Олег Семенович Газман один из разработчиков методики коллективного творческого воспитания и «орлятской методики», соавтора концепции общего среднего образования ВНИК «Школа». В 1990-х гг. Олег Семенович выдвинул ряд ключевых идей и концепций в области образования: педагогика свободы, педагогика поддержки, индивидуализация процесса воспитания, культура жизненного самоопределения.
Вожатому-воспитателю доверена жизнь коллектива людей в пионерском лагере – жизнь со своими традициями, законами, романтикой. Как сделать ее интересной? Чему и как научить ребят? На помощь тебе придут эти заповеди.
- В работе с ребятами ты ставишь цель: воспитать человека – творческого организатора, творческого исполнителя, творческого деятеля.
- Строго придерживайся таких принципов и методов:
– коллективность подготовки любого дела и участия в нем (все планируют, все готовят, все участвуют, все обсуждают).
Поэтому мы – за совет дела.
– Все дела творчески – иначе зачем? (Творчество в каждом деле). Не тлеть, а гореть, не пищать, а трудиться!
– Каждое дело должно нести в себе познавательный заряд.
– Педагогическая целесообразность всех дел. Помни: педагогика – самая диалектическая, подвижная, самая сложная и разнообразная наука.
– Эмоциональный (мажорный) настрой в каждом деле.
– Разнообразие приемов и форм в каждом деле.
– Не завлекать и развлекать, а увлекать и понимать.
- Строя свои взаимоотношения с ребятами, всегда помни советы А.С. Макаренко:
– «Как можно больше требований к человеку, как можно больше уважения к нему»;
– твои требования должны быть справедливы, необходимы, логичны и понятны;
– не увлекайся нотациями, они ничего не вызывают в ребятах, кроме желания заткнуть уши;
– знай о ребятах все, но в нужный момент умей не расслышать, не заметить, не понять;
– не отвечай на вопросы ребят лозунгами или моралью;
– подходи к личностям ребят с оптимистической гипотезой, даже с риском ошибиться;
– развивай инициативу ребят в нужном направлении, но не глуши ее;
– будь вежлив сам и требуй этого от ребят. Как можно чаще употребляй в разговоре с ребятами слова «пожалуйста», «спасибо», «будьте добры» и т.д.;
– высказывая свое мнение и предложения, начинай со слов: «Как вы думаете…»;
– не злоупотребляй правом приказывать. Просьбу всегда легче выполнить, чем приказание;
– ребята должны видеть, что все твои действия (и даже гнев) продиктованы дружелюбием;
– не кричи на ребят. Крик болезненно действует на твои голосовые связки, раздражает барабанные перепонки и центральную нервную систему, вызывая у людей негативизм (противодействие);
– работай без окрика и мелких придирок.
- Чаще задавай себе вопросы: «Зачем? Для чего?»
* «Заповеди вожатого «Орленка» разрабатывались методистами лагеря в 1965 году при непосредственном участии О.С. Газмана. Публикуется впервые. Из семейного архива Г.И. Старобинской