
В педагогической практике традиционно выделяют три основных стиля руководства.
Авторитарный стиль: контроль и его последствия
Педагог-автократ централизует власть, единолично принимая решения и определяя способы достижения целей. Коммуникация строится по принципу «сверху вниз», в форме приказов, инструкций и указаний. Инициатива учащихся не поощряется, что может привести к снижению ответственности и общественной активности.
Внешние проявления и результаты:
- высокая организованность и дисциплина на уроке;
- четкий алгоритм деятельности, быстрый темп работы;
- успеваемость часто находится на хорошем уровне (за исключением случаев откровенно деспотичного поведения, вызывающего протест).
Однако за этим внешним благополучием скрываются серьезные риски для личностного развития учащихся:
- формирование заниженной самооценки или, напротив, неадекватно высокого уровня притязаний;
- затрудненное общение между учениками и с педагогом;
- развитие конформизма, культ силы и власти;
- создание психологического барьера между учителем и классом.
Портрет педагога-автократа (по исследованиям Н. А. Курдюковой, С. А. Рябченко):
- высокая профессиональная ригидность, работа по налаженной схеме;
- низкий уровень эмпатии и рефлексии, высокая уверенность в своей правоте;
- импульсивность, низкий самоконтроль, конфликтность;
- самооценка сильно зависит от внешних стандартов успеха.
Важно отметить, что авторитарный стиль не должен быть полностью исключен из арсенала педагога. Он может быть эффективен в краткосрочной перспективе для организации безынициативной группы, но с приобретением коллективом опыта управленческие функции следует постепенно передавать учащимся.
Демократический стиль: сотрудничество и ответственность
Педагог-демократ позиционирует себя как «первый среди равных». Власть используется как инструмент для достижения общих целей, а ключевой задачей является максимальное вовлечение каждого члена коллектива в совместную деятельность.
Ключевые характеристики:
- коллегиальное принятие решений с учетом мнений учащихся;
- распределение ответственности;
- доступность педагога, открытое общение;
- преобладание рекомендаций и предложений над приказами.
Реализация в учебном процессе (по Ю. Б. Гатанову):
- учащиеся сами регулируют дисциплину, понимая ее необходимость;
- решения принимаются с учетом мнения класса;
- общение строится на уважении и дружелюбии, ценится инициатива;
- акцент на развитие мышления и творческих способностей, а не на дословное воспроизведение.
Портрет педагога-демократа:
- высокий уровень эмпатии и самоконтроля;
- эмоциональная устойчивость, проницательность, бесконфликтность;
- здоровая самооценка, не зависящая от сиюминутных успехов или неудач.
Либеральный стиль: невмешательство и его издержки
Этот стиль характеризуется минимальным вмешательством педагога в жизнь коллектива, причем предоставляемая свобода часто не оправдана ситуацией.
Проявления в деятельности:
- низкая организованность, отсутствие четкого алгоритма урока;
- медленный темп работы, много постороннего шума;
- несистематичность требований, неуверенность учителя в общении;
- плохо налажены контроль и проверка знаний.
Портрет педагога-либерала:
- конформность, зависимость от мнения окружающих;
- импульсивность, эмоциональная неустойчивость;
- низкая проницательность, при этом может проявляться сентиментальность и простота в общении.
«Чистые» стили в практике встречаются редко. Наиболее распространены смешанные типы: авторитарно-демократический и либерально-демократический. Осознанное использование стилей руководства, их гибкая смена в зависимости от педагогической ситуации и особенностей коллектива являются залогом не только академических успехов учащихся, но и их позитивного личностного развития. Демократический стиль, будучи наиболее сложным в реализации, создает оптимальные условия для формирования ответственной, инициативной и критически мыслящей личности.