Как обсудить с ребенком искусство и его влияние

Сегодня Россия имеет одну из самых больших сетей железных дорог в мире. Это огромный труд множества людей: инженеров, строителей, машинистов и многих других специалистов, которые работают, чтобы поезда могли двигаться по рельсам день и ночь. Железные дороги стали неотъемлемой частью жизни страны, связывая города и деревни, а также позволяя людям путешествовать и работать.

Поделитесь с ребёнком воспоминаниями о своих путешествиях по железной дороге, расскажите забавные или интересные случаи, которые происходили в пути. 

Обсудите профессии, связанные с железной дорогой: от машинистов и проводников до инженеров и диспетчеров. Это поможет ребёнку понять, насколько разнообразна и важна эта сфера деятельности, а может быть, и замотивирует связать свой профессиональный путь с железной дорогой.

Вопросы, которые можно обсудить с детьми, в зависимости от возраста:

Для младших школьников:

  1. Как ты думаешь, зачем нужны железные дороги?
  2. Какие профессии связаны с работой на железной дороге?
  3. А ты ездил на поезде? Расскажи о своей поездке! Может быть, что-то запомнилось особенно?

Для средних школьников:

  1. Как развитие дорог, по твоему мнению, изменило жизнь людей в России?
  2. Куда бы тебе хотелось отправиться в путешествие на поезде? 
  3. Представь, что ты инженер, строящий дорогу. Какие решения тебе нужно будет принять?

Для старших школьников:

  1. Как развитие инфраструктуры дорог влияет на экономику и социальную жизнь страны?
  2. Как ты думаешь, как технологии могут изменить будущее дорог и железнодорожных перевозок?
  3. Обсуди с родителями их опыт путешествий по железной дороге. Как эти поездки изменились с тех пор?

Предлагаем вам тематическую подборку мультфильмов, фильмов и книг для детей разных возрастов.

Младший школьный возраст

Фильмы/мультфильмы

Мультфильм «Гора самоцветов» (2005–2021), мультипликация, сказки народов Евразии, комедия, семейный, цикл серий продолжительностью примерно 13 минут каждая, режиссёр Александр Татарский, 0+

«Гора самоцветов» — проект мультипликации, создавший образ России как многоликой, богатой, раздольной страны. Каждый мультфильм «Горы самоцветов» начинается с красочной заставки, созданной в уникальной пластилиновой технике. Заставка кратко создаёт образ России и того народа, чью сказку предстоит увидеть зрителю. 

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие сказки из «Горы самоцветов» вам понравились больше всего и почему?
  2. Нарисуйте иллюстрацию к понравившейся вам сказке. Расскажите, почему именно эта сказка привлекла ваше внимание и какие герои вам понравились в этой сказке.
  3. Как вы думаете, почему авторы серии решили её создать? Что и кто вдохновил их?
  4. Россия — большое многонациональное государство. Знаете ли вы, сколько народов проживает в ней? Расскажите о культуре и традициях своего народа.
  5. Нашли ли вы сказку своего народа в серии? Понравилась ли она вам и почему?

Цикл мультфильмов «Песнь Севера» (2023), 6+

Этот познавательный проект освещает историю, географию и традиции коренных народов Дальнего Востока, а также северных земель на территории всей России. В центре повествования юные Тиша и Дуняша, которые путешествуют по разным местам Севера с помощью солнечного оберега. Каждая серия окунает зрителя в легенду одного из народов и содержит в себе поучительную мысль.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какая из легенд понравилась вам больше всего? Почему?
  2. Какими чертами обладают Тиша и Дуняша? Как эти чертами помогают им в путешествиях?
  3. Чему нас учит этот проект?

Мультсериал «Смешарики. Азбука дружбы народов» (2022), режиссёр Алексей Горбунов, 0+

Смешарики знакомятся с традициями и культурой разных народов России. Вместе с героями зрители увидят способы стрельбы из лука по-бурятски, узнают, что такое «кучтэнэч» из Татарстана, прокатятся на санях-нартах вместе с хантами и манси, добудут башкирское медовое сокровище, построят якутский балаган… И многое другое!

Вопросы для обсуждения:

  1. Как вы думаете, для чего народу нужны традиции?
  2. Почему важно знакомиться с традициями разных народов?
  3. Традиции какого из народов вам понравились больше всего? Почему?
  4. Что нового и интересного вы узнали из этого сериала?

