Как деликатно обсудить с детьми геноцид советского народа

Каждое зерно, которое попадает на наш стол, проходит долгий путь – от посева до сбора урожая, от мельницы до полок магазинов. Этот процесс требует усилий множества людей: фермеров, агрономов, инженеров сельскохозяйственной техники, а также логистов, которые обеспечивают доставку зерна. Производство зерновых играет важную роль в жизни нашей страны, помогая не только накормить население, но и укрепить экономику.

Расскажите ребёнку, откуда берётся хлеб, который он ест. Возможно, у вас есть воспоминания о поездках на дачу или в деревню, где вы наблюдали, как растёт пшеница или другие зерновые культуры. Обсудите вместе, как эти продукты превращаются в хлеб, каши и муку.

Кроме того, можно рассказать о важности профессий, связанных с сельским хозяйством. Это поможет ребёнку осознать значимость труда людей, работающих в этой сфере, и, возможно, заинтересует его будущими перспективами в агропромышленном секторе.

Вопросы для обсуждения в зависимости от возраста:

Для младших школьников:

  • Как ты думаешь, откуда берётся хлеб?
  • Кто работает на полях и как собирают урожай?
  • Ты когда-нибудь видел, как растёт пшеница или рожь?

Для средних школьников:

  • Почему зерно так важно для населения страны?
  • Почему фермеры используют машины для уборки урожая, а не делают всё вручную?
  • Что нужно, чтобы стать фермером или агрономом?

Для старших школьников:

  • Как сельское хозяйство влияет на экономику страны?
  • Какие инновации могут улучшить производство и переработку зерна?
  • Как технологии будущего могут изменить агропромышленный сектор?

Предлагаем вам тематическую подборку мультфильмов, фильмов и книг для детей разных возрастов.

Книги

Для дошкольного и младшего школьного возраста 

Ракитина Е. Семь ворот на огород. Методическое пособие для взрослых. Для чтения взрослыми детям. М.: ООО “Печатная слобода”. 2013. 

В книге раскрываются истоки и интересные факты земледелия и выращивания огородных культур. Главы книги посвящены семейству бобовых, пасленовых, корнеплодам, семействам луковых, тыквенных, пряностям и зелени. В книге вместе с фактами истории мирового и российского земледелия приводятся пословицы и поговорки разных народов мира о земледелии и труде на земле, в оформлении использованы репродукции всемирно известных скульптур и картин, бОльшая часть из которых изображает и детей в том числе. 

Вопросы для обсуждения:

1.Как ты думаешь, почему на Руси землю называли “матушкой”? 

  1. На каком из растений придумали писать своеобразные письма индейцы Перу? 
  2. Какие лекарственные растения можно найти почти на любом огороде? 
  3. Какие растения есть на гербах разных государств, городов? Что тебе известно об этом? Попробуй найти три герба где есть растения и подумай, какие это растения и почему они там появились? 

Паустовский К. Теплый хлеб. В Кн.: Паустовский К. Заячьи лапы. Рассказы и сказки. -М.: Детская литература. 2000. – 192с. С.95-107. 

Трогательная и светлая история о том, что значит хлеб в жизни человека. Оказывается, что неприветливый мальчик Филька получил свое прозвище не зря, на все он отвечал другим “Ну тебя”. С такими-то словами он дал корку хлеба голодной лошади, вылеченной мельником Панкратом после ранения. Но не дал, а кинул в сугроб, с тем чтобы лошадь отправилась эту корку искать. Только, как оказалось, нельзя так с хлебом обращаться. И с лошадьми. И с людьми. После такого злого и некрасивого поступка настали морозные дни в селе, да такие сильные, что вода замерзла, река не могла работать на мельничные жернова, зерна остались, а муки не смолоть и хлеба не испечь и не наесться ни одному человеку в селе. Понял тогда Филька, что исправлять надо свои некрасивые поступки. Собрал ребят, упросил их помощи и пошли они лед на реке колоть, а тут и весной повеяло, теплый ветер принес облегчение, мороз ушел, а мельница стала работать.На все село из каждого дома повеяло запахом теплого хлеба, вкуснее которого ничего на свете нет.

