У русского языка богатая история. С одной стороны, русский язык формировался в народе, но с другой стороны, на него влияли мыслители разных эпох: Г.Р. Державин, М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин.
А.С. Пушкин считается основателем русского литературного языка, именно поэтому в годовщину его дня рождения принято говорить о русском языке. А.С. Пушкин вернул в литературный язык народные слова, поэтому литература стала доступной для понимания простым людям. Своими литературными произведениями А.С. Пушкину удалось охватить обширную аудиторию: его читал как простой народ, так и дворяне, вхожие в императорский дворец.
Современным взрослым и детям также могут быть интересны произведения великого писателя, ведь в них затрагиваются темы, волнующие людей во все времена. Произведения А.С. Пушкина читаются легко благодаря простоте, ясности и красоте его языка. Кроме того, его язык обладает музыкальностью и ритмом, что придаёт произведениям особую привлекательность и делает их приятными для чтения вслух.
О чем говорить?
Основная задача занятия: формирование интереса к изучению русского языка и чтению.
Вы можете начать разговор о русском языке с обсуждения его истории. Поделитесь интересными фактами о происхождении и развитии русского языка.
Обсудите с ребёнком, что хорошее владение языком помогает понимать и быть понятыми. Когда мы говорим грамотно, мы передаем свои мысли точнее и яснее. Расскажите, как правильно выбранные слова могут помочь договориться с друзьями, выразить свои чувства или рассказать интересную историю. Поговорите о том, как чтение помогает познакомиться с новыми словами, выражениями, что расширяет словарный запас и обогащает язык.
Предлагаем вам вместе изучить биографию А.С. Пушкина, которая невероятно интересна благодаря его родословной, образованию, великому литературному таланту и участию в общественной и культурной жизни.
Прочитайте с ребёнком небольшие отрывки из стихов или сказок Пушкина. Обсудите, какие чувства вызывают эти тексты, какие образы они представляют и какие мысли они пробуждают.
Вопросы, которые можно обсудить с детьми, в зависимости от возраста:
Учениками младшей школы
Случалась ли с тобой такая ситуация, когда тебе не хватало слов, чтобы выразить свои мысли и чувства?
Почему для развития речи важно читать книги?
Какие герои из сказок А.С. Пушкина тебе нравятся больше всего? Почему?
Учениками средней школы
Какие преимущества в общении может приносить умение говорить правильно и чисто?
Какие есть способы для улучшения речи, пополнения словарного запаса?
Какие произведения А.С. Пушкина произвели на тебя наибольшее впечатление?
Учениками старшей школы
В чем заключается сила слов и почему они так важны для понимания мира?
Как ты думаешь, почему произведения А.С. Пушкина до сих пор актуальны?
Как грамотная речь может повлиять на успешность в учёбе, работе, коммуникации?
Предлагаем вам тематическую подборку мультфильмов, фильмов и книг для детей разных возрастов.
Книги
Л. Пантелеев «Буква “ты”» (из книги Барто, Драгунский, Берестов «Рассказы и стихи про школу» – стихи и рассказы, Эксмодетство, 2023, 208 с., 0+)
«Буква “ты”» – это рассказ, в котором девочка Иринушка учит буквы вместе с учителем. Иринушка – большая умница, но однажды возникает проблема: чего не может она понять, так это загадочную букву «я». Но, к счастью, терпеливый педагог поможет Иринушке и эту мудреную букву выучить.
Вопросы для обсуждения:
- А были ли у тебя непонятные буквы? Как ты смог/ла их выучить?
- Легко ли быть учителем? Давай порассуждаем на эту тему.
Валентина Осеева «Волшебное слово» – сказки и рассказы, Малыш, 2020, 128 с., 0+
С чего начинается доброта сердца? С доброй мысли и доброго слова. О волшебной силе слов и поступков, об отношениях между ребятами и взрослыми.
Вопросы для обсуждения:
- Старичок поведал Павлику волшебное слово, которое поможет договориться с окружающими. Помнишь, что это за слово? Как ты думаешь, почему оно называется волшебным?
- Почему в рассказе «Синие листья» Лена не взяла карандаш у Кати? Как бы ты поступила на ее месте?
- Какой из рассказов тебе понравился больше других? Почему?
Ольга Колпакова «В бесконечность и дальше» – повесть, Пре-пресс бюро Генри Пушель, 2016, 150 страниц, 6+
Милена Зоревна – учительница начальных классов, но очень и очень необычная, практически волшебница. Вместе с учениками она создаёт целую удивительную вселенную. На уроках первоклассники не только учат буквы и цифры, но и знакомятся с происхождением их названий, с историей разных народов, узнают, что такое атомы, что за камень такой – Алатырь и многое другое.
Примечание: для работы с произведением рекомендуем завести специальный альбом для рисования, карандаши, фломастеры и (или) краски, где параллельно с героями можно будет выполнять интереснейшие задания Милены Зоревны.
