Не так давно, готовясь к очередному классному часу у своих школьников и по этому поводу одиноко бродя по просторам Всемирной сети (по книжному совету небезызвестного польского писателя Януша Вишневского, столь чтимого минувшим поколением тинейджеров), я наткнулась на интересный мультимедийный проект «Лаборатории Касперского» — «Земля 2050». Обычный сайт, вполне типичный дизайн, но весьма оригинальная тематика: на нем собраны прогнозы социальных и технологических изменений на ближайшие тридцать, сорок и пятьдесят лет в мире. Проект носит отнюдь не развлекательный характер: в нем приняли участие эксперты самой компании-создателя, а также известные ученые и футурологи.
Тщательно изучив сценарии развития 80 городов мира и различных территорий земного шара, я наткнулась на один прогноз, который и послужил причиной мной написанного. Забредя в интерактивную сферическую панораму Варшавы (памятуя о «простоквашинском» почтальоне Печкине, невольно ухмыльнешься, мол, до чего техника дошла!), прочла прогноз следующего содержания на 2050 год: «Школьники прогуливают удаленные уроки». Весьма расстроилась, как и водится учителю, ведь даже «прекрасное далеко» к системе образования по-прежнему остается крайне жестоким, но дочитала: оказывается, речь идет о том, что образование окончательно перешло на удаленный режим, больше не нужно ходить учиться в школу, вместо этого каждый школьник из дома или из парка в назначенное время включает голограмму преподавателя, который ведет урок, посещаемость уроков отслеживается по активности этой самой голограммы, родители получают уведомления о том, что их чадо — бессовестный лентяй и прогульщик или, напротив, трудяга и умничка. В принципе, ничего запредельного, памятуя об эпохе COVID-19, но далее прогноз-2050 предлагает еще и вариант взлома этой системы, благодаря чему школьники научились подменять данные о собственной активности. Образовательное учреждение, ничтоже сумняшеся, получает информацию о том, что их обучающийся прилежно слушает лекцию и активно участвует в обсуждении на форуме, а на самом деле вместо учебной голограммы созерцает новую серию модного сериала или очередную порцию видеороликов с YouTube. Ну и, разумеется, иногда на потеху друг другу детки добавляют голографическому изображению преподавателя рога, уши или еще что-то уж совсем неприличное.
И я решила, что на следующий классный час мои подопечные будут писать сочинение-проект на тему «Каким я вижу образование будущего?». Так-то… А теперь серьезно. Задумаемся…
Что случится со школами, колледжами, вузами через тридцать — пятьдесят лет?
Сейчас, когда вы читаете этот текст, логично, что через девять месяцев на свет появятся новые дети, наше будущее (извините, конечно, что начинаю издалека, но работа в системе образования на всех уровнях с весьма разнообразным контингентом накладывает отпечаток). Примерно через 6–8 лет эти дети пойдут в школу (в годах 2027–2029), а в районе 2037–2039 годов окажутся на пороге между средним и высшим образованием. Логично, что система образования спустя промежуток в более чем десятилетие не останется неизменной. Достаточно вспомнить, как COVID за полтора года трансформировал ее. Вопрос в том, какой она будет? Мы не Министерство образования с важным пунктом по эффективности расходования бюджетных средств, и по этому поводу можем позволить себе немного учительского вызова и футуристической романтики.
Итак, господа учительствующие и «учительствуемые», изложим наши сентябрьские тезисы касательно грядущих трансформаций системы образования.
Тезис № 1. С глаз долой — из сердца вон, или Отмена образовательного канона.
Под «каноном» мы понимаем саму систему массовой школы и вузовского образования: в школах — 45-минутные уроки, ряды парт и размещение за ними по двое или одному (уж как бюджет школы позволяет), утренние линейки, оценки от 2 до 5 (в некоторых учебных заведениях спектр расширен до 10, конечно, сути дела это не меняет), в вузах — лекции, семинары, зачеты, экзамены, тот же самый рейтинг, деканы, факультеты, кафедры. Бакалавриат с магистратурой в вузах и ЕГЭ в школе, конечно, глобальные изменения вузовского и школьного образования, но де-факто — это лишь внешняя модификация, модификация формы, так сказать, а нашей («нашей» не значит только «российской», но «мировой» — в целом) системе образования необходимы содержательные реформы. Школы медленно, но верно отходят от обучения по принципу «учитель объясняет — ученик запоминает», «ученик пишет и отвечает — учитель проверяет», переводя обучение в самостоятельную проектную плоскость. Вместо банальной «зубрежки», например, исследовать свой рацион за неделю с точки зрения калорийности и пользы, или проанализировать свои карманные расходы за месяц с точки зрения уже упомянутой «эффективности расходования средств», или записать за своими друзьями все жаргонизмы и слова-паразиты, чтобы затем составить к ним словарик синонимов из литературных аналогов… Да все может быть проектом, главное — чтобы ребенок был заинтересован и увлечен! И учебные группы вполне могут быть разновозрастными, предметы могут быть междисциплинарного профиля, и формат занятий не ограничен школьным сидением в четырех стенах. Иосиф Бродский, конечно, предупреждал насчет ошибок при выходе из замкнутых помещений, тем более сегодня, не имея QR-кода, подтверждающего вакцинацию, маски и перчаток, но, думается, здесь не тот случай. Все равно это уже совсем скоро станет реальностью, так почему мы так упорно сопротивляемся этому сейчас?
Продолжение в следующей статье