Каждое зерно, которое попадает на наш стол, проходит долгий путь – от посева до сбора урожая, от мельницы до полок магазинов. Этот процесс требует усилий множества людей: фермеров, агрономов, инженеров сельскохозяйственной техники, а также логистов, которые обеспечивают доставку зерна. Производство зерновых играет важную роль в жизни нашей страны, помогая не только накормить население, но и укрепить экономику.
Расскажите ребёнку, откуда берётся хлеб, который он ест. Возможно, у вас есть воспоминания о поездках на дачу или в деревню, где вы наблюдали, как растёт пшеница или другие зерновые культуры. Обсудите вместе, как эти продукты превращаются в хлеб, каши и муку.
Кроме того, можно рассказать о важности профессий, связанных с сельским хозяйством. Это поможет ребёнку осознать значимость труда людей, работающих в этой сфере, и, возможно, заинтересует его будущими перспективами в агропромышленном секторе.
Вопросы для обсуждения в зависимости от возраста:
Для младших школьников:
- Как ты думаешь, откуда берётся хлеб?
- Кто работает на полях и как собирают урожай?
- Ты когда-нибудь видел, как растёт пшеница или рожь?
Для средних школьников:
- Почему зерно так важно для населения страны?
- Почему фермеры используют машины для уборки урожая, а не делают всё вручную?
- Что нужно, чтобы стать фермером или агрономом?
Для старших школьников:
- Как сельское хозяйство влияет на экономику страны?
- Какие инновации могут улучшить производство и переработку зерна?
- Как технологии будущего могут изменить агропромышленный сектор?
Предлагаем вам тематическую подборку мультфильмов, фильмов и книг для детей разных возрастов.
Книги
Для дошкольного и младшего школьного возраста
Ракитина Е. Семь ворот на огород. Методическое пособие для взрослых. Для чтения взрослыми детям. М.: ООО “Печатная слобода”. 2013.
В книге раскрываются истоки и интересные факты земледелия и выращивания огородных культур. Главы книги посвящены семейству бобовых, пасленовых, корнеплодам, семействам луковых, тыквенных, пряностям и зелени. В книге вместе с фактами истории мирового и российского земледелия приводятся пословицы и поговорки разных народов мира о земледелии и труде на земле, в оформлении использованы репродукции всемирно известных скульптур и картин, большая часть из которых изображает и детей в том числе.
Вопросы для обсуждения:
- Как ты думаешь, почему на Руси землю называли “матушкой”?
- На каком из растений придумали писать своеобразные письма индейцы Перу?
- Какие лекарственные растения можно найти почти на любом огороде?
- Какие растения есть на гербах разных государств, городов? Что тебе известно об этом? Попробуй найти три герба где есть растения и подумай, какие это растения и почему они там появились?
Паустовский К. Теплый хлеб. В Кн.: Паустовский К. Заячьи лапы. Рассказы и сказки. -М.: Детская литература. 2000. – 192с. С.95-107.
Трогательная и светлая история о том, что значит хлеб в жизни человека. Оказывается, что неприветливый мальчик Филька получил свое прозвище не зря, на все он отвечал другим “Ну тебя”. С такими-то словами он дал корку хлеба голодной лошади, вылеченной мельником Панкратом после ранения. Но не дал, а кинул в сугроб, с тем чтобы лошадь отправилась эту корку искать. Только, как оказалось, нельзя так с хлебом обращаться. И с лошадьми. И с людьми. После такого злого и некрасивого поступка настали морозные дни в селе, да такие сильные, что вода замерзла, река не могла работать на мельничные жернова, зерна остались, а муки не смолоть и хлеба не испечь и не наесться ни одному человеку в селе. Понял тогда Филька, что исправлять надо свои некрасивые поступки. Собрал ребят, упросил их помощи и пошли они лед на реке колоть, а тут и весной повеяло, теплый ветер принес облегчение, мороз ушел, а мельница стала работать.На все село из каждого дома повеяло запахом теплого хлеба, вкуснее которого ничего на свете нет.
Вопросы для обсуждения:
- Как ты думаешь, это сказка или такая история могла произойти на самом деле?
- Будет ли после этой истории Филька говорить “Ну тебя”?
