freepik.com
Исследования, проведенные на выборке представителей более чем тридцати профессий, показали наличие устойчивой связи между оптимистическим стилем мышления и успешностью в профессиональной деятельности. Люди с оптимистичным стилем объяснения событий чаще достигают поставленных целей, проявляют настойчивость и быстрее восстанавливаются после неудач.
Работа педагога — одна из тех профессий, где необходима устойчивость и вера в положительный исход. Каждый день учителю приходится решать множество задач: от урегулирования конфликтов между учениками до взаимодействия с родителями и администрацией. Такая деятельность требует не только компетентности, но и умения сохранять оптимизм и настойчивость даже в сложных и эмоционально насыщенных ситуациях.
Однако длительный опыт неуспехов, а также встречи с негативными жизненными событиями могут привести к формированию пессимистического стиля объяснения — когда человек склонен приписывать неудачи своим стабильным личным недостаткам и считать их всеобщими и неизбежными. Это, в свою очередь, снижает мотивацию и веру в будущие успехи.
К счастью, исследования показывают, что пессимистический стиль поддается коррекции через осознание и переосмысление своих убеждений и автоматических мыслей.
Метод «НУПСА»
Психолог и когнитивный терапевт Альберт Эллис разработал технику «НУПСА» (по первым буквам этапов: Неприятность — Убеждение — Последствия — Спор — Активация) для работы с неадаптивными убеждениями и пессимистическими интерпретациями.
Смысл метода в том, чтобы осознать связь между своими мыслями (убеждениями) о неприятной ситуации и чувствами, которые они вызывают. Нередко источник наших негативных эмоций — не сама ситуация, а ее интерпретация.
Попробуйте в моменты, когда вы чувствуете подавленность, раздражение или растерянность, записать, о чем вы думали прямо перед тем, как почувствовали себя плохо. Это поможет увидеть, как убеждения влияют на эмоции и поведение.
- Н — Неприятность. Любая неприятная ситуация запускает наши интерпретации и объяснения — то, как мы объясняем себе происходящее. Эти объяснения могут либо парализовать, либо мобилизовать нас.
- У — Убеждение. Мы даем оценку: «Почему это случилось?» или «Что это говорит обо мне?»
- П — Последствия. От убеждений напрямую зависят наши эмоции и действия.
- С — Спор. Это момент, когда мы осознанно проверяем свои убеждения, задавая себе вопросы: «Действительно ли это правда?», «Есть ли другое объяснение?»
- А — Активация. После успешного спора появляется энергия для действий и восстановления оптимизма.
Предлагаем вам поработать по приведенной выше схеме: сначала выявить убеждения, а затем оспорить их. Вы можете выполнять это упражнение мысленно, но эффективнее — записывать цепочку «НУП», а также этапы спора (С) и активации (А). Для начала изучите пример (по М. Селигман «Как научиться оптимизму. Измените взгляд на мир и свою жизнь»).
- Неприятность. «Я не смог преодолеть апатию к учебе у некоторых моих студентов».
- Убеждение. «Почему я не могу достучаться до этих ребят? Если бы я был активнее, действовал более тонко и более творчески, возможно, мне удалось бы пробудить у них интерес к учебе. Если я не могу помочь тем, кто нуждается в моей помощи больше всего, значит, я не справляюсь со своей работой. Я не заслуживаю быть преподавателем».
- Последствия. «У меня нет никакого желания искать творческие решения. Мне не хватает сил, я чувствую себя подавленным и удрученным».
- Спор. «Нет смысла оценивать мои заслуги на основе показателей успеваемости очень незначительного процента учеников. На самом деле мне удается воодушевить большую часть моих студентов, и я много времени затрачиваю на подготовку к лекциям, которые стараюсь сделать максимально творческими и учитывающими индивидуальные особенности учеников. В конце семестра, когда у меня будет немного больше времени, я могу организовать встречу с другими преподавателями, которые сталкиваются с той же проблемой. Может быть, сообща мы сможем придумать что-то, найти решения, которые помогут нам достучаться даже до самых безразличных студентов».
- Активация. «Я стал выше оценивать свою деятельность в качестве педагога и надеюсь, что, обсудив проблему с другими преподавателями, мы сможем вырабатывать новые идеи».