Как донести детям ценность профессии и уважение к педагогам и наставникам

При выборе литературы для подрастающего поколения важно учитывать потребности и предпочтения конкретного ребенка: что ему интересно, в каких воспитывающих примерах нуждается, какой герой может стать для него значимым.

Предлагаем вам познакомиться с произведениями Н.В. Гоголя, которые могут быть интересны как взрослым, так и для детям. Они наполнены неожиданными сюжетами, необычными персонажами, тонкой иронией.

О чем говорить?

Основная задача занятия: формирование у детей интереса к литературе и чтению.

Предлагаем вам рассказать ребёнку о том, какие книги вас интересовали в детстве  и как менялись ваши предпочтения в литературе в процессе взросления.

Вопросы, которые можно обсудить с детьми, в зависимости от возраста:

Ученикам младшей школы

  • Какие книги из прочитанных тебе запомнились больше всего? Почему?
  • Какие эмоции вызвала последняя прочитанная книга?
  • Если бы ты мог(ла) стать героем какой-то книги, кем бы ты выбрал(а) быть?

Ученикам средней школы

  • Есть ли у тебя любимые книги? Какие?
  • Как ты думаешь, какие книги тебе будут нравиться, когда ты будешь взрослым?
  • Тебе хотелось бы с кем-то обсуждать прочитанные книги? Какие вопросы возникли у тебя после прочтения последней книги?

Ученикам старшей школы

  • Есть ли у тебя любимый жанр книг? Почему тебе нравятся книги этого жанра?
  • Какая книга заставила тебя задуматься или по-новому взглянуть на что-то?
  • Какие книги тебе бы хотелось порекомендовать своим друзьям и почему?

Предлагаем вам тематическую подборку мультфильмов, фильмов и книг для детей разных возрастов.

Книги

Сборник повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Повесть «Ночь перед Рождеством», 10+

Повесть рассказывает о любви сельского кузнеца Вакулы и красавицы Оксаны, которая обещала выйти замуж, если только жених достанет ей черевички самой царицы. Препятствия на пути к женитьбе кузнец преодолевает успешно, оседлав самого черта, добравшись к царице в Петербург и достав черевички.

Вопросы для обсуждения:

  • Как ты думаешь, смог бы кузнец справиться с заданием невесты, если бы ему никто не помогал?
  • Почему волшебство происходит в ночь перед Рождеством?

Повесть  «Тарас Бульба», 12+

В трагических обстоятельствах развивается сюжетная линия повести. Отец двоих сыновей Тарас Бульба лишается своих детей, вступая в военные действия по защите Родины.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие черты личности Тараса Бульбы ты видишь? В чем они проявляются? Какой главный поступок, на твой взгляд, совершает Тарас Бульба в своей жизни?
  • Можно ли сказать, что главное для сыновей Тараса – это любовь? Если да, то к кому? К чему?
  • Какие правила из жизни запорожских казаков тебе показались применимы к дню сегодняшнему? Есть ли современнику чему поучиться у казаков Запорожской Сечи?

Сборник повестей «Петербургские повести», 12+

Повесть «Шинель»

Акакий Акакиевич Башмачкин, мелкий чиновник из Петербурга, не способный ничего исправить и создать, а только переписывать, обрел и потерял мечту – новую шинель. Это событие, для большинства людей незначительное – покупка шинели, для героя было смыслом и целью существования. Не пережив потери, герой погибает, а шинель становится символом ограниченности и узости человеческого мышления и жизни.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие чувства вызывает в тебе личность Акакия Акакиевича? Может быть, он карьерист, стремящийся к успеху, которому просто не повезло?
  • Почему автор не называет и не уточняет «значительное лицо»? Как ты понимаешь этот замысел автора?

Драматургия

Пьеса «Ревизор», 12+

Одно из самых знаменитых произведений автора, которое ставят на всех театральных подмостках мира вот уже почти 200 лет. По сюжету, в один из уездных городов ожидается прибытие ревизора, за которого принимают проезжающего мимо проходимца. Проходимец не стал разуверять городскую знать в том, что он и есть ревизор, а воспользовался ситуацией. Однако ложь открылась, и в финале пьесы ожидается прибытие настоящего ревизора, все городские чиновники и знатные люди получают точные и нелицеприятные характеристики.

Образы городничего, Бобчинского и Добчинского, самого главного героя – Ревизора предстают как узнаваемые модели социального поведения, собравшие в себе самые яркие стереотипы, пороки и отрицательные человеческие характеристики.

Вопросы для обсуждения:

  • Кто из героев вызывает у тебя симпатию? А почему?
  • Гоголь описал ситуацию своего времени, а как ты думаешь, возможно ли в наши дни ее повторение?
  • Гоголь определил жанр пьесы – «комедия», но когда читаешь о том, что делают герои в городе, то это скорее трагедия для городских жителей – быть под управлением такими людьми. Как ты думаешь?
  • Какая сцена самая смешная в пьесе по твоему мнению?

Поэма в прозе

«Мертвые души», 12+

Павел Иванович Чичиков, аферист и чрезвычайно обаятельный человек скупает мертвые души, крестьян, чья смерть еще не оформлена официально, но чья жизнь принадлежит помещикам. От количества душ у помещика зависит авторитет и во многом положение в обществе для российской истории середины XIX в. Череда удачных покупок совершается при знакомстве Чичикова с колоритными героями, их фамилии «говорящие» – Коробочка, Манилов, Плюшкин. Герой Чичикова избегает разоблачения в своей афере и спешно покидает город.

