Куклы – лучшие помощники в воспитании. Именно через них ребёнок познает мир, законы человеческих взаимоотношений, получает опыт общения с внешним миром. С одной стороны, они развлекают, а с другой – помогают ребёнку построить и выразить свой внутренний мир, развивают фантазию, воображение и речь. Через куклы в сознание ребёнка встраиваются представления об эстетике, усваиваются базовые культурные и социальные установки, развиваются способности к моральным суждениям.
Взглянуть на куклы по-новому поможет театр марионеток. Это – прекрасный инструмент для:
- обучения правилам поведения;
- объяснения сложных нравственных вопросов;
- передачи важных социальных и моральных норм.
Специалисты Института воспитания рекомендуют родителям привлекать кукол к воспитанию по нескольким причинам.
Игровая форма. Игра для детей – привычное и естественное занятие, через неё дети:
- знакомятся друг с другом;
- проявляют основные качества своего характера;
- узнают окружающий их мир и его правила.
Поэтому эффективнее всего преподносить детям информацию в игровой форме. Например, в кукольном театре дети воспринимают спектакль не как урок в школе, а как весёлое развлечение, поэтому информация воспринимается лучше.
Ценность правил. В кукольном театре дети воспринимают правила как естественную часть игрового мира, поэтому выводы, которые делают герои, становятся значимыми и для маленьких зрителей.
Комфорт и безопасность. Атмосферу в кукольном театре не передать словами: герои улыбаются, зрители хохочут и веселятся. Комфортная и безопасная среда снижает тревогу и страх, позволяя детям лучше воспринимать информацию.
Доступная речь. Простой и понятный язык, на котором говорят куклы в спектаклях, позволяет донести информацию доступно. Лаконичные и чёткие формулировки помогают детям легче запомнить новые знания.
Сопереживание. Во время спектакля дети привязываются к кукольным героям: вместе с ними тревожатся и боятся, радуются и смеются. Эмоциональная вовлечённость позволяет детям лучше усвоить новые знания.
Внимательность. Яркие и забавные куклы привлекают внимание детей, удерживая их интерес на протяжении всего действия. Таким образом дети учатся концентрироваться и оценивать произведение целостно.
Удержание внимания. Короткие и динамично сменяющиеся сюжеты удерживают внимание детей и превращают обучение в интересный и увлекательный процесс.
Развитие эмпатии. Во время постановки дети идентифицируют себя с кукольными персонажами. Это сравнение способствует более глубокому усвоению информации, исследованию и освоению различных аспектов своего поведения и эмоций.