В последнее время все чаще обсуждаются гибкие навыки. Это универсальные навыки, которые помогут ребенку быть успешным, независимо от того, какую профессию он выберет в будущем, база, на которой строится будущее и его эффективность во всем: от учебы и работы до личных отношений. Одним из таких навыков является и критическое мышление.
Количество потребляемой человеком информации растет с каждым днем, так же, как и каналы ее потребления. Уже с ранних лет ребенок имеет доступ к информации. Это не только интернет, но и реклама, радио, разговоры взрослых людей, просмотры мультфильмов, компьютерные игры: все это ставит ребенка в зависимость от информации. Всегда приходится делать выбор и принимать решение о доверии к ней. Поэтому очень важно, чтобы дети умели фильтровать информацию и обладали критическим мышлением. Но как его развить?
Почему критическое мышление так необходимо?
Критическое мышление — способ мышления, позволяющий анализировать поступающую информацию и ставить ее под сомнение, формулировать обоснованные выводы, создавать собственную оценку происходящего, а также принимать решения в условиях неопределенности.
Критическое мышление нужно ребенку не только для работы с информацией в интернете и ее безопасном потреблении. Оно необходимо и для учебы, и для построения отношений с другими людьми, а также помогает достигать целей, делать выбор в пользу своих интересов и не отвлекаться на ненужное. Если человек мыслит критически, то это повышает его эффективность, увеличивает процент успеха в принятии любых решений.
Критически мыслящий человек проверяет любую идею, сам проводит исследование, а не опирается на чужое мнение, внимательно относится к своим мыслям, проверяет их на логичность и обоснованность.
Оптимальный возраст для развития критического мышления
Развивать критическое мышление у ребенка нужно в зависимости от его возраста.
С самого раннего детства необходимо помогать формироваться предпосылкам: развивать природную любознательность, закладывать системные знания, учить видеть причинно-следственные связи, формировать силу воли и правильные ценности. Помните, что чем младше ребенок, тем больше он зависит от взрослого человека, от его мнения, ведь это дает малышу чувство безопасности. Поэтому не стоит искусственно навязывать критическое отношение к окружающей действительности. Это наоборот затормозит его психическое развитие.
Для дошкольников свойственно познавать мир на практике в реальной жизни. И тут лучше обойтись без гаджетов, где все устроено в одной плоскости. Ребенку для развития предпосылок формирования критического мышления нужны многомерность, движение, разнообразие. Для этого подойдут игры с предметами, которые развивают моторику и восприятие, позволяют почувствовать, как осязается тот или иной предмет, какие усилия нужно приложить, чтобы его поднять и т.д.. Ролевые игры, когда ребенок примеряет на себя роли врача, водителя или учителя, помогают смоделировать реальную жизнь, посмотреть на одно и то же с разных позиций, сформировать причинно-следственные связи. Игры, в которых установлены правила, учат доводить дело до конца, воспитывают волю и характер. На все вопросы, возникающие у малыша, нужно отвечать, объяснять, почему так, а не иначе, говорить на разные темы, повышать любознательность.
У детей школьного возраста активно развивается логическое мышление. Оно должно опираться на чувственный опыт, чтобы все рассуждения были наглядными. Так формируется истинность познания. Та база, на которую ребенок будет опираться дальше. Важно выстроить системные знания без отрыва от чувственного опыта, ведь его нужно прожить и закрепить, так как младший школьник уже в большинстве случаев может оценить, правдива информация или ложна.
Внутренняя потребность в интеллектуальной рефлексии развивается у ребенка в групповой работе. Ему проще заметить ошибку в решении задачи одноклассника и исправить ее. Тут конкретная ситуация очень важна, ведь дети в этом возрасте интуитивно стремятся к правде. Пример: кто-то отвечает неправильно на уроке и сразу появляется лес рук, чтобы исправить ошибку. Дети вовлечены в конкретный процесс.
Главные принципы развития критического мышления
Помогите с дисциплиной. Важно иметь систематический подход во всем. Это касается и школьных занятий, и домашних. Есть время для учебы, есть время для игры. Все задачи должны доводиться до конца. В этом возрасте у ребенка есть внутренняя тяга к знаниям. Чем больше он знает и умеет, тем увереннее он себя чувствует. Это время нельзя упускать, поэтому нужно помогать с распорядком дня и дисциплиной, порядком на рабочем столе, чтобы максимально увлечь освоением любых навыков.
Не давите и не сравнивайте. Позволяйте ребенку любого возраста отличаться от всех и иметь свое собственное мнение. Не сравнивайте его с другими детьми, тогда влияние от чужого мнения будет минимальной. Это поможет избежать ловушки «мнение большинства». Также расширяйте его социальный кругозор – другие люди имеют право на отличное от него мнение. И это тоже нормально.
Сосредоточьтесь на хорошем. Концентрируйтесь на позитивных моментах в общении с ребенком. Наш мозг больше реагирует на страх, гнев и другой негатив из-за желания себя обезопасить. На автомате человек начинает вылавливать из любого потока информации страшные новости, которые часто являются ложными. И именно их чаще всего распространяют дальше с большим искажением. Умение видеть хорошее поможет избежать повышенного внимания к ложным новостям.
Давайте ошибаться. Позволяйте ребенку ошибаться и дайте ему безопасную возможность признавать это. Ошибки – это не что-то плохое, это новый интересный опыт, без которого не состоялись бы самые большие научные открытия. Когда человек умеет признать, что он просчитался, он сможет проанализировать, что привело к ошибке и исправить свои действия.
Расширяйте кругозор. Читайте и изучайте познавательную литературу, обсуждайте просмотренные фильмы и мультики, ходите в научно-технические музеи, где можно провести опыты и расширить свой кругозор.
Не спешите. Научите ребенка брать паузу перед принятием решений. Не торопите, критическое мышление – это медленное мышление, не спонтанное, основанное на сиюминутных эмоциях.
И главный принцип критического мышления: если не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней.