В то время как тема толерантности в разных ее проявлениях набирает популярность, все чаще возникают дискуссии о важности инклюзии. Большинство людей соглашается с тем, что с точки зрения социального равенства инклюзивная среда необходима. Однако не так просто ответить на вопрос почему.

В прошлом году в Новосибирске был реализован важный проект «Вместе», который помог наладить взаимодействие обычной школы со школой коррекционной. Виктория Вольхина – классный руководитель 9 класса МБОУ Гимназии №8 рассказала Всероссийскому форуму классных руководителей, как у ее ученицы Сании Тактаровой появилась идея создать такой проект и как после осуществления задумки девушка решила поступать на педагога-дефектолога.

Как появилась идея проекта «Вместе»?

Сейчас девятиклассникам для допуска к экзаменам нужно защищать индивидуальный проект. Сании Тактаровой, одной из моих учениц, близка тема инклюзии не понаслышке. Мама Сании работает в коррекционной школе, а девочка часто находилась в ней, общалась с учениками этой школы, и понимала, что без терпимости и понимания работа с детьми-инвалидами невозможна. Поэтому у ученицы возникла идея сотрудничества школы обычной и школы коррекционной, но не в виде учитель-ребенку, а ребенок-ребенку. С готовой идей она обратилась ко мне с вопросом «а можно ли…?» и засчитают ли эту идею, как индивидуальный проект. Не могло быть и речи об отказе. В скором времени началась продуктивная работа. Мы понимали, что проект предстоит долгосрочный, требующий времени и сил.

Почему для проекта была выбрана именно тема инклюзивности?

Над проектом работала не просто одна из моих учениц, я являюсь ее классным руководителем, и, конечно, знаю этого ребенка очень хорошо. Девочка увлекается психологией и очень тонко чувствует людей. Часто от нее можно было услышать в адрес некоторых одноклассников, что они не толерантны по отношению к другим, а иногда и к друг другу, говорила о проявлении уважения к людям. Думаю, она «загорелась» этой идеей еще и потому что видела отсутствие толерантности в среде своих сверстников. Понимала, что если они так относятся даже к друг другу, то к особенным детям, с которыми они рано или поздно столкнутся в социуме, они будут относиться не лучше, а возможно, даже и хуже из-за незнания и непонимания особенности развития детей-инвалидов.

Как проходила работа над проектом?

На одном из классных часов Сания провела опрос «Что вы знаете о детях с инвалидностью?». Мы наглядно поняли, что у детей знания очень поверхностные. Когда начали работать над проектом, сначала написали примерное тематическое планирование и выбрали основную форму взаимодействия – игру. Чтобы наша деятельность была полезной, мы сперва пообщались с классным руководителем класса коррекционной школы, узнали интересы детей с умственной отсталостью, и в своей деятельности ориентировались уже на них.

Первое, что мы сделали – провели мастер-класс по правилам дорожного движения на уроке «Мы разные, но мы вместе», на котором все познакомились. Ученики двух классов были одинаково вовлечены в работу: вырезали плакаты, знаки дорожного движения, проигрывали разные ситуации.

Потом к нам присоединилась еще одна ученица моего класса, мы провели пальчиковое представление «Сказка о дружбе». Для него девочки связали пальчиковые игрушки по сюжетам русских народных сказок. Игрушки мы подарили педагогу для дальнейшего использования. Были проведены совместные мероприятия в честь Нового года, 23 февраля и 8 марта. Большинство мероприятий мои ученицы проводили сами без моего вмешательства.

Каких результатов удалось достичь?

Ребята, с которыми мы работали, были с разной степенью отсталости, эмоциональности и поведенческих реакций. Классный руководитель коррекционного класса заметил, что во время проведения наших мероприятий и мастер-классов уровень тревожности и чрезмерной эмоциональности снижался, ребята активно включались в процесс, пытались проявить себя и, в целом, наблюдалась только положительная динамика.

После проекта мы провели повторный опрос в нашем классе. И знаете, что мы увидели? Ребята сказали, что у них исчез страх общения с детьми с отклонениями, появилось понимание, как с ними выстраивать контакт, и желание продолжать помогать. А это ведь так важно!

Правда ли что Сания определилась с будущей профессией благодаря проекту?

Да, Сания так вдохновилась работой с ребятами из коррекционного класса, что задумалась о поступлении на педагога-дефектолога, чтобы в дальнейшем продолжать работу с детками с особыми образовательными потребностями.

537 просмотров