Вопросы для обсуждения: 

  1. Как ты думаешь, это сказка или такая история могла произойти на самом деле?
  2. Будет ли после этой истории Филька говорить “Ну тебя”? 
  3. Почему нельзя бросаться хлебом, хотя бы и черствой коркой? 
  4. Давай представим, что мельник Панкрат сам один пошел колоть лед, не ожидая Фильку, что было бы? Мороз бы исчез? 
  5. Почему именно Филька должен был договариваться с ребятами и идти на реку? 

Для среднего школьного возраста  

Алмазов Б.А. Наш хлеб. Научно-художественная книга. Для среднего и старшего школьного возраста. – Л.: Дет.лит., 1985. – 207с. 

Удивительные факты из истории нашей страны, связанные с хлебом, например, история с половиной буханки хлеба для В.И.Ленина от солдата, можно узнать знакомясь с содержанием издания. Не меньший интерес у читателей вызовет и амбарная война, которая не прекращается в истории земледелия никогда. А как важны трудолюбивые, ответственные и увлеченные люди в деле выращивания пшеницы, изготовления хлеба, его сбережения можно узнать практически на каждой странице этой книги. Книга эта не только для чтения – в ней содержатся идеи экспериментов, которые может проводить с зерном каждый читатель и наглядно  убеждаться во всех тех тезисах, что утверждает наука о земледелии.

Вопросы для обсуждения: 

  1. Борис Алмазов утверждает, что и в прошлом, и в будущем поле пшеницы будет требовать от человека “Трудов, заботы и любви”! А что ты думаешь об этом? Может быть достаточно просто роботов-комбайнов, например? 
  2. Давайте попробуем перечислить названия изделий, которые выпекают из муки и которые служили раньше или служат сейчас синонимом слово хлеб. Сколько таких получилось до того, как ты познакомился с книгой? А сколько после? 
  3. Много блюд можно приготовить из хлеба. Если никогда не пробовал такие, то рецепты тебе в помощь на страницах книги.
  4. Попробуй назвать три причины, почему к хлебу у любого народа, и тем более у русского народа, как написано в книге, особе, уважительное отношение?

Митяев А.В. Ржаной хлебушко – калачу дедушка: рассказы / А.В.Митяев. – М.: Издательство “Мелик-Пашаев”, 2017. – 56с. 

В книге раскрывается путь зерна – как, кто и когда создает хлеб, лежащий на нашем столе. В поле зрения автора и древняя история – как выращивалось зерно в доисторическую эпоху, и период российской истории, когда крестьянские бунты означали нехватку хлеба у широких слове населения, и то, как горек хлеб во времена Великой Отечественной войны. Автор – участник и свидетель того, каким непосильно тяжелым трудом женщинам и детям доставалось выращивать хлеб в самые тяжелые годы ХХ века. Удивительно точно и ярко описывают хлеб и труд, с ним связанные русские пословицы и поговорки, в великом множестве и разнообразии представленные в книге. Отдельного внимания заслуживают в книге сюжеты об этапах и содержании полевой работы хлеборобов, читатель узнает чем плохи пылинки, что значит “поле на отдыхе” и “тесто на отдыхе”, и как быть и жить человеку в согласии с природой. 

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему автор назвал хлеб, посеянный женщинами и детьми в период Великой Отечественной Войны горьким? 
  2. Как ты понимаешь пословицу “поля словами не засевают”? 
  3. Сможешь отгадать загадку “Стоит Андрюха, набитое брюхо”? (Амбар с зерном) 
  4. Какие приметы ты уже знали или слышал от своих родных или из книг про урожай и хлеб, а какие услышал впервые из этой книги? 
  5. Как ты думаешь, поему более 2000 лет люди охраняют и берегут памятник древнеримскому пекарю Эврисаку? 

Когда каравай родится. Сборник. Ред. Хохлова Л.И. – Ставрополь, 1985г. 55с. 

Книга подходит как для младшего, так и для среднего школьного возраста. Содержит стихи, сказки, притчи, рассказы, поэму советских писателей о хлебе и его значении в жизни человека. Ряд произведений переведен с национальных языков народов России. Ярко, увлекательно и наглядно представлен процесс выращивания зерна и место хлеба в повседневной жизни людей, культуре и общении. Содержание книги привлекает внимание к природе и сельскохозяйственным практикам, развитым в Ставропольском крае и на Кубани, речь идет и о горах, и о реках, и о районах, в которых путь зерна непрост, но чрезвычайно интересен. Читателю откроют для себя труд комбайнера, хлебороба, машиниста, агронома. 