- Почему нельзя бросаться хлебом, хотя бы и черствой коркой?
- Давай представим, что мельник Панкрат сам один пошел колоть лед, не ожидая Фильку, что было бы? Мороз бы исчез?
- Почему именно Филька должен был договариваться с ребятами и идти на реку?
Для среднего школьного возраста
Алмазов Б.А. Наш хлеб. Научно-художественная книга. Для среднего и старшего школьного возраста. – Л.: Дет.лит., 1985. – 207с.
Удивительные факты из истории нашей страны, связанные с хлебом, например, история с половиной буханки хлеба для В.И.Ленина от солдата, можно узнать знакомясь с содержанием издания. Не меньший интерес у читателей вызовет и амбарная война, которая не прекращается в истории земледелия никогда. А как важны трудолюбивые, ответственные и увлеченные люди в деле выращивания пшеницы, изготовления хлеба, его сбережения можно узнать практически на каждой странице этой книги. Книга эта не только для чтения – в ней содержатся идеи экспериментов, которые может проводить с зерном каждый читатель и наглядно убеждаться во всех тех тезисах, что утверждает наука о земледелии.
Вопросы для обсуждения:
- Борис Алмазов утверждает, что и в прошлом, и в будущем поле пшеницы будет требовать от человека “Трудов, заботы и любви”! А что ты думаешь об этом? Может быть достаточно просто роботов-комбайнов, например?
- Давайте попробуем перечислить названия изделий, которые выпекают из муки и которые служили раньше или служат сейчас синонимом слово хлеб. Сколько таких получилось до того, как ты познакомился с книгой? А сколько после?
- Много блюд можно приготовить из хлеба. Если никогда не пробовал такие, то рецепты тебе в помощь на страницах книги.
- Попробуй назвать три причины, почему к хлебу у любого народа, и тем более у русского народа, как написано в книге, особе, уважительное отношение?
Митяев А.В. Ржаной хлебушко – калачу дедушка: рассказы / А.В.Митяев. – М.: Издательство “Мелик-Пашаев”, 2017. – 56с.
В книге раскрывается путь зерна – как, кто и когда создает хлеб, лежащий на нашем столе. В поле зрения автора и древняя история – как выращивалось зерно в доисторическую эпоху, и период российской истории, когда крестьянские бунты означали нехватку хлеба у широких слове населения, и то, как горек хлеб во времена Великой Отечественной войны. Автор – участник и свидетель того, каким непосильно тяжелым трудом женщинам и детям доставалось выращивать хлеб в самые тяжелые годы ХХ века. Удивительно точно и ярко описывают хлеб и труд, с ним связанные русские пословицы и поговорки, в великом множестве и разнообразии представленные в книге. Отдельного внимания заслуживают в книге сюжеты об этапах и содержании полевой работы хлеборобов, читатель узнает чем плохи пылинки, что значит “поле на отдыхе” и “тесто на отдыхе”, и как быть и жить человеку в согласии с природой.
Вопросы для обсуждения:
- Почему автор назвал хлеб, посеянный женщинами и детьми в период Великой Отечественной Войны горьким?
- Как ты понимаешь пословицу “поля словами не засевают”?
- Сможешь отгадать загадку “Стоит Андрюха, набитое брюхо”? (Амбар с зерном)
- Какие приметы ты уже знали или слышал от своих родных или из книг про урожай и хлеб, а какие услышал впервые из этой книги?
- Как ты думаешь, поему более 2000 лет люди охраняют и берегут памятник древнеримскому пекарю Эврисаку?
Когда каравай родится. Сборник. Ред. Хохлова Л.И. – Ставрополь, 1985г. 55с.
Книга подходит как для младшего, так и для среднего школьного возраста. Содержит стихи, сказки, притчи, рассказы, поэму советских писателей о хлебе и его значении в жизни человека. Ряд произведений переведен с национальных языков народов России. Ярко, увлекательно и наглядно представлен процесс выращивания зерна и место хлеба в повседневной жизни людей, культуре и общении. Содержание книги привлекает внимание к природе и сельскохозяйственным практикам, развитым в Ставропольском крае и на Кубани, речь идет и о горах, и о реках, и о районах, в которых путь зерна непрост, но чрезвычайно интересен. Читателю откроют для себя труд комбайнера, хлебороба, машиниста, агронома.
