года. Звери и птицы с нетерпением ждут праздника, а Дед Мороз и Снеговик вовсю готовят подарки. Однако хитрая Ворона и Серый Волк задумывают злодейский план: они проникают в терем Деда Мороза, Ворона выманивает старика, а Волк тем временем похищает все подарки. Пока Дед Мороз возвращается домой на лыжах, Волк надевает его костюм, приклеивает бороду и вместе со Снеговиком отправляется к зайчатам на грузовике.
Ребята обрадовались, увидев “Дедушку Мороза”, но когда мальчишки-зайчишки подбежали к мешку, их ждал плен. Спаслась только маленькая зайчиха, спрятавшаяся под печкой. Родители-зайцы, узнав о случившемся, вместе с Дедом Морозом объединяют всех лесных жителей, чтобы вызволить зайчат.
Сказка учит осмотрительности, демонстрирует примеры взаимовыручки и смелости, а также заряжает новогодним настроением и теплом семейного праздника.
Вопросы для обсуждения:
- Лапочка-дочка единственная послушалась родителей, что помогло избежать беды. В каких ситуациях важно слушаться маму и папу?
- Чему нас учит эта сказка?
- Какое настроение осталось после мультфильма? Давай выберем одну из игрушек с новогодней ёлки, показанной в мультфильме, и попробуем её смастерить.
М/ф «Снеговик-почтовик», 1955, детская новогодняя сказка, 18:32, реж. Леонид Амальрик, 0+
Эта сказка рассказывает о предновогодних приключениях Снеговика, доставляющего важное письмо Деду Морозу.
Ребята мечтают о новогодней ёлке и решают написать письмо волшебнику. Чтобы доставить его в зачарованный лес, они лепят Снеговика. Полночь пробила – и Снеговик ожил! Вместе с щенком Дружком он отправляется в путь. Друзей ждут непростые испытания: филин, лиса и волк пытаются помешать миссии. Но благодаря помощи Медведя Снеговик и Дружок достигают дома Деда Мороза и передают письмо.
Сказка учит верить в чудеса, стремиться к цели и ценить дружбу.
Вопросы для обсуждения:
- Какие качества помогли Снеговику и щенку достичь цели?
- Почему важно не сдаваться?
- Ребята потрудились, чтобы обрести ёлку. Какие чудеса в нашей жизни требуют усилий?
М/ф «Щелкунчик», 2004, 81 минута, реж. Наталья Мальгина, Татьяна Ильина, 0+
Музыкальная история Щелкунчика в российской интерпретации прекрасно дополнит зимний вечер в кругу семьи.
Сюжет разворачивается в Санкт-Петербурге, где Маша и Николка посещают магазин Дроссельмейера. Среди множества игрушек они находят Щелкунчика, и мастер рассказывает его историю. Юный королевский сирота из-за избалованности оказался бессердечным и случайно превратил себя и своих слуг в игрушки. Но волшебство можно развеять!
Ночью мыши во главе с королём пытаются похитить Щелкунчика, и с этого момента начинаются невероятные приключения героев.
Мультфильм учит отзывчивости, смелости, благородству, умению признавать ошибки и быть верным другом.
Вопросы для обсуждения:
- Что такое дружба? Как понять, что с тобой дружат или предают твою дружбу?
- Что помогло Щелкунчику обрести доброе сердце?
- Какие испытания показались тебе самыми сложными?
Задание:
После просмотра мультфильма послушай “Вальс цветов” из “Щелкунчика” (исп. Геннадий Рождественский, Оркестр Большого театра). Какие чувства вызвала музыка? Что ты услышал в этой композиции?
«Новый год с киножурналом “Ералаш” (сборник)», 2022 год, детские семейные короткометражки, 31 минута, режиссеры: Лана Чернобурова, Марина Сулейманова, Владимир Потапов, Алексей Щеглов, Антон Михалёв, Мария Рязанова-Жуковская, Наталья Хлопецкая. Художественный руководитель — Борис Грачевский. Возрастной рейтинг: 0+
Сюжеты этого сборника задают веселое настроение, раскрывают различные стороны человеческих характеров и с юмором обыгрывают известные атрибуты Нового года. Интонация сборника скорее сатирическая, чем сказочная, однако просмотр девяти сюжетов «Ералаша» станет праздником для зрителей любого возраста и подойдет как для детей и подростков, так и для семейного просмотра.
Подросткам будет интересно размышлять над забавными, но поучительными ситуациями, представленными в этих сюжетах.
Вопросы для обсуждения:
- Какие сюжеты и герои вам запомнились?
- Почему девочка из первого сюжета не стала мстить Огурцову, который подкинул ей в рюкзак белую крысу?
- Почему подружки из сюжета «Ты не обиделась» поссорились?
- Откуда появился Дед Мороз в сюжете «Новогоднее чудо»? Как родители отнеслись к последнему подарку дочери? Почему?
- Что бы вы сделали на месте Деда Мороза, если бы встретили ябеду, как в сюжете «Совсем другое дело»?
- Должен ли Дед Мороз говорить на молодежном сленге или петь рэп? Почему? Что такое новогодние традиции и зачем они нужны?
- Почему герой одного из сюжетов отправился на Луну? Когда он вернется?
- Стоит ли задавать маме много вопросов о подарках и Деде Морозе? Как бы вы поступили на месте мамы?
- Нужны ли нам новогодние чудеса? Почему мы сохраняем эти традиции?
- Почему на Новый год и Рождество люди любят смотреть сказки?
К/ф «Чук и Гек. Большое приключение», 2022, приключенческий семейный фильм, 96 минут, режиссер: Александр Котт. Возрастной рейтинг: 6+
Атмосферная предновогодняя история о приключениях двух братьев — Чука и Гека Серёгиных. Скучая по отцу, мальчики вместе с мамой отправляются к нему на геологическую станцию в далекую северную тайгу. Их ждут необычные испытания, в которых ребята узнают ценность дружбы, братской любви, смелости, правдивости и силы духа.
Фильм учит ответственности за свои поступки, вере в добро и показывает, что в жизни всегда есть место для чуда, счастья и любви.
Вопросы для обсуждения:
- Почему Чук всегда верил в брата? Возможно ли, что именно эта вера помогла Геку измениться?
- Какую роль в фильме играют талисманы героев? Что такое талисман, и как он может помогать в жизни?
- Чему нас учат примеры мамы, Чука и Гека? Чей пример вам ближе?
- Какое чувство осталось у вас после просмотра этой сказки?
К/ф «Манюня: Новогодние приключения», 2023, комедия, приключение, 84 минуты, режиссер: Арман Марутян. Возрастной рейтинг: 6+
История трех подруг — Манюни, Наринэ и Каринэ, разворачивающаяся в 1970-х годах в армянском городе Берд. Из-за необычайно теплой зимы девочки сталкиваются с угрозой для прихода Деда Мороза. В поисках решения их семьи отправляются в горы, где с ними происходят комические и поучительные события.
Вопросы для обсуждения:
- Где и когда происходят события фильма? Понравилась ли вам природа?
- Почему герои отправились в горы? Какие события с ними произошли?
- Какие поступки девочек можно считать неправильными? Почему они раскаялись?
- Что такое гостеприимство? Как семьи встретили нежданных гостей?
- Можно ли назвать встречу Нового года для этих семей счастливой? Почему?
- Как Ба относится к своим близким? Почему она иногда кажется суровой?
С дополнительными материалами урока можно ознакомиться на сайте проекта.