Вопросы для обсуждения:

1.Почему Эльбрус отказался поворачивать реки в сторону посевов? Он почему-то говорит, что это могут сделать люди. Как ты думаешь, о чем идет речь? Могут ли люди поворачивать реки и если да, то для чего и как они это делают? 

  1. Попробуй составить словарь прилагательных, которыми авторы сборника описывают пшеницу. Сколько слов в этом словаре? А какое отношение к пшенице в этих словах проявляют люди? 
  2. Что испытывает герой рассказа “Степной корабль” , когда подходит хлебная страда? Почему у него такие чувства возникают в эту пору? 
  3. В рассказе “Владей и помни” что дед передает внуку? 

Для старшего школьного возраста 

Сеятели и хранители (в двух книгах. Кн.2): Очерки об известны агрономах, почвоведах, селекционерах, генетиках, экономистах – аграрниках; отрывки из документов, научных статей, воспоминаний. – М.: Современник, 1992. – 527с. 

Издание посвящено рассказам о судьбах знаменитых ученых, исследователей и практиков, составивших честь и славу советского и российского сельского хозяйства. Биографии таких людей как Мичурин, Тимирязев, Вавилов, Чаянов, Мамонтова были не простыми. Препятствия, которые они преодолевали на своем жизненном пути, носили экономический, политический, идеологический характер. Но любовь к земле, уважение к природе, понимание значимости сельского хозяйства в жизни общества придавали силы, упорство, уверенность и энергию великим исследователям. Результатами их труда люди пользуются и сегодня, а будущее науки и общества во многом строится на их открытиях и достижениях. 

Вопросы для обсуждения: 

  1. В.Н.Мамонтова вывела уникальный сорт пшеницы в тяжелые военные годы. Она писала “Мое единственное дитя – пшеница”. Не кажется ли такое выказывание преувеличением? Или к пшенице и вправду можно относиться как к детищу? 
  2. Сборник статей К.А.Тимирязева, изданный в 1920 году назывался “Наука и демократия”. Как ты думаешь, почему? Какую связь можно увидеть между этими понятиями, если занимаешься сельским хозяйством в голодные революционные годы в Советской России? 
  3. Почвовед В.В.Докучаев занимался исследованием русского чернозема. Как сегодня его называют Какое его второе имя? А почему? 
  4. Попробуй назвать общие качества героев этой книги, ведь жили они в разные эпохи, и занимались различными темами в науке и практике, кто-то почвами, кто-то селекцией, кто-то открывал фотосинтез. Что же общего в них как в людях?

Энциклопедический словарь юного земледельца

/ Сост. А.Д.Джахангиров, В.П.Кузьмищев. – М.: Педагогика, 1983. – 368с. 

Красочное, научно-популярное, написанное высокопрофессионально и одновременно увлекательно для старшеклассников издание может быть использовано в профориентационной работе, подготовке проектов и докладов, стать источником дополнительной информации о том, как развивалось и совершенствовалось земледелие, растениеводство, агротехника. Читатели познакомятся с тем, что такое целина, комбайн, сеялка, сортами пшеницы и понятиями урожайность, злаки и др. В словарь есть целый ряд статей о великих агрономах, зоотехниках, растениеводах, одним словом о людях, которыми гордится наша страна. 

Вопросы для обсуждения:

  1. В книге “Жатва жизни”, изданной в конце ХIX века, автор утверждает “… мы можем сделаться владыками жизни только тогда, когда мы будем считаться с природой”. Как ты думаешь, эти словами актуальны сегодня? Попробуй привести пример, когда люди в ХХ или XXI веке считались с природой в своих действиях и пример, когда люди этого не сделали. Что ты об этом думаешь? 
  2. На твой взгляд, можно ли в сельском хозяйстве выбрать более или менее тяжелый труд? Например, в сеять легче чем убирать пшеницу? Или растить картофель легче, чем пшеницу? Или труд в сфере сельского хозяйства легким быть не может? 
  3. Давай представим перспективы развития сельского хозяйства. Как ты считаешь, возможно ли что однажды человека на поле пшеницы полностью заменит робот, автомат, искусственный интеллект?