Вопросы для обсуждения:
- Давай вместе выполнять задания, которые Милена Зоревна даёт своим ученикам. Начнём с рисования цифры «раз». Какого она цвета?
- Какое из заданий М. З. тебе понравилось больше всего?
- «Азбука говорит, что мы должны на Земле не просто расти, есть и спать, а стараться жить, трудиться» – поняла Ладка, изучая алфавит. Как ты понимаешь эту мудрость? Давай порассуждаем об этом.
Александр Сергеевич Пушкин «Евгений Онегин» – роман в стихах, Издательский дом Мещерякова, 272 с., 12+
Бессмертный роман, написанный Александром Сергеевичем Пушкиным, отличается уникальным изложением – поэт изобрел специальную «онегинскую строфу» с четкой структурой и порядком рифм, соблюдаемых на протяжении всего произведения. События охватывают время правления Александра Первого и развитие русского общества в начале 19-го века. По мнению выдающегося русского писателя, публициста и критика Виссариона Белинского «Евгений Онегин» можно смело назвать «энциклопедией русской жизни». Роман ярко иллюстрирует свою эпоху: наряды, пища, быт, атмосфера. Главные герои романа – Онегин и Татьяна – проживают непростой любовный опыт, раскрывая грани своей личности на фоне драматической сословной ситуации того времени.
Вопросы для обсуждения:
- Как думаешь, почему этот роман называют энциклопедией русской жизни? Чем он заслужил такое звание?
- Чувствуешь ли ты отличие слога и звучания стихов в романе от других произведений?
- Почему «Евгений Онегин» считается жемчужиной русского языка?
«Слово о полку Игореве» – поэма, АСТ, 2021, 288 с., 12+
Таинственная, полная литературных загадок и тайн, жемчужина светской литературы русского Средневековья. Через яркие образы и талантливый художественный язык безымянный автор живо передаёт атмосферу и великую драматичную историю Руси – с ее междоусобицами и сложными отношениями с соседями по территории. Книга повествует о походе храброго правителя небольшого Новгород-Северского княжества Игоря Святославича против половцев в 1185 году.
Вопросы для обсуждения:
- Почему Игорь потерпел поражение?
- Какие чувства остались после прочтения «плача Ярославны»?
- Как можно охарактеризовать личностные качества героев: Игоря, Святослава, Ярославны?
- Почему «Слово о полку Игореве» называют жемчужиной русского языка?
Фильмы/мультфильмы
Мультфильм «В стране невыученных уроков», 1969 год, короткометражный детский сказочный мультфильм, 19 минут, режиссер Юрий Прытков, 0+
Витя Перестукин, с трудом заставляя себя делать уроки, каждую задачку решает наугад по принципу «и так сойдет». В роли учителя для Вити выступает говорящее радио, которое сообщает, что у мальчика нет характера, а если его нет, то нужно характер воспитывать, бороться с трудностями и иметь волю. Витя говорит, что боролся бы с трудностями, да где ж их взять! И в злости на школьные задания он бросил тетради и учебники на пол, мгновенно оказавшись в волшебном мире вместе со своим котом. Все в этом мире наперекосяк, воплощена каждая ошибка, совершенная Витей при решении домашнего задания. И чтобы справиться с трудностями и выбраться из волшебного мира, мальчику предстоит правильно выполнить уроки.
Вопросы для обсуждения:
- Чему нас учит сказка?
- Осознал бы Витя свою лень, если бы ему не помогло говорящее радио? Бывает такое, что нам нужно, чтобы со стороны сказали о каких-то наших недостатках? Почему?
- Как Витю изменили приключений в волшебной стране?
Мультфильм «Наш друг Пишичитай», 1978 – 1980 годы, образовательный мультфильм, три выпуска, продолжительностью по 10 минут, режиссер Юрий Прытков, 6+
Красочный советский мультфильм отлично подойдет для дошколят и младших школьников, которые начинают свое знакомство с грамотой. Мультфильм описывает приключения пятилетнего мальчика Коли и его наставника Пишичитая. В каждой серии Пишичитай дарит Коле новую букву и учит ее уважать и правильно применять. Поначалу мальчик обижает буквы, не бережет их, отчего случаются необычные ситуации: так Коля теряет свое имя и становится Олей и посидеть в тени клена уже невозможно – вместо него теперь огромное поле льна. Но в каждой ситуации добрый Пишичитай приходит на помощь и возвращает буквы на свои места, а Коля понимает – каждая буква должна быть на своем месте.
Вопросы для обсуждения:
- Как ты думаешь, ценный ли подарок сделал Пишичитай Коле на день рождения? Почему этот подарок ценен?
- Почему буква «К» огорчилась?
- Давай познакомимся с буквами твоего имени. На что похожа каждая из них? Какие слова могут начинаться с каждой буквы твоего имени? Давай напишем их.
Мультфильм «Сказка о рыбаке и рыбке», 1950 год, детский, фэнтези, 30 минут, режиссер Михаил Цехановский, 0+
Красочная советская экранизация сказки великого русского писателя А.С. Пушкина, к дате рождения которого приурочен День русского языка.
Рисованная мультипликация режиссера Михаила Цехановского экранизирует известную одноименную сказку Александра Сергеевича Пушкина. Жили-были старик со старухой у синего моря. Старик рыбачил неводом, старуха пряжу плела. Тридцать три года прожили они в бедности в своей старой и ветхой землянке. И вот однажды закинул старик невод и поймал рыбку золотую, которая попросила у него человеческим голосом отпустить ее на волю. А в благодарность пообещала исполнить все, чего бы старик не пожелал. Он отправил золотую рыбку на волю без всякого выкупа, но старухе это не понравилось, и она потребовала, чтобы супруг возвратился к рыбке и попросил у нее хотя бы корыто. Желание старика было тут же исполнено: теперь у старухи было новое корыто. Но ей тут же захотелось еще и красивую новую избу… Так начинается эта поучительная история.
Вопросы для обсуждения:
- Как ты думаешь, почему День русского языка приурочен ко дню рождения великого поэта?
- Какими качествами обладала старуха? Как ты думаешь, почему она поступала таким образом?
- Можем ли мы назвать эту сказку поучительной и мудрой? В чем мудрость этой истории?
Мультфильм «Вовка в Тридевятом царстве», 1965 год, фильм-сказка, 19 минут, режиссер Борис Степанцев, 0+
Школьник Вовка, лентяй и озорник, мечтает попасть в мир сказок: ведь там любые чудеса происходят «по щучьему веленью, по моему хотенью», безо всяких усилий. На удачу школьная библиотекарша помогает Вовке осуществить мечту: по инструкциям из книжки «Сделай сам» она создает двойника мальчишки и отправляет его в сказочную страну. Однако там Вовку ждут испытания: оказывается, в сказках тоже многое приходится делать собственными руками – даже царь красит заборы, а юные Премудрые Василисы собираются на слеты по обмену премудростями. Неужели Вовке так и не удастся пожить в свое удовольствие в безделье?
Вопросы для обсуждения:
- Какими качествами обладал Вовка? Как он их проявлял? К каким результатам приводили Вовку его поступки?
- Чему учит Вовку каждая встреча со сказочными героями?
- Почему двое из ларца так напортачили с исполнением желаний? Возможно, Вовка неправильно их сформулировал? Как ты думаешь, как правильно формулировать свои желания?
- Почему важно достигать своих целей именно своим трудом?
Кинофильм «Королевство кривых зеркал», 1963 год, фэнтези, семейный, детский, 75 минут, режиссер Александр Роу, 12+
Советская киносказка «Королевство кривых зеркал» об отважной маленькой девочке, которая спасла целое государство от гнета жуликов и воров, обосновавшихся на царском троне. Однажды непоседливая школьница Оля погналась за своим котом и попала через зеркало в прихожей в Королевство кривых зеркал. В волшебной стране она знакомится со своим отражением, озорной девочкой Яло, а также узнает, как непросто живется здесь бедному люду. В сказочном государстве повсюду кривые зеркала, в которых уродливые кажутся красивыми, старые – молодыми, глупые – умными. Разыскивая кота, девочки становятся свидетельницами ареста зеркальщика Гурда, который отказывается делать кривые зеркала и приговорен за это к смертной казни. Оля и Яло решают во что бы то ни стало спасти мальчика.
Вопросы для обсуждения:
- Полезно ли было Оле взглянуть на себя со стороны?
- Какими качествами обладала Оля в начале картины? Как испытания в волшебной стране повлияли на ее характер?
- Почему Нушрок не выдержал взгляда Оли?
- Почему злодеев звали именно так? Что означают их имена?
- Какие пословицы можно подобрать к этой картине?
Кинофильм «Руслан и Людмила», 1972 год, фэнтези, 149 минут, режиссер Александр Птушко, 12+
Красивая и захватывающая экранизация одноименной сказки великого русского писателя А.С. Пушкина. Масштабные сражения, удивительные костюмы, великолепная актерская игра – все это погружает в мир волшебства и приключений. Злой волшебник Черномор похищает красавицу Людмилу от ее возлюбленного витязя Руслана. Отец Людмилы приказывает своим воинам вернуть единственную дочь, взамен обещая вернувшему Людмилу ее руку и сердце. Теперь Руслан должен опередить соперников и спасти красавицу Людмилу от злых чар, а на пути герою обязательно встретятся помощники и добрые силы.
Вопросы для обсуждения:
- Какими качествами обладал Руслан? Какой пример мы можем с него взять?
- Что помогло Руслану преодолеть все испытания?
- Чему нас учит пример несостоявшейся любви Финна и Наины?
- Какие пословицы можно подобрать к этой сказке?
- Чему нас учит этот фильм?
С дополнительными материалами урока можно ознакомиться на сайте проекта.