freepik.com

Относиться к ученикам безоценочно трудно, так как профессиональные обязанности предполагают постоянное оценивание их знаний и поведения. Важно осознавать и отслеживать свои автоматические модели поведения, чтобы избежать предвзятости и несправедливости в общении с разными детьми.

Исследователи выделяют следующие типы учеников.

  1. Ученики-«отличники» (гордость учителя)

Педагог склонен постоянно хвалить таких учеников, ставить их в пример, оправдывать их редкие неудачи. Это может привести к тому, что у ребенка разовьются эгоистичность, заносчивость и излишняя самоуверенность. Главная опасность состоит в том, что они не приобретают опыт преодоления серьезных трудностей.
Рекомендация. Создавайте для них «вызовы», давайте более сложные, нестандартные задания, которые требуют интеллектуальных усилий и допускают право на ошибку. Учите их конструктивно воспринимать критику и помогать одноклассникам.

  1. Способные, но «трудные» ученики

Из-за недисциплинированности и ненадежности учитель легко «переводит» таких учеников в разряд проблемных. Это может загубить развитие одаренной личности и привести к регулярным конфликтам.
Рекомендация. Отделяйте личность и способности ученика от его поведения. Покажите, что цените его ум, но при этом четко и последовательно обозначайте границы допустимого. Помогите ему направить энергию в конструктивное русло (проекты, олимпиады, руководство группой).

  1. Послушные, но «малоспособные» ученики

Педагог проявляет симпатию, снисхождение и заранее не ждет от них больших успехов. В результате ученики привыкают к слабым результатам и теряют мотивацию стремиться к лучшему.
Рекомендация. Проявляйте веру в их силы. Создавайте для них ситуации успеха, хвалите за конкретные достижения и усилия, а не просто за послушание. Покажите, что вы ждете от них прогресса, и окажите поддержку в его достижении.

  1. «Проблемные» ученики (постоянные конфликты)

Преобладают методы давления — выговоры, угрозы, демонстративное недоверие. Успехи таких учеников игнорируются или воспринимаются с подозрением. Это приводит к углублению проблемности и закреплению негативной роли в классе.
Рекомендация. Попытайтесь найти причину конфликтного поведения и установить хотя бы минимальный позитивный контакт. Публично отмечайте малейшие успехи и старания таких учеников. Обращайтесь к ним за помощью в тех сферах, где они могут проявить себя позитивно.

  1. «Невидимки» (ученики на периферии внимания)

Обезличенный подход, когда учитель редко обращается к ученику и почти не помнит о его особенностях. Это порождает ответное недоверие, пассивность и конфронтацию.
Рекомендация. Проявите осознанное внимание. Запомните имя ученика и используйте его. Задавайте ему прямые, но доступные вопросы на уроке. Найдите повод для неформального общения, чтобы узнать о его интересах. Дайте ему понять, что вы его видите.

Наши стихийные реакции на разные типы учащихся могут невольно закреплять негативные сценарии. Индивидуальное отношение к каждому ребенку важно для его развития и благополучия в школе.

13 просмотров