Фильмы / Мультфильмы 

М/ф «Дудочка и кувшинчик», 1950, сказка, 10 минут, режиссёр Виктор Громов, 0+

В мультфильме девочка Женя не очень хотела трудиться – нагибаться, заглядывать под листочки на ягодном поле и собирать ягодки в кувшинчик, они почему-то сами в кувшинчик не прыгали. Мудрый гриб-лесовик сумел научить девочку Женю старанию, терпению и усердию. А помогла ему в этом волшебная дудочка, которую он давал девочке в обмен на кувшинчик.

Мультфильм учит справедливости и усердию, ярко иллюстрирует поговорку «Без труда не вытащить и рыбку из пруда».

Вопросы для обсуждения: 

  • Кто в мультфильме проявлял трудолюбие? Сможешь перечислить всех, кто трудится среди героев? 
  • Как по твоему мнению, справедливо ли гриб назвал девочку лентяйкой? 
  • А как получилось, что Жене удалось набрать полный кувшинчик без дудочки? Это волшебство или какие то другие обстоятельства Жене помогли справиться?  

М/ф «Так сойдет», 1981, приключения, 10 минут, режиссёр Юрий Прытков, 0+

Мультипликационный фильм, в котором Заяц – «мастер на все руки» – пытается помочь всем, кто трудится: и черепицу на крышу кладет, и стул починить может и много чего еще… А когда те, кому он помогал обнаруживают, что все сделанное им сделано очень и очень плохо, Заяц отвечает: «И так сойдет». Мультфильм учит зрителей ответственно, внимательно и старательно выполнять работу, за которую берешься.

Вопросы для обсуждения: 

  • Встречал ли ты таких мастеров, как заяц, которые говорят о своей работе «И так сойдет»? 
  • А сам ты так оцениваешь то, что сделал? Домашнюю работу, помощь по хозяйству? 
  • Как ты думаешь, как дальше будет поступать Заяц? Продолжит ли он работать под девизом «так сойдет» после встречи с портным? Если нет, то почему? 

М/ф «Нехочуха», 1986, детский, 9 минут, режиссёр Юрий Бутырин, 0+

Главный герой не хотел одеваться, идти в магазин, убирать за собой в комнате и все его мечты были только о том, чтобы вся жизнь состояла из удовольствий. А все, что не приносило удовольствие немедленно, вызывало у него только одну ответную реакцию – слово «не хочу». Попав в сказочную страну, где все необходимое делали роботы, главный герой и там не захотел остаться. А все потому, что увидел в кого превратиться, если будет знать только одно слово «не хочу». Вернувшись из сказочного в настоящий мир, он заявил своей бабушке – что есть слово “надо” и стал действовать совершенно по другому. 

Мультфильм предлагает зрителю сделать выбор между «хочу» и «надо» в пользу необходимого.

Вопросы для обсуждения:

  • Бабушка говорит герою, что он должен помогать. А как ты думаешь? Должен ли ребенок помогать взрослым по дому? 
  • Хотел бы ты оказаться в такой же стране как и главный герой, где есть только удовольствия? 
  • Как ты думаешь, есть что-то общее между тобой и главным героем? Как часто ты похож на него своим поведением? 
  • Что напугало главного героя? Почему он не захотел стать как «Великий Нехочуха»? 

М/ф «В стране невыученных уроков», 1969, короткометражный детский сказочный мультфильм, 19 минут, режиссер Юрий Прытков, 0+

Витя Перестукин, с трудом заставляя себя делать уроки, каждую задачку решает наугад по принципу «и так сойдет». В роли учителя для Вити выступает говорящее радио, которое сообщает, что у мальчика нет характера, а если его нет, то нужно характер воспитывать, бороться с трудностями и иметь волю. Витя говорит, «что боролся бы с трудностями, да где ж их взять». И в злости на школьные задания он бросает тетради и учебники на пол, мгновенно оказавшись в волшебном мире вместе со своим котом. Все в этом мире наперекосяк, воплощена каждая ошибка, совершенная Витей при решении домашнего задания. И чтобы справиться с трудностями и выбраться из волшебного мира, мальчику предстоит правильно выполнить уроки. 

Эта сказка учит пониманию того, как важно обретать знания и уметь ими пользоваться, воспитывает умения быть честным и трудолюбивым. Показывает, что выход есть из любой ситуации, стоит лишь хорошенько подумать. 