Вопросы для обсуждения:
- Почему Эльбрус отказался поворачивать реки в сторону посевов? Он почему-то говорит, что это могут сделать люди. Как ты думаешь, о чем идет речь? Могут ли люди поворачивать реки и если да, то для чего и как они это делают?
- Попробуй составить словарь прилагательных, которыми авторы сборника описывают пшеницу. Сколько слов в этом словаре? А какое отношение к пшенице в этих словах проявляют люди?
- Что испытывает герой рассказа “Степной корабль” , когда подходит хлебная страда? Почему у него такие чувства возникают в эту пору?
- В рассказе “Владей и помни” что дед передает внуку?
Для старшего школьного возраста
Сеятели и хранители (в двух книгах. Кн.2): Очерки об известны агрономах, почвоведах, селекционерах, генетиках, экономистах – аграрниках; отрывки из документов, научных статей, воспоминаний. – М.: Современник, 1992. – 527с.
Издание посвящено рассказам о судьбах знаменитых ученых, исследователей и практиков, составивших честь и славу советского и российского сельского хозяйства. Биографии таких людей как Мичурин, Тимирязев, Вавилов, Чаянов, Мамонтова были не простыми. Препятствия, которые они преодолевали на своем жизненном пути, носили экономический, политический, идеологический характер. Но любовь к земле, уважение к природе, понимание значимости сельского хозяйства в жизни общества придавали силы, упорство, уверенность и энергию великим исследователям. Результатами их труда люди пользуются и сегодня, а будущее науки и общества во многом строится на их открытиях и достижениях.
Вопросы для обсуждения:
- В.Н.Мамонтова вывела уникальный сорт пшеницы в тяжелые военные годы. Она писала “Мое единственное дитя – пшеница”. Не кажется ли такое выказывание преувеличением? Или к пшенице и вправду можно относиться как к детищу?
- Сборник статей К.А.Тимирязева, изданный в 1920 году назывался “Наука и демократия”. Как ты думаешь, почему? Какую связь можно увидеть между этими понятиями, если занимаешься сельским хозяйством в голодные революционные годы в Советской России?
- Почвовед В.В.Докучаев занимался исследованием русского чернозема. Как сегодня его называют Какое его второе имя? А почему?
- Попробуй назвать общие качества героев этой книги, ведь жили они в разные эпохи, и занимались различными темами в науке и практике, кто-то почвами, кто-то селекцией, кто-то открывал фотосинтез. Что же общего в них как в людях?
Энциклопедический словарь юного земледельца
/ Сост. А.Д.Джахангиров, В.П.Кузьмищев. – М.: Педагогика, 1983. – 368с.
Красочное, научно-популярное, написанное высокопрофессионально и одновременно увлекательно для старшеклассников издание может быть использовано в профориентационной работе, подготовке проектов и докладов, стать источником дополнительной информации о том, как развивалось и совершенствовалось земледелие, растениеводство, агротехника. Читатели познакомятся с тем, что такое целина, комбайн, сеялка, сортами пшеницы и понятиями урожайность, злаки и др. В словарь есть целый ряд статей о великих агрономах, зоотехниках, растениеводах, одним словом о людях, которыми гордится наша страна.
Вопросы для обсуждения:
- В книге “Жатва жизни”, изданной в конце ХIX века, автор утверждает “… мы можем сделаться владыками жизни только тогда, когда мы будем считаться с природой”. Как ты думаешь, эти словами актуальны сегодня? Попробуй привести пример, когда люди в ХХ или XXI веке считались с природой в своих действиях и пример, когда люди этого не сделали. Что ты об этом думаешь?
- На твой взгляд, можно ли в сельском хозяйстве выбрать более или менее тяжелый труд? Например, в сеять легче чем убирать пшеницу? Или растить картофель легче, чем пшеницу? Или труд в сфере сельского хозяйства легким быть не может?
- Давай представим перспективы развития сельского хозяйства. Как ты считаешь, возможно ли что однажды человека на поле пшеницы полностью заменит робот, автомат, искусственный интеллект?
