Научиться сдавать экзамены… Что это значит? Надо ли специально этому учиться? Ведь экзамены – проверка знаний; знаешь хорошо предмет – хорошо и ответишь. Но каждому, кто хоть раз в жизни их сдавал, особенно устные, известно, что у преподавательского стола происходит не только проверка знаний, но и проверка личности – трудная, часто требующая мобилизации всех умственных и душевных сил. Психологи относят экзамены к наиболее сложным стрессовым ситуациям, предъявляющим особые требования к человеку, к его личностным качествам, к его психической устойчивости.

В предыдущей статье («Боюсь отвечать у доски», №1 за этот год) мы говорили, что умение не теряться в сложных ситуациях, даже если они повторяются достаточно часто (как, например, ответ у доски), само собой не приходит – нужны специальные, целенаправленные занятия. И во много раз увеличивается необходимость такой тренировки при подготовке школьника к экзамену, особенно если речь идет о восьмиклассниках, для которых такая ситуация нова и непривычна. Да и далеко не все десятиклассники вспоминают свой прежний экзаменационный опыт с легким сердцем. Кто-то представит, как долго и, казалось, добросовестно готовился, а вышел отвечать – руки затряслись, в глазах потемнело, все вылетело из головы…

Чем это было вызвано? Как и при ответе у доски, различием в эмоциональных состояниях: спокойном, расслабленном при домашней подготовке и напряженном, взволнованном при ответе. А так как сила экзаменационного волнения во много раз больше, чем при обычном ответе у доски, то и возникает паническое ощущение: «Ничего не помню…»

При подготовке к экзаменам полезно обратить особое внимание на упражнения, позволяющие сблизить эти разные состояния. Попробуем представить себе последовательность этой подготовки. Итак, школьнику необходимо:

1. Составить и как можно лучше выучить план ответа на каждый вопрос в билетах.

2. Один день оставить перед экзаменом на то, чтобы рассказать все билеты себе, другу или кому-то из родителей, так, словно отвечаешь комиссии на экзамене. Если придется экзаменовать себя самому (перед зеркалом!), школьнику надо мысленно оценить, как он управляет своей мимикой, голосом, позой, жестами. Билеты надо брать не по порядку (первый, второй), а вразбивку. Каждый раз, прежде чем отвечать, полезно написать план ответа. При рассказе надо пользоваться этим планом – на экзамене ведь можно обращаться к записям, сделанным при подготовке.

3. Обязательно к каждому билету требуется решить задачу, разобрать предложение, слово и т. п. Все это надо делать и дома полностью, как на экзамене. Стоит продумать, какие могут быть дополнительные вопросы, и подробно ответить на них. Если школьники занимаются вдвоем, втроем и каждый поочередно выступает в роли экзаменатора, полезно этими вопросами «запастись» заранее.

4. За несколько дней до экзамена надо мысленно «проиграть», представить себе во всех деталях, как будет проходить экзамен, как вы будете отвечать.

Попробуйте представить себе ситуацию, если можно так сказать, в третьем лице: как будто дело касается совсем постороннего человека – и найдите за него лучший ответ, лучшую форму поведения.

5. Накануне экзамена, наоборот, ученику полезно постараться «увидеть» ситуацию экзамена со всеми теми чувствами, переживаниями, которые предстоят, вообразить себя в том эмоциональном состоянии, которое, вполне вероятно, возникнет при ответе. Можно представить себе и страх в тот момент, когда требуется брать билет, а затем – как этот страх пропадет… Нужно, чтобы школьник мысленно увидел себя собранным (пусть представит подробно, как это происходит), спокойно и четко отвечающим на все вопросы. Важно «видеть» все рельефно, живо, в деталях, со всеми возможными вариантами переживаний и действий.

Все это – еще до экзаменов. А во время экзамена?

1. Взяв билет и сев на место, надо продумать план ответа (не пугайтесь, если не вспомните тот, который был записан дома) и записать его (не забыв в каждом пункте указать необходимые примеры). Если кажется, что ничего не помните, самое главное – не впадать в панику. Надо разделить лист бумаги на две части: на левой написать – «Что я знаю», на правой «Что мне неизвестно». Затем, вспоминая, как вы отвечали на вопросы билета дома, надо в левой части записать все, что приходит в голову по поводу этих вопросов: правила, примеры, отдельные положения, элементы доказательства теоремы и т. п. Не беда, если это будет записано в беспорядке. В первой части надо указать, что именно не можете вспомнить. Обе части листа заполняются одновременно, но время от времени надо просматривать правую часть и вычеркивать то, что уже вспомнилось. В конце подготовки обязательно составьте план ответа. Он очень важен: даже если вы ответите не все, но то, что знаете, изложите четко и логично, это лучше, чем предъявить экзаменаторам словесную и смысловую «кашу».

2. Тщательно подготовьте решение задачи (грамматический разбор), продумайте, какие вопросы могут быть заданы по этому поводу.

3. Подготовку надо постараться закончить на одну-две минуты раньше того, как идти отвечать. В эти две минуты, не заглядывая в листок, можно повторить план ответа и ход решения задачи (грамматический разбор) и воссоздать в памяти то состояние, в котором вы отвечали на вопросы билета дома.

4. Выходя отвечать, можно воспользоваться теми же приемами, которые мы рекомендовали для ответов у доски (сказать себе: «Спокоен, совершенно спокоен…», сделать глубокий вдох и очень медленный выдох и т. п.).

5. Отвечая на экзамене, обязательно надо пользоваться листком с планом и примерами, которые были написаны при подготовке к ответу.

И последнее. Для неуверенных, тревожных детей очень большое значение обычно имеет отметка, которую они должны (как им представляется) получить на экзамене. При этом такие дети чаще всего «видят» лишь одни крайние отметки: либо «5», либо уж «2». Это объясняется неустойчивостью их самооценки. Ведь неуверенность в себе – это как раз постоянные колебания между высокой и низкой оценкой своих возможностей и достижений. И внешняя оценка (особенно в такой важной ситуации, как экзамен) как бы призвана разрешить этот конфликт, доказав школьнику, что он действительно способный, или, напротив, утвердив его в представлениях о собственной никчемности. Промежуточные отметки – «4», «3» – поэтому часто не устраивают таких детей, воспринимаются