Вопросы для обсуждения:

  • Чему нас учит сказка?
  • Осознал бы Витя свою лень, если бы ему не помогло говорящее радио? Бывает такое, что нам нужно, чтобы со стороны сказали о каких-то наших недостатках? Почему?
  • Какие качества были у Вити до приключений в волшебной стране? А какие качества он обрел после них?

М/ф «Вовка в тридевятом царстве», 1965, приключения, 19 минут, режиссёр Борис Степанцев, 0+

Мультфильм повествует о приключениях Вовки, которому не хватило знаний, трудолюбия и усердия следовать девизу «Сделай сам». Героя захватили мечты о царской жизни, в которой, как казалось Вовке, трудиться, учиться, стараться ни в чем не нужно, поскольку все за царя делают другие. Однако в путешествии в сказочную страну Вовка обнаружил, что это совершенно не так. В мультфильме использованы фрагменты сказок А.С.Пушкина. 

Вопросы для обсуждения: 

  • Царь поет «Крашу я заборы, чтобы тунеядцем не прослыть». Как вы думаете, почему царь не хотел быть тунеядцем? 
  • Если не трудиться, то из чего будет состоять жизнь царя? Что он об этом сказал Вовке? 
  • Чего не хватило «двоим из ларца»? Почему Вовка их прогнал? 
  • Какой главный урок получил Вовка в путешествии? 
  • Как называлась книга, которую Вовке посоветовали в самом начале мультфильма? 

Фильм из цикла «Киноуроки»,  2022 автор Елена Дубровская «Чистодей», 0+

В фильме рассказывается о многодетной семье, в которой труд, идеи, старание, уважение и прилежность являются абсолютной ценностью для каждого члена семьи – от пожилого дедушки, до юных внуков, обучающихся в начальной школе. 

Фильм заставляет зрителя задуматься над смыслом фразы «работать над собой», быть честным, трудолюбивым, уважать труд в любой профессиональной области деятельности. 

Вопросы для обсуждения: 

  • София спрашивает Офелию: «А разве работать только ради денег?» Если бы вам задали такой вопрос, то каким бы был ваш ответ? 
  • Дедушка Софии говорит что труд сделал человека человеком. Разделяете ли это мнение? Аргументируйте свою позицию.
  • Как вы понимаете слова «труд над самим собой»? Есть ли у вас опыт такого труда над самим собой? 

Цикл документальных фильмов «PROБЫТЬ. Ремесленные мастерские», 2021, 12+

20 серий длительностью от 14 до 17 минут, раскрывают тайны народных ремесел, воспевают трудолюбие, мастерство, старание и усердие человека в деле. Интересные диалоги, активные ведущие и тайны сохранения ремесел в культуре народов России – все это в полной мере присутствует в каждом ролике.

Видеоматериалы раскрывают ценность труда, настойчивости, старания и духовной связи жизни человека с делом жизни.

Вопросы для обсуждения:

  • Герои фильмов – профессионалы, а откуда рождается профессионализм? Это врожденное? 
  • Сможете перечислить качества, которые объединяют героев? Трудятся они над разными вещами, а что у них общего? 
  • Что отличает профессионала от любителя?
  • Как вы считаете, можно ли достичь абсолютного профессионализма и перестать совершенствоваться в своем деле? 

К/ф «По щучьему велению», 2023, фэнтези, приключения, 115 минут, режиссёр Александр Войтинский, 6+

Однажды добродушный, но ленивый Емеля, сын кузнеца, выловил из проруби щуку, да не простую, а волшебную. 
Этот красочный семейный фильм повествует о приключениях на пути Емели, героя знаменитой сказки. Случилось Емеле поймать в реке щуку, да не простую, а волшебную. Щука та могла исполнить три желания, обернувшись простой девушкой Василисой. Спустил Емеля два желания на ветер, третье же решил пока сберечь. Появилась у Емели цель заветная – жениться на царской дочери Анфисе. По плечу ли Емеле завоевать сердце царевны без магии?
 Фильм учит ценить и уважать тех, кто рядом, показывает яркий пример дружбы, поддержки, отваги и творческого подхода к любой ситуации.