Фильмы / Мультфильмы
Мультфильм «Дудочка и кувшинчик», 1950, сказка, 10 минут, режиссёр Виктор Громов, 0+
В мультфильме девочка Женя не очень хотела трудиться – нагибаться, заглядывать под листочки на ягодном поле и собирать ягодки в кувшинчик, они почему-то сами в кувшинчик не прыгали. Мудрый гриб-лесовик сумел научить девочку Женю старанию, терпению и усердию. А помогла ему в этом волшебная дудочка, которую он давал девочке в обмен на кувшинчик.
Мультфильм учит справедливости и усердию, ярко иллюстрирует поговорку «Без труда не вытащить и рыбку из пруда».
Вопросы для обсуждения:
- Кто в мультфильме проявлял трудолюбие? Сможешь перечислить всех, кто трудится среди героев?
- Как по твоему мнению, справедливо ли гриб назвал девочку лентяйкой?
- А как получилось, что Жене удалось набрать полный кувшинчик без дудочки? Это волшебство или какие то другие обстоятельства Жене помогли справиться?
Мультфильм «Так сойдет», 1981, приключения, 10 минут, режиссёр Юрий Прытков, 0+
Мультипликационный фильм, в котором Заяц – «мастер на все руки» – пытается помочь всем, кто трудится: и черепицу на крышу кладет, и стул починить может и много чего еще… А когда те, кому он помогал обнаруживают, что все сделанное им сделано очень и очень плохо, Заяц отвечает: «И так сойдет». Мультфильм учит зрителей ответственно, внимательно и старательно выполнять работу, за которую берешься.
Вопросы для обсуждения:
- Встречал ли ты таких мастеров, как заяц, которые говорят о своей работе «И так сойдет»?
- А сам ты так оцениваешь то, что сделал? Домашнюю работу, помощь по хозяйству?
- Как ты думаешь, как дальше будет поступать Заяц? Продолжит ли он работать под девизом «так сойдет» после встречи с портным? Если нет, то почему?
Мультфильм «Нехочуха», 1986, детский, 9 минут, режиссёр Юрий Бутырин, 0+
Главный герой не хотел одеваться, идти в магазин, убирать за собой в комнате и все его мечты были только о том, чтобы вся жизнь состояла из удовольствий. А все, что не приносило удовольствие немедленно, вызывало у него только одну ответную реакцию – слово «не хочу». Попав в сказочную страну, где все необходимое делали роботы, главный герой и там не захотел остаться. А все потому, что увидел в кого превратиться, если будет знать только одно слово «не хочу». Вернувшись из сказочного в настоящий мир, он заявил своей бабушке – что есть слово “надо” и стал действовать совершенно по другому.
Мультфильм предлагает зрителю сделать выбор между «хочу» и «надо» в пользу необходимого.
Вопросы для обсуждения:
- Бабушка говорит герою, что он должен помогать. А как ты думаешь? Должен ли ребенок помогать взрослым по дому?
- Хотел бы ты оказаться в такой же стране как и главный герой, где есть только удовольствия?
- Как ты думаешь, есть что-то общее между тобой и главным героем? Как часто ты похож на него своим поведением?
- Что напугало главного героя? Почему он не захотел стать как «Великий Нехочуха»?
Мультфильм «В стране невыученных уроков», 1969, короткометражный детский сказочный мультфильм, 19 минут, режиссер Юрий Прытков, 0+
Витя Перестукин, с трудом заставляя себя делать уроки, каждую задачку решает наугад по принципу «и так сойдет». В роли учителя для Вити выступает говорящее радио, которое сообщает, что у мальчика нет характера, а если его нет, то нужно характер воспитывать, бороться с трудностями и иметь волю. Витя говорит, «что боролся бы с трудностями, да где ж их взять». И в злости на школьные задания он бросает тетради и учебники на пол, мгновенно оказавшись в волшебном мире вместе со своим котом. Все в этом мире наперекосяк, воплощена каждая ошибка, совершенная Витей при решении домашнего задания. И чтобы справиться с трудностями и выбраться из волшебного мира, мальчику предстоит правильно выполнить уроки.
Эта сказка учит пониманию того, как важно обретать знания и уметь ими пользоваться, воспитывает умения быть честным и трудолюбивым. Показывает, что выход есть из любой ситуации, стоит лишь хорошенько подумать.