Книги

Качур Е. «Корабли и мореплавание»

Энциклопедия из серии с главным героем Чевостиком отправляет читателя в мир знаний о кораблях, которые бороздят моря и океаны, следуя удивительными маршрутами. Штурвал, галеон, триера, а также гамак, киль, шпангоут и многое другое — всё это станет знакомым для тех, кто прочитает книгу и станет таким же знатоком, как главный герой этой прекрасно иллюстрированной энциклопедии. Дядя Кузя, рассказывающий о кораблях Чевостику и читателям, делает это последовательно, обстоятельно и на понятном для юных читателей языке. Авторы предлагают целый перечень интересных и простых заданий, которые позволят закрепить полученные знания.

Вопросы для обсуждения:

  1. Изучая корабли, малыш понял, что если хочешь, чтобы рукам было легче, нужно поработать головой. Это правило распространяется на всё или только на корабли?
  2. Давайте посчитаем буквы в названиях мачт. Какое из названий мачт самое длинное?
  3. Какие качества нужны матросам, а какие — капитану корабля? Какие из этих качеств общие, а какие различаются?
  4. «Плавучий город» — это преувеличение, сказка или на самом деле современные морские суда похожи на города? Чем именно?

Патаки Х. «Дороги: от тропинки до шоссе»

Истории о том, какая дорога самая длинная и почему существует поговорка «Все дороги ведут в Рим», что такое «золотой миллиарий» и какого уважения заслуживают строители дорог, как развивались дороги на Руси и что произошло в стране с запуском железных дорог — всё это станет ясно и чрезвычайно интересно юным читателям этой книги.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие регионы страны охватывают дороги к югу от Москвы?
  2. Почему строителей дорог очень уважали в Древнем Риме?
  3. Какая дорога на территории нашей страны самая длинная и одна из самых протяжённых в мире?

«Дорожные знаки для детей от 6 до 12 лет»

Юные читатели этой книги отправятся в мир увлекательных знаний и интересных открытий вместе со своими ровесниками — героями книги Димой и Алисой. Им предстоит узнать о дорожных знаках, правилах поведения на пешеходном переходе, правилах езды на велосипеде, пересечениях велосипедных дорожек, поведении на дороге, когда ведутся дорожные работы и многом другом. Вся система дорожных знаков представлена по группам: предупреждающие знаки, знаки особых предписаний, информационные знаки и знаки сервиса. Каждая группа знаков, описанных в книге, заканчивается интересными заданиями от ещё одного героя книги — Светофорчика, которые юным читателям обязательно понравится выполнять.

Книга учит безопасному поведению на дорогах, дружелюбному отношению к окружающим, дисциплине и ответственности.

Вопросы для обсуждения:

  1. Вспомни свой ежедневный маршрут по улице. Какие знаки ты там видишь? К каким группам они относятся?
  2. Почему нельзя нарушать правила дорожного движения и требования знаков?
  3. Давай подумаем, может быть, ты придумаешь свои имена для дорожных знаков?
  4. Если твой товарищ захочет нарушить правила, что ты ему скажешь?

Средний школьный возраст, старший школьный возраст

Фильмы

Проект «Аудиовизуальная энциклопедия культур России», с 2022 года, 12+

Это цикл документальных фильмов о культурах народов, проживающих на территории Российской Федерации. В настоящее время в плейлисте проекта размещено 24 документальных фильма о чувашах, татарах, удмуртах, марийцах, башкирах, ханты и многих других народах. Каждый фильм рассказывает об этнокультуре указанного региона, об истории, языке, традициях, религии, обрядах, национальной кухне и современной жизни представителей этнокультур.

Вопросы для обсуждения:

  1. Знаете ли вы, что такое этнология? Можно ли назвать эту энциклопедию этнологическим проектом?
  2. Почему этнологию необходимо популяризировать и изучать? Как эта видеоэнциклопедия способствует популяризации этнологии?
  3. Какие факты о народах показались вам наиболее интересными и запомнились больше других?
  4. Почему важно сохранять знания о традициях и культуре различных этносов? Какое положительное влияние оказывает сохранение знаний об исконной культуре различных территорий?

Проект «Национальность.ru», с 2022 года, 12+

Новое интересное тревел-шоу, представляющее собой цикл небольших информативных роликов об особенностях и культурных кодах различных этносов. Популярные телеведущие отвечают на множество интересных вопросов: почему кавказцы любят низкие «Приоры»? Что за хуурдиг пьют калмыки? Как татары сохраняют свою молодость? И точно ли грузины едят хачапури каждый день?