Вопросы для обсуждения:

  • 
Какие качества помогли Емеле пройти 1-е испытание?
  • Отец сказал Емеле, что видит его не глазами. Что он имел в виду?
  • В какой момент Емеля осознал меру ответственности за свои поступки?
  • Что помогло Емеле смог пройти испытания?

  • Какие качества обрел Емеля в ходе приключений?
  • Чему нас учит пример Василисы?

Киноурок «Пять дней», 12 минут, режиссер Елена Дубровская, 0+

Переехав в новый город, Красногорск, Максим думал, что заживет спокойно и тихо, никто ему не будет мешать и он никого не будет трогать, но случайная встреча с Машей изменила всё. Он и подумать не мог, что один человек может сделать столько в этой жизни и от него может многое зависеть! Что дружба и помощь другим так важны в этой жизни. За 5 дней полностью меняется жизнь Максима, он находит новых друзей, участвует в жизни города и помогает людям.

Киноурок учит отзывчивости, показывает пример доброты, бескорыстия, смелости быть собой. 

Вопросы для обсуждения:

  • Сравнивал ли ты себя с героями этого фильма? С кем именно? Почему?
  • Почему Маша уверена в Максиме с первых минут знакомства?
  • Догадывается ли Маша, какое влияние оказала на Максима и его отношение к миру?
  • Согласны ли вы с утверждением , что жизнь приносит счастье и удовлетворение в тех случаях, когда ты сам в ней активно участвуешь и делаешь что-то полезное для других? Давайте порассуждаем на эту тему.

Фильм проекта «Российское общество «Знание»»«Россия XXI век. Сельское хозяйство», документальный, 26:40, режиссёры-постановщики Андрей Федоров, Алена Нупрейчик, 6+

https://vk.com/video-135454514_456246061

Как выглядит современное сельское хозяйство? Что означают слова «умное сельское хозяйство»? Наша страна стала крупнейшим в мире экспортером пшеницы и вторым по величине производителем зерновых и семян подсолнечника. Что и кто ей помогли на  пути к успеху? Об этом и многом другом в данном фильме.

Вопросы для обсуждения:

  • В фильме звучат слова: «Все начинается с земли». Как вы понимаете значение этих слов?
  • Перечислите основные достижения нашей страны в сфере сельского хозяйства. Благодаря чему это оказалось возможно?
  • Какими навыками, знаниями и умениями должен обладать современный земледелец? 
  • В чем состоит ценность этого фильма? Важно ли говорить на тему современного сельского хозяйства? Почему?
  • Почему именно в России возможны такие высокие результаты в сфере сельского хозяйства?
  • О каких сферах сельского хозяйства и регионах его реализации вы узнали из этого фильма?
  • Что означает словосочетание «умное сельское хозяйство»?

К/ф «Деревенская история», 1981, драма, 84 минуты, режиссёр Виталий Каневский, 12+

В сложное переплетение событий попадает главный герой картины – молодой тракторист Григорий Горелов. Больше всего Гриша мечтает о счастье тружеников своего села. Он уверен в том, что нет ничего важнее вовремя засеянной земли, которая даст урожай и накормит каждого. Однако не обойдется и без «палок в колеса»… Справедливость и честность против корыстной выгоды – что же одержит верх?

Вопросы для обсуждения:

  • Что мы понимаем о героях фильма из самой первой сцены с лосями?
  • Перечислите качества, которыми обладает Гриша. Хотелось бы вам иметь такого друга? Знаете ли вы похожего человека в реальной жизни?
  • Гриша говорит: «Работа на земле – это мое кровное». Как вы понимаете значение этих слов?
  • В фильме люди, работая, напевают. О каком настрое на труд это говорит? Как с таким настроем работается? Какие могут быть результаты при таком настрое?
  • Почему Григорий взялся за столь сложное поле, что им двигало?
  • Напишите сочинение, взяв за тему одну из цитат из фильма: «Работа на земле – это сон кровное»; «Большое дело и человека делает большим»; «Была бы работа по душе, а трудная, легкая – значения не имеет»; 
  • Что отличает Гришу от других? Например, почему он пощадил березки?
  • Почему Григорий отказался от должности механизатора?
  • Вдохновил ли вас фильм на что-нибудь?

С дополнительными материалами урока можно ознакомиться на сайте проекта.

494 просмотров