Вопросы для обсуждения:
- Чему нас учит сказка?
- Осознал бы Витя свою лень, если бы ему не помогло говорящее радио? Бывает такое, что нам нужно, чтобы со стороны сказали о каких-то наших недостатках? Почему?
- Какие качества были у Вити до приключений в волшебной стране? А какие качества он обрел после них?
Мультфильм «Вовка в тридевятом царстве», 1965, приключения, 19 минут, режиссёр Борис Степанцев, 0+
Мультфильм повествует о приключениях Вовки, которому не хватило знаний, трудолюбия и усердия следовать девизу «Сделай сам». Героя захватили мечты о царской жизни, в которой, как казалось Вовке, трудиться, учиться, стараться ни в чем не нужно, поскольку все за царя делают другие. Однако в путешествии в сказочную страну Вовка обнаружил, что это совершенно не так. В мультфильме использованы фрагменты сказок А.С.Пушкина.
Вопросы для обсуждения:
- Царь поет «Крашу я заборы, чтобы тунеядцем не прослыть». Как вы думаете, почему царь не хотел быть тунеядцем?
- Если не трудиться, то из чего будет состоять жизнь царя? Что он об этом сказал Вовке?
- Чего не хватило «двоим из ларца»? Почему Вовка их прогнал?
- Какой главный урок получил Вовка в путешествии?
- Как называлась книга, которую Вовке посоветовали в самом начале мультфильма?
Фильм из цикла «Киноуроки», 2022 автор Елена Дубровская «Чистодей», 0+
В фильме рассказывается о многодетной семье, в которой труд, идеи, старание, уважение и прилежность являются абсолютной ценностью для каждого члена семьи – от пожилого дедушки, до юных внуков, обучающихся в начальной школе.
Фильм заставляет зрителя задуматься над смыслом фразы «работать над собой», быть честным, трудолюбивым, уважать труд в любой профессиональной области деятельности.
Вопросы для обсуждения:
- София спрашивает Офелию: «А разве работать только ради денег?» Если бы вам задали такой вопрос, то каким бы был ваш ответ?
- Дедушка Софии говорит что труд сделал человека человеком. Разделяете ли это мнение? Аргументируйте свою позицию.
- Как вы понимаете слова «труд над самим собой»? Есть ли у вас опыт такого труда над самим собой?
Цикл документальных фильмов «PROБЫТЬ. Ремесленные мастерские», 2021, 12+
20 серий длительностью от 14 до 17 минут, раскрывают тайны народных ремесел, воспевают трудолюбие, мастерство, старание и усердие человека в деле. Интересные диалоги, активные ведущие и тайны сохранения ремесел в культуре народов России – все это в полной мере присутствует в каждом ролике.
Видеоматериалы раскрывают ценность труда, настойчивости, старания и духовной связи жизни человека с делом жизни.
Вопросы для обсуждения:
- Герои фильмов – профессионалы, а откуда рождается профессионализм? Это врожденное?
- Сможете перечислить качества, которые объединяют героев? Трудятся они над разными вещами, а что у них общего?
- Что отличает профессионала от любителя?
- Как вы считаете, можно ли достичь абсолютного профессионализма и перестать совершенствоваться в своем деле?
Кинофильм «По щучьему велению», 2023, фэнтези, приключения, 115 минут, режиссёр Александр Войтинский, 6+
Однажды добродушный, но ленивый Емеля, сын кузнеца, выловил из проруби щуку, да не простую, а волшебную. Этот красочный семейный фильм повествует о приключениях на пути Емели, героя знаменитой сказки. Случилось Емеле поймать в реке щуку, да не простую, а волшебную. Щука та могла исполнить три желания, обернувшись простой девушкой Василисой. Спустил Емеля два желания на ветер, третье же решил пока сберечь. Появилась у Емели цель заветная – жениться на царской дочери Анфисе. По плечу ли Емеле завоевать сердце царевны без магии? Фильм учит ценить и уважать тех, кто рядом, показывает яркий пример дружбы, поддержки, отваги и творческого подхода к любой ситуации.
Вопросы для обсуждения:
- Какие качества помогли Емеле пройти 1-е испытание?
- Отец сказал Емеле, что видит его не глазами. Что он имел в виду?
- В какой момент Емеля осознал меру ответственности за свои поступки?
- Что помогло Емеле смог пройти испытания?
- Какие качества обрел Емеля в ходе приключений?
- Чему нас учит пример Василисы?
Киноурок «Пять дней», 12 минут, режиссер Елена Дубровская, 0+
Переехав в новый город, Красногорск, Максим думал, что заживет спокойно и тихо, никто ему не будет мешать и он никого не будет трогать, но случайная встреча с Машей изменила всё. Он и подумать не мог, что один человек может сделать столько в этой жизни и от него может многое зависеть! Что дружба и помощь другим так важны в этой жизни. За 5 дней полностью меняется жизнь Максима, он находит новых друзей, участвует в жизни города и помогает людям.
Киноурок учит отзывчивости, показывает пример доброты, бескорыстия, смелости быть собой.
Вопросы для обсуждения:
- Сравнивал ли ты себя с героями этого фильма? С кем именно? Почему?
- Почему Маша уверена в Максиме с первых минут знакомства?
- Догадывается ли Маша, какое влияние оказала на Максима и его отношение к миру?
- Согласны ли вы с утверждением , что жизнь приносит счастье и удовлетворение в тех случаях, когда ты сам в ней активно участвуешь и делаешь что-то полезное для других? Давайте порассуждаем на эту тему.
Фильм проекта «Российское общество «Знание»» «Россия XXI век. Сельское хозяйство», документальный, 26:40, режиссёры-постановщики Андрей Федоров, Алена Нупрейчик, 6+
https://vk.com/video-135454514_456246061
Как выглядит современное сельское хозяйство? Что означают слова «умное сельское хозяйство»? Наша страна стала крупнейшим в мире экспортером пшеницы и вторым по величине производителем зерновых и семян подсолнечника. Что и кто ей помогли на пути к успеху? Об этом и многом другом в данном фильме.
Вопросы для обсуждения:
- В фильме звучат слова: «Все начинается с земли». Как вы понимаете значение этих слов?
- Перечислите основные достижения нашей страны в сфере сельского хозяйства. Благодаря чему это оказалось возможно?
- Какими навыками, знаниями и умениями должен обладать современный земледелец?
- В чем состоит ценность этого фильма? Важно ли говорить на тему современного сельского хозяйства? Почему?
- Почему именно в России возможны такие высокие результаты в сфере сельского хозяйства?
- О каких сферах сельского хозяйства и регионах его реализации вы узнали из этого фильма?
- Что означает словосочетание «умное сельское хозяйство»?
Кинофильм «Деревенская история», 1981, драма, 84 минуты, режиссёр Виталий Каневский, 12+
В сложное переплетение событий попадает главный герой картины – молодой тракторист Григорий Горелов. Больше всего Гриша мечтает о счастье тружеников своего села. Он уверен в том, что нет ничего важнее вовремя засеянной земли, которая даст урожай и накормит каждого. Однако не обойдется и без «палок в колеса»… Справедливость и честность против корыстной выгоды – что же одержит верх?
Вопросы для обсуждения:
- Что мы понимаем о героях фильма из самой первой сцены с лосями?
- Перечислите качества, которыми обладает Гриша. Хотелось бы вам иметь такого друга? Знаете ли вы похожего человека в реальной жизни?
- Гриша говорит: «Работа на земле – это мое кровное». Как вы понимаете значение этих слов?
- В фильме люди, работая, напевают. О каком настрое на труд это говорит? Как с таким настроем работается? Какие могут быть результаты при таком настрое?
- Почему Григорий взялся за столь сложное поле, что им двигало?
- Напишите сочинение, взяв за тему одну из цитат из фильма: «Работа на земле – это сон кровное»; «Большое дело и человека делает большим»; «Была бы работа по душе, а трудная, легкая – значения не имеет»;
- Что отличает Гришу от других? Например, почему он пощадил березки?
- Почему Григорий отказался от должности механизатора?
- Вдохновил ли вас фильм на что-нибудь?
С дополнительными материалами урока можно ознакомиться на сайте проекта.