Вопросы для обсуждения:

  1. Знаете ли вы, что такое этнология? Можно ли назвать «Национальность.ru» этнологическим проектом?
  2. В чем главная ценность этого проекта для вас?
  3. Какие факты о народах показались вам наиболее интересными и запомнились больше других?
  4. Что объединяет все этносы, о которых сняты ролики?

Кинофильм «Медведи Камчатки. Начало жизни», 2018, документальный, 55 минут, режиссёры Ирина Журавлева, Владислав Гришин, 0+

Примечание: особое внимание при просмотре рекомендуется уделить титрам в конце фильма.
Этот удивительно красивый документальный фильм рассказывает о детстве и взрослении камчатских медвежат. Больше полугода съемочная группа наблюдала за одной медвежьей семьей, где неумелые детёныши проходят школу выживания в дикой природе. На глазах зрителей они делают первые шаги на пути к тому, чтобы стать русскими «царями зверей» — бурыми медведями. Съёмки уникальной картины, основанные на сценарии самой природы, проходили на просторах живописного Южно-Камчатского заказника. Фильм собрал коллекцию наград на многих международных и тематических фестивалях и стал лауреатом премии «Золотой орел» в категории «Лучший неигровой фильм» 2018 года.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что нового вы узнали из фильма?
  2. Почему важно оберегать дикую природу?
  3. Какие чувства остались после просмотра фильма?
  4. Какие выводы можно сделать на основе просмотра этого фильма? В чем главный посыл фильма?

Кинофильм «Выход», 2022, биографический, короткометражный, документальный, 25 минут, режиссёры Максим Арбугаев, Евгения Арбугаева, 12+

Картина номинирована на премию «Оскар». Главный герой фильма — морской биолог Максим Чакилев, который изучает жизнь моржей на Чукотке. Из-за изменения климата животные не могут отдыхать на льдах и вынуждены перебраться на сушу, что часто заканчивается трагически — моржи погибают на суше. Картина тонко передаёт особенности взаимоотношений человека и природы; Максим глубоко переживает за происходящее вокруг него.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие чувства вызывает просмотр фильма?
  2. Какой вывод можно сделать после просмотра?
  3. Какими качествами обладает Максим?
  4. Как обычный человек может повлиять на глобальные климатические изменения? Какие маленькие действия можно совершать каждый день?

Кинофильм «Повелитель ветра», 2023, драма, приключения, географический, 94 минуты, режиссёр Игорь Волошин, 16+

Легендарный российский путешественник Фёдор Конюхов, покоривший высочайшие вершины и пересекший моря и океаны, отправляется в новое, самое опасное и трудное путешествие. На этот раз ему предстоит в одиночестве обогнуть Землю на воздушном шаре. Полет готовит целая команда, однако все опасности, которые ждут путешественника в экстремальных условиях, предсказать невозможно. Конюхов попадает в ураган — без связи, без сна, почти без воздуха он должен идти только вперед, чтобы вернуться к тем, кого любит.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие знания необходимы для того, чтобы совершить такое путешествие?
  2. К чему нужно быть готовым, чтобы отправиться в одиночное путешествие?
  3. Как вы думаете, зачем человеку нужны путешествия?
  4. Какие черты характера Фёдора Конюхова проявились благодаря путешествиям?
  5. Как у Фёдора Конюхова получилось сделать детскую мечту делом всей своей жизни?
  6. Кто придаёт Фёдору Конюхову силы в трудных ситуациях? Что вдохновляет его на путешествия?

Кинофильм «Великий северный путь», 2019, документальный, 75 минут, режиссёр Леонид Круглов, 12+

Главным героем этого потрясающего документального проекта является Леонид Круглов — фотограф и путешественник. Леонид отправляется в Арктику, чтобы повторить маршрут Семёна Дежнёва. Получится ли у путешественника совершить подвиг по примеру известного первопроходца и первооткрывателя, который в XVII веке отодвинул границу Российской империи далеко на Восток?

Вопросы для обсуждения:

  1. Как вы думаете, для чего Леонид следует по стопам первопроходца Дежнёва? В чем ценность его путешествия?
  2. Какие навыки и умения помогли Леониду преодолеть этот непростой путь?
  3. В чем заключается ценность этой картины?
  4. О каких ещё географических открытиях говорит автор фильма? Что вам известно об этих открытиях?