Вопросы для обсуждения:

  • Есть ли в рассказе по настоящему мертвые души? Кто это?
  • Чего не хватает героям поэмы? Их намерения благие, а образ жизни стабильный, привычный.
  • Есть ли в тексте Гоголя лекарство от «мертвой души»? Или читатель может искать его сам? В чем оно состоит, как ты думаешь?

Мультфильмы

«Пропавшая грамота», 1945, фэнтези, 43 минуты, Ламис Бредис, Зинаида Брумберг, Валентина Брумберг, 12+

Экранизация одноименной повести Николая Гоголя рассказывает о случае, приключившемся с одним казаком. Жарким августом казак отправляется гонцом к царице в столицу с грамотой. В пути герой знакомится с разгульным запорожцем, который поведал, что продал душу дьяволу и ждёт расплату. Ночью на место привала пришёл чёрт, увёл лошадь, а с ней – и царскую грамоту. О том, как казак искал пропажу в лесу, полном нечисти, и все-таки выполнил поручение – в мультфильме.

Вопросы для обсуждения:

  • Как ты можешь охарактеризовать героев мультфильма?
  • Благодаря чему казак смог пройти все испытания?
  • Как вы считаете, подходит ли к событиям, описанным в мультфильме, пословица «Сделал дело – гуляй смело»? Почему?
  • Что значит «сдержать свое слово»? Как вы думаете, почему важно держать свое слово?

«Ночь перед рождеством», 1951, фэнтези, 49 минут, Зинаида Брумберг, Валентина Брумберг 6+

Мультфильм, созданный на основе одноименного произведения Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством». История повествует о том, как в рождественскую ночь жителей села попутал бес и как могучему кузнецу Вакуле удалось не только одержать верх над нечистью, но и добыть для своей невесты царские черевички.

Вопросы для обсуждения:

  • Какими качествами обладал Вакула? Как эти качества помогали ему на жизненном пути?
  • Почему Вакула отправился в Санкт-Петербург? Какие чувства его сподвигли на рискованное путешествие?
  • Какими качествами обладала Оксана в начале мультфильма? Какие изменения произошли с Оксаной к концу повествования?
  • Почему царица так благосклонно приняла Вакулу?
  • В чем состоит главная мысль мультфильма?

Фильмы

К/ф «Николай Гоголь. Великие имена России», 1982, документальный, 30 минут, режиссёр Юрий Ткаченко, 12+

Фильм повествует о жизни и творческом пути великого писателя Николая Васильевича Гоголя. Гоголь, проживший неполных 43 года, восхищавший и раздражавший современников, оставил наследие в виде бессмертных произведений. Картина расскажет об истории написания и издания книг Николая Гоголя, о том, какие люди оказали на автора наиболее сильное влияние, а также познакомит зрителя с основными вехами жизни писателя.

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы думаете, по какой причине Николая Гоголя называют гением мировой литературы? В чем состоит его гениальность?
  • Какие люди сыграли большую роль в судьбе Николая Гоголя? В чем состояло их участие?
  • Какое из произведений Николая Гоголя наиболее примечательно? Давайте вспомним историю создания и издания этого произведения.
  • В чем состоит главная мысль фильма?

К/ф «Вечера на хуторе близ Диканьки», 1961, мелодрама, фэнтези, комедия, 66 минут, режиссёр Александр Роу, 12+

Фильм-сказка экранизирует произведение Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством». История повествует о том, как в рождественскую ночь жителей села попутал бес и как могучему кузнецу Вакуле удалось не только одержать верх над нечистью, но и добыть для своей невесты царские черевички.

Вопросы для обсуждения:

  • Какими качествами обладал Вакула? Как эти качества помогали ему в ходе испытаний?
  • Опишите то, каким образом происходили забавы молодежи во время рождественских колядок. Знаете ли вы, что такое колядки? Бывал ли в вашей жизни опыт колядок?
  • В какие моменты происходило духовное преображение Оксаны? В чем заключались перемены, происходившие с ней?
  • Почему царица так благосклонно приняла Вакулу?
  • В чем состоит главная мысль картины?

К/ф «Мертвые души», 1984, трагикомедия, 5-серийный художественный фильм, режиссёр Михаил Швейцер, 12+

Экранизация одноименного произведения Николая Гоголя «Мертвые души» повествует о событиях в жизни авантюриста Чичикова. Герой скупает «мертвые души» – умерших крепостных, учтенных в качестве живых при последней ревизии. Помещики, несмотря на удивление от такого странного предложения, рады избавиться от обузы, чтобы не платить налог. В дальнейшем Чичиков планирует совершить с купчими ряд махинаций и обогатиться, но осуществиться его великим планам не было суждено.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие основные темы поднимает картина? Над какими из них хотелось бы отдельно поразмышлять?
  • Давайте перечислим основных героев картины. Какими качествами они обладают? Встречали ли вы на своем жизненном пути похожих людей?
  • Какими качествами на ваш взгляд обладает Чичиков? Как эти качества влияют на его жизненный путь?

С дополнительными материалами урока можно ознакомиться на сайте проекта.

113 просмотров