freepik.com

Нижеизложенные принципы позволяют активизировать познавательные процессы учащихся, сэкономить время и силы и добиться прочных результатов в обучении.

  1. ПРИНЦИП ПРЕЕМСТВЕННОСТИ

Новые знания должны опираться на уже имеющийся у ребенка опыт.

Связывайте темы в начальной школе с житейскими знаниями ребенка, в средних классах — с базой, полученной в начальной школе, и т. д.

  1. ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ

Ученики должны понимать материал, а не заучивать его механически.

    • Четко обозначайте цель каждого задания.
    • Показывайте практическую пользу знаний: где это применяется в жизни, технике, для здоровья.
  1. ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ

Учебный процесс должен быть построен так, чтобы ученики были не пассивными слушателями, а активными участниками.

Значительно увеличивайте долю самостоятельной и практической работы на уроке вместо монолога учителя.

  1. ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ

«Живое созерцание» и образное подкрепление словесных объяснений значительно повышают эффективность усвоения.

Используйте три вида наглядности:

    • предметную (настоящие предметы, опыты, экскурсии);
    • изобразительную (макеты, схемы, фильмы, презентации);
    • словесную (яркая, образная речь учителя, вызывающая конкретные представления).
  1. ПРИНЦИП ОПТИМАЛЬНОЙ ТРУДНОСТИ

Задание должно быть посильным, но требующим усилий.

    • Слишком простое → потеря интереса.
    • Слишком сложное → ощущение безнадежности.
    • Оптимум: задание посильно, но «дразнит» самолюбие и заставляет думать.
  1. ПРИНЦИП ПРОГРЕССИРОВАНИЯ ТРУДНОСТИ

Постепенное усложнение учебного материала — условие развития.

Плавно переходите от простого к сложному, постоянно немного повышая «планку» оптимальной трудности, чтобы поддерживать интерес и стимулировать рост.

  1. ПРИНЦИП ПОДКРЕПЛЕНИЯ

Ученик должен видеть, что его усилия замечены и оценены.

На практике:

    • Вербально и невербально показывайте, что видите его старания.
    • Своевременно давайте обратную связь: что правильно, а где ошибка.
    • Используйте поощрение и похвалу для формирования уверенности и положительного отношения к учебе.
  1. ПРИНЦИП ПРОЧНОСТИ (СИСТЕМАТИЧНОСТИ)

Без повторения и закрепления знания стираются.

Регулярно повторяйте и применяйте пройденный материал, прежде чем двигаться дальше. «Повторение — мать учения».

  1. ПРИНЦИП ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА

Необходимо действенное внимание к каждому ученику с учетом его уровня подготовленности и индивидуальных особенностей.

    • Задача: не шаблонный подход, а разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий.
    • Осторожно! Не сводите индивидуализацию только к делению на «сильных» и «слабых». Внутри любой группы ученики остаются разными.
    • Создавайте на уроке разноуровневые задания, чтобы каждый ученик работал в зоне своего ближайшего развития.

Успешное обучение — это системное и гибкое применение в ежедневной работе с классом и каждым учеником в отдельности.

13 просмотров