Книги

Соболева Н. «Первые в России. Транспорт: от колымаги до электробуса»

Все сюжеты книги разделены по эпохам и видам транспорта, а объединяет их интерес к открытиям и достижениям русской и российской инженерной мысли. Книга знакомит не только с историей транспорта, но и с профессиями, необходимыми для развития транспортной отрасли. Какие-то из них уже ушли в прошлое, а какие-то популярны среди современных транспортников. Рассказ о конструктивных решениях в транспорте дополняется содержательным и обоснованным сюжетом о правилах движения и необходимости их соблюдать.

Вопросы для обсуждения:

  1. Чего не было в колымагах, что появилось позже в транспорте?
  2. Как назывались вагоны первого класса для знатных господ в первых железнодорожных составах?
  3. Яковлев и Фрезе — первые инженеры в создании автомобилей в России. Где они познакомились и почему оказались так далеко за пределами России?
  4. Где был установлен нулевой вестовой стол и в каком веке это произошло в России?
  5. Как назывался первый самолёт в России, в котором появились бытовые удобства и даже библиотека?
  6. Какие качества нужны человеку, чтобы изобретать транспорт? А чтобы им управлять?

Галлай М. «Валерий Чкалов»

Автор книги — Герой Советского Союза, лётчик-испытатель, более пятидесяти лет поднимавшийся в воздух на самолётах различных типов. М. Галлай с глубоким уважением и в деталях рассказывает о жизни и подвиге Валерия Чкалова. Эта важная героическая страница в истории мировой и отечественной авиации представлена полно и подробно. Чкалов предстает не только как герой, но и как человек, чьи знания и умения позволили расширить возможности авиации. Автор искренне восхищается Валерием Чкаловым, его внутренней силой и тем, как он смог вырасти до звания Героя Советского Союза.

  1. Почему автор считает что одной из главных черт характера В.Чкалова было чувство справедливости? Разве это чувство необходимо летчику-герою? 
  2. Валерий Чкалов призывал молодых людей воспитывать в себе дисциплинированность.  А нужно ли современным ребятам это качество? Зачем? 
  3. Какие препятствия преодолел Чкалов на своем героическом пути? Что на твой взгляд было самым трудным? 
  4. Чему можно поучиться у Валерия Чкалова, как ты считаешь? 

Григорьев А. «Победитель. Героическая жизнь ледокола “Красин”», 2018

Дороги России — это не только железные дороги, тропинки или автомобильные шоссе. Россия сделала свой путь во льдах Северного Ледовитого океана, и начало этому пути проложил ледокол-герой “Красин”. Судьба корабля, его команды, подвиги по спасению тонущих пассажиров, терпящих бедствие лётчиков и многое другое в истории “Красина” составляют содержание этой книги. Текст и оформление издания принадлежат блестящему художнику, архангелогородцу Алексею Григорьеву. Ответы на многие технические вопросы предваряют основной текст книги и становятся понятны принципы работы ледокола, его способности и почему он оказывается сильнее льдин.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какой из подвигов “Красина” вам представляется наиболее масштабным и значительным?
  2. Как вы думаете, почему капитан Карл Эгги в 1928 году заявил, что “Красин изнеможен”, хотя обычно говорят о том, что измождены живые существа, а не механизмы?
  3. Что вы можете сказать об истории и судьбе шведа Мальмгрена?
  4. Чему нас учит история ледокола “Красин” и его команды?

Алмазов Б. А. «Век паровозов. Первые локомотивы и железные дороги», 2016

История формирования железных дорог и паровозов представлена в этой книге подробно и детально, с указанием как технических решений, так и личной биографии смельчаков, создававших этот вид транспорта и развивавших его по бескрайним просторам нашей страны. Удивительное превращение парохода в паровоз произошло благодаря Ефиму и Мирону Черепановым, бесконечно талантливым российским инженерам. Судьба железной дороги в России тесно переплетена с судьбой страны, как в мирное, так и в военное время, раскрывается в книге чрезвычайно интересно и содержательно.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие черты характера потребовались Ефиму и Мирону Черепановым, чтобы стать пионерами железных дорог в России?
  2. В каком значении раньше использовалось слово “вокзал”, например у А. С. Пушкина? Вас это удивило? Осталось ли что-то от прежнего значения в современном вокзале? Вспомните примеры из фильмов или собственного опыта пребывания на вокзале.
  3. Почему царь не наказал железнодорожника, который вымазал вверенный ему участок рельс дегтем или черной краской, из-за чего паровоз заскользил и забуксовал?
  4. Не кажется ли вам лишним давать паровозам, а затем и железнодорожным составам имена? Зачем это нужно? Что вы об этом думаете?

С дополнительными материалами урока можно ознакомиться на сайте проекта.

80 просмотров