Учим детей правилам культурного спора freepik.com

Умение спорить и отстаивать свое мнение является важным навыком в современном мире. Но многие родители в спорах с детьми продолжают руководствоваться принципом «потому что я так сказал», думая, что если они позволят ребенку отстаивать свою позицию, то потеряют свой родительский авторитет и малыш перестанет слушаться. На деле же, такой авторитарный подход приводит к тому, что детям сложно выражать свои мысли, они становятся зависимы от мнения окружающих, им сложно говорить другим «нет».

Обучение детей разумному аргументированию может дать им инструменты, необходимые для того, чтобы противостоять давлению со стороны сверстников, когда они становятся старше.

Зачем учить детей спорить?

Подростки, которые научились спокойно обсуждать разногласия со своими родителями, чувствуют себя  более уверенно, не соглашаясь с друзьями, особенно в отношении алкоголя или наркотиков. Дети, обладающие навыками отстаивать свое мнение чаще говорят «нет» противоправному поведению и неразумным предложениям сверстников, чем дети, которые не спорили со своими родителями.

Ребята, которых не учили спорить или не разрешали этого делать, как правило,  менее уверены в своем взаимодействии со сверстниками и, таким образом, с большей вероятностью могут попасть под чужое влияние.

Навык приводить разумные аргументы позволяет человеку с большей вероятностью быть услышанным, даже если он и не получит желаемого, а действовать так в процессе воспитания — это способ донести до ребенка нужную информацию и одновременно научить его опираться на логику.

Конечно, не стоит ожидать от малыша, что он сразу будет отстаивать свою точку зрения с помощью логики. Этот навык полностью сформируется лишь к 10-12 годам. Но они могут постепенно этому научится видя, как решаются споры в семьи.

Как научить детей спорить? 

Какие же правила следует соблюдать для того, чтобы научить ребенка «правильному» способу спорить?

  1. Остановите спор, если ребенок сердится. Вначале надо немного остыть. Скажите: «Ты сейчас сердишься. Трудно приводить разумные аргументы, когда ты зол. Давай немного успокоимся, потом продолжим». Если эмоции — движущая сила спора, все аргументы перестают быть эффективными.
  2. Предложите рассказать о своей цели, желании. Затем попросите привести аргументы, почему вы должны согласиться что-то сделать, купить, вместе организовать и так далее, то есть почему цель — это отличная идея и возможность.
  3. Выслушайте аргументы и повторите их, чтобы ребенок услышал сам себя.
  4. Соглашайтесь или просите привести дополнительные аргументы. Обязательно проговаривайте все вслух.
  5. Напоминайте про уважение. Всегда объясняйте детям, что в аргументах нужно уважительно относиться ко всем сторонам спора.
  6. Расскажите, что такое логика на примерах: «Я хочу съесть шоколадку сейчас, она такая красивая, брату не дам» или «Я хочу съесть шоколадку сейчас, потому что проголодался, а она из углеводов. А брат свою часть уже съел, поэтому осталась только моя».
  7. Указывайте на нелогичность:
    — «Пусть она освободит мою часть стола, она глупая!»
    — «То есть, она должна освободить твою часть стола, потому что она глупая?»
    — «Нет, потому что она ее заняла без спроса!»
    — «Она может спросить и оставить все как есть?»
    — «Нет, мне надо, чтобы она освободила ее немедленно, так как мне негде делать уроки!»
    — «То есть ты сейчас садишься делать уроки, но твое место занято сестрой, ты бы хотел, чтобы оно было свободно?». Это логично.
  8. Учите и более действенным аргументам: «Ты хочешь, чтобы папа немедленно помог тебе с математикой? Но он сейчас занят уборкой. Может быть, ты можешь предложить ему помощью в уборке в обмен на помощь в математике?»
  9. Объясняйте разницу между борьбой и спором. Спорить и выигрывать в споре значит, что собеседник хотя бы частично поменял свое сознание, отношение к вопросу. Например, если стукнуть кулаком, то можно победить в драке, но изменит ли это убеждения соперника по нужному вопросу? Нет. Значит, выигрыш не состоялся.
  10. Учите сочувствию. Если понять, чего хочет вторая сторона спора, понять и убедить собеседника будет легче.
  11. Помогайте увидеть ситуацию более объемно. Например, когда вы смотрите рекламу, спросите, убедили ли его купить вещь, которую показали по телевизору? Какие были приведены аргументы, достаточно ли они логичны?
  12. Предоставляйте возможность высказывать свою точку зрения по любому вопросу, интересуйтесь их мнением, их аргументами.
  13. Разрешите детям побеждать в спорах, если их аргументы убедительны. Не бойтесь потерять свой родительский авторитет. Он только выиграет, если дети поймут, что вы их слышите. Если мы позволим им принимать безопасные решения по незначительным вопросам, мы поможем им стать увереннее в себе и почувствовать себя более значимыми.

Найдите золотую середину

Ребенку можно предоставлять право самому принимать решение в самых разных вопросах, и нет, так он не вырастет избалованным и капризным, а научится прислушиваться к себе и будет знать, что его мнение уважают и ценят.

Однако есть вопросы, в которых слово родителя — это закон. Их немного, и все они касаются безопасности и здоровья. Важно, чтобы ребенок понимал, с чем связаны эти запреты и ограничения  и задача по их объяснению лежит на родителях.

Так у вас получается идеальный баланс — ребенок растет в четких рамках, которые логично и разумно выставлены из соображений его безопасности, но при этом внутри этих рамок у него довольно много свободы проявлять себя и принимать собственные решения, чтобы научиться безопасно и эффективно делать это в дальнейшем.

Умение вести здоровый спор — это важный навык, который следует освоить каждому ребенку. При помощи него дети учатся доносить свои желания и потребности посредством здоровой коммуникации, а не при помощи истерик. Также это дает ребенку чувство контроля над собственной жизнью и помогает увеличить его уверенность в себе. 

 

607 просмотров