Новый год — это праздник, который объединяет людей через традиции, передаваемые из поколения в поколение. В России существует множество новогодних обычаев, каждый из которых отражает уникальность и многогранность нашей культуры.

Несмотря на разнообразие этих традиций, все их объединяет одно — стремление создать атмосферу праздника и тепла. Такие обычаи имеют важное значение не только для взрослых, но и для воспитания подрастающего поколения, помогая детям осознать свою принадлежность к родной культуре и традициям своего народа.

У каждой семьи есть свои традиции. Важно сохранять и развивать их, знакомя с ними детей. Ребёнок — это открытый для мира человек, и его поведение, характер, отношения с окружающими формируются под воздействием культуры и традиций, которые он усваивает с самого раннего возраста. Традиции играют ключевую роль в этом процессе, воздействуя как на эмоциональное, так и на социальное развитие.

Есть также традиции, которые объединяют нас всех, независимо от возраста, профессии или места проживания. Это те обычаи, которые многие из нас знают с детства: особенные блюда, фильмы, праздники, виды досуга. Такие общие традиции особенно важны для детей, поскольку они помогают им чувствовать свою связь с обществом, развивают навыки социализации и укрепляют внутреннее чувство принадлежности к общей культуре.

Вопросы для обсуждения в зависимости от возраста ребенка:

Младшего школьного возраста 

  • Какие новогодние традиции ты знаешь? Какие из них тебе нравятся? Почему?
  • Есть ли у тебя свои идеи, как украсить елку?
  • Как бы тебе хотелось провести новогодние каникулы?

Среднего школьного возраста 

  • Почему, по твоему мнению, традиции важны?
  • Как менялось твое отношение к новогодним традициям по мере взросления?
  • Почему Новый год часто называют «семейным праздником»?

Старшего школьного возраста 

  • Какие семейные традиции ты хотел бы сохранить в своей будущей семье?
  • В чем, на твой взгляд, ценность семейных традиций?
  • Какие новогодние традиции тебе особенно дороги?

Предлагаем вам тематическую подборку мультфильмов, фильмов и книг для детей разных возрастов.

Книги 

Красникова А. История елочных игрушек. — М.: РОСМЭН, 2018. — 48 с.
Рекомендуемый возраст: 4+.
Прекрасное издание, подробно и полно освещающее новогодние традиции, игрушки, украшения и отношение детей и взрослых к празднику. Иллюстрации погружают читателей в волшебный мир красивых вещей, увлекают историей и развивают фантазию. Рассказы о новогодних игрушках встроены в контекст исторических событий и эпох. Таким образом, праздники и игрушки отражают происходящее в реальном мире.
Книга формирует интерес к обычаям, традициям, семейным ценностям, способствует развитию любви к Родине, истории, нации и семье.

Вопросы для обсуждения:

  1. О чем ты вспоминаешь, когда открываешь коробку с новогодними игрушками?
  2. Какая из игрушек твоя самая любимая? Почему?
  3. Раньше на елку вешали съедобные подарки, затем только игрушки из стекла, а теперь используют самые разные. Посмотри, из чего сделаны игрушки на твоей елке. Может, чего-то не хватает?
  4. Как ты думаешь, какая из игрушек самая любимая для твоей семьи? Давай вспомним или придумаем историю про эту игрушку.
  5. В Новый год принято делиться с друзьями и семьей. Чем ты можешь поделиться: настроением, историями?

Мы встречаем Новый год. — М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006. — 112 с.
Для чтения взрослыми детям.
Рекомендуемый возраст: 4+.
В книге представлены истории новогодних чудес, где главные герои — не только люди, но и животные. Увлекательные рассказы сопровождаются прекрасными иллюстрациями. В этих добрых историях волчата и бельчата, снеговики и медвежата оказываются в удивительных приключениях, похожих на ситуации из жизни детей.
Книга содержит рецепты новогодних напитков, угощений, подарков, которые дети могут сделать своими руками при небольшой помощи взрослых. Она учит доброму отношению к окружающим, уважению к семейным традициям, дружелюбию.

Вопросы для обсуждения:

  1. Волчонок очень хотел, чтобы всегда было лето, но не стал просить об этом Деда Мороза. Почему?
  2. Сережа верил в новогодние чудеса, потому что кое-что случилось со снеговиком. А что именно?
  3. Дед Мороз в книге описан как храбрый. Что значит «быть храбрым»?
  4. В Новый год все, кто ссорился, мирятся. А ты со всеми в мире?

Усачев А.А. Привидение из Дедморозовки. Сказочные истории. — М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2013. — 64 с.
Рекомендуемый возраст: 6+.
В далекой северной деревушке Дедморозовке есть необыкновенная школа, где учителями работают Дед Мороз и Снегурочка, а учениками являются снеговики — мальчики и девочки. В школе происходят удивительные события: организуют лыжные гонки, изобретают ракету «Буран», пишут сочинения о Родине. Все приключения заканчиваются благополучно, а лучшие ученики помогают Деду Морозу и Снегурочке в Новогоднюю ночь.
Книга развивает творческое мышление, уважительное отношение к окружающим, способствует сплочению семейных и детских коллективов.

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему у снеговичков и снеговичек такие необычные фамилии? Это случайно?
  2. Дед Мороз сказал, что всегда болеет за слабую команду. Почему?
  3. Кто из героев показался тебе самым симпатичным? На кого стоит быть похожим? Почему?
  4. Напоминают ли тебе друзья персонажей книги? В чем именно?
  5. Снегурочка говорит, что у каждого свой талант. А какой талант есть у тебя?

Ким Е. Елка. Сто лет тому назад. — М.: Лабиринт-Пресс, 2020. — 116 с.
Рекомендуемый возраст: 12+.
Прекрасно иллюстрированное издание с элементами коллажа, архивными открытками, документами и стилизацией начала XX века. Книга рассказывает о традиции наряжать елку, связывая ее с историей, настроениями и ценностями различных эпох.
Книга предлагает изготовить новогодние маски, открытки и игрушки, а также знакомит с очерками и стихами русских писателей.

Вопросы для обсуждения:

  1. Зачем устраивать новогодний маскарад в семье, где все друг друга хорошо знают?
  2. Что такое «съедобный народец»? Хотел бы ты увидеть его на своем празднике?
  3. Какие традиции празднования ты хотел бы продолжать в своей семье? Почему?
  4. Что общего между людьми начала XX века и твоей семьей в праздновании Нового года?
  5. Какой из новогодних очерков или стихотворений понравился тебе больше всего? Почему?

Снегина М.А. Новый год. Традиции народов России. — М.: ЭКСМО, 2024. — 256 с.
Рекомендуемый возраст: 14+.
Книга рассказывает о новогодних традициях 12 народов России, показывая общность мифологических, культурных и исторических связей. Читатель узнает о костюмах, обрядах, героях сказаний и их символическом значении.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие обычаи и традиции какого народа впечатлили тебя больше всего? Почему?
  2. Что объединяет новогодние традиции разных народов, помимо даты?
  3. Есть ли элементы описанных традиций, которые поддерживаются в твоей семье?
  4. Почему важно сохранять элементы народной культуры в праздновании Нового года?
  5. Какие традиции ты хотел бы поддерживать? Почему?

Мультфильмы / Кинофильмы 

М/ф «Дед Мороз и Серый волк», 1978, детская новогодняя сказка, 17 минут, реж. Витольд Бордзиловский, 0+
Атмосферный советский мультфильм рассказывает о событиях, произошедших накануне Нового года. Звери и птицы с нетерпением ждут праздника, а Дед Мороз и Снеговик вовсю готовят подарки. Однако хитрая Ворона и Серый Волк задумывают злодейский план: они проникают в терем Деда Мороза, Ворона выманивает старика, а Волк тем временем похищает все подарки. Пока Дед Мороз возвращается домой на лыжах, Волк надевает его костюм, приклеивает бороду и вместе со Снеговиком отправляется к зайчатам на грузовике.
Ребята обрадовались, увидев “Дедушку Мороза”, но когда мальчишки-зайчишки подбежали к мешку, их ждал плен. Спаслась только маленькая зайчиха, спрятавшаяся под печкой. Родители-зайцы, узнав о случившемся, вместе с Дедом Морозом объединяют всех лесных жителей, чтобы вызволить зайчат.
Сказка учит осмотрительности, демонстрирует примеры взаимовыручки и смелости, а также заряжает новогодним настроением и теплом семейного праздника.

Вопросы для обсуждения:

  1. Лапочка-дочка единственная послушалась родителей, что помогло избежать беды. В каких ситуациях важно слушаться маму и папу?
  2. Чему нас учит эта сказка?
  3. Какое настроение осталось после мультфильма? Давай выберем одну из игрушек с новогодней ёлки, показанной в мультфильме, и попробуем её смастерить.

М/ф «Снеговик-почтовик», 1955, детская новогодняя сказка, 18:32, реж. Леонид Амальрик, 0+
Эта сказка рассказывает о предновогодних приключениях Снеговика, доставляющего важное письмо Деду Морозу.
Ребята мечтают о новогодней ёлке и решают написать письмо волшебнику. Чтобы доставить его в зачарованный лес, они лепят Снеговика. Полночь пробила – и Снеговик ожил! Вместе с щенком Дружком он отправляется в путь. Друзей ждут непростые испытания: филин, лиса и волк пытаются помешать миссии. Но благодаря помощи Медведя Снеговик и Дружок достигают дома Деда Мороза и передают письмо.
Сказка учит верить в чудеса, стремиться к цели и ценить дружбу.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие качества помогли Снеговику и щенку достичь цели?
  2. Почему важно не сдаваться?
  3. Ребята потрудились, чтобы обрести ёлку. Какие чудеса в нашей жизни требуют усилий?

М/ф «Щелкунчик», 2004, 81 минута, реж. Наталья Мальгина, Татьяна Ильина, 0+
Музыкальная история Щелкунчика в российской интерпретации прекрасно дополнит зимний вечер в кругу семьи.
Сюжет разворачивается в Санкт-Петербурге, где Маша и Николка посещают магазин Дроссельмейера. Среди множества игрушек они находят Щелкунчика, и мастер рассказывает его историю. Юный королевский сирота из-за избалованности оказался бессердечным и случайно превратил себя и своих слуг в игрушки. Но волшебство можно развеять!
Ночью мыши во главе с королём пытаются похитить Щелкунчика, и с этого момента начинаются невероятные приключения героев.
Мультфильм учит отзывчивости, смелости, благородству, умению признавать ошибки и быть верным другом.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что такое дружба? Как понять, что с тобой дружат или предают твою дружбу?
  2. Что помогло Щелкунчику обрести доброе сердце?
  3. Какие испытания показались тебе самыми сложными?

Задание:
После просмотра мультфильма послушай “Вальс цветов” из “Щелкунчика” (исп. Геннадий Рождественский, Оркестр Большого театра). Какие чувства вызвала музыка? Что ты услышал в этой композиции?

«Новый год с киножурналом “Ералаш” (сборник)», 2022 год, детские семейные короткометражки, 31 минута, режиссеры: Лана Чернобурова, Марина Сулейманова, Владимир Потапов, Алексей Щеглов, Антон Михалёв, Мария Рязанова-Жуковская, Наталья Хлопецкая. Художественный руководитель — Борис Грачевский. Возрастной рейтинг: 0+

Сюжеты этого сборника задают веселое настроение, раскрывают различные стороны человеческих характеров и с юмором обыгрывают известные атрибуты Нового года. Интонация сборника скорее сатирическая, чем сказочная, однако просмотр девяти сюжетов «Ералаша» станет праздником для зрителей любого возраста и подойдет как для детей и подростков, так и для семейного просмотра.
Подросткам будет интересно размышлять над забавными, но поучительными ситуациями, представленными в этих сюжетах.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие сюжеты и герои вам запомнились?
  2. Почему девочка из первого сюжета не стала мстить Огурцову, который подкинул ей в рюкзак белую крысу?
  3. Почему подружки из сюжета «Ты не обиделась» поссорились?
  4. Откуда появился Дед Мороз в сюжете «Новогоднее чудо»? Как родители отнеслись к последнему подарку дочери? Почему?
  5. Что бы вы сделали на месте Деда Мороза, если бы встретили ябеду, как в сюжете «Совсем другое дело»?
  6. Должен ли Дед Мороз говорить на молодежном сленге или петь рэп? Почему? Что такое новогодние традиции и зачем они нужны?
  7. Почему герой одного из сюжетов отправился на Луну? Когда он вернется?
  8. Стоит ли задавать маме много вопросов о подарках и Деде Морозе? Как бы вы поступили на месте мамы?
  9. Нужны ли нам новогодние чудеса? Почему мы сохраняем эти традиции?
  10. Почему на Новый год и Рождество люди любят смотреть сказки?

К/ф «Чук и Гек. Большое приключение», 2022, приключенческий семейный фильм, 96 минут, режиссер: Александр Котт. Возрастной рейтинг: 6+

Атмосферная предновогодняя история о приключениях двух братьев — Чука и Гека Серёгиных. Скучая по отцу, мальчики вместе с мамой отправляются к нему на геологическую станцию в далекую северную тайгу. Их ждут необычные испытания, в которых ребята узнают ценность дружбы, братской любви, смелости, правдивости и силы духа.
Фильм учит ответственности за свои поступки, вере в добро и показывает, что в жизни всегда есть место для чуда, счастья и любви.

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему Чук всегда верил в брата? Возможно ли, что именно эта вера помогла Геку измениться?
  2. Какую роль в фильме играют талисманы героев? Что такое талисман, и как он может помогать в жизни?
  3. Чему нас учат примеры мамы, Чука и Гека? Чей пример вам ближе?
  4. Какое чувство осталось у вас после просмотра этой сказки?

К/ф «Манюня: Новогодние приключения», 2023, комедия, приключение, 84 минуты, режиссер: Арман Марутян. Возрастной рейтинг: 6+

История трех подруг — Манюни, Наринэ и Каринэ, разворачивающаяся в 1970-х годах в армянском городе Берд. Из-за необычайно теплой зимы девочки сталкиваются с угрозой для прихода Деда Мороза. В поисках решения их семьи отправляются в горы, где с ними происходят комические и поучительные события.

Вопросы для обсуждения:

  1. Где и когда происходят события фильма? Понравилась ли вам природа?
  2. Почему герои отправились в горы? Какие события с ними произошли?
  3. Какие поступки девочек можно считать неправильными? Почему они раскаялись?
  4. Что такое гостеприимство? Как семьи встретили нежданных гостей?
  5. Можно ли назвать встречу Нового года для этих семей счастливой? Почему?
  6. Как Ба относится к своим близким? Почему она иногда кажется суровой?

С дополнительными материалами урока можно ознакомиться на сайте проекта. 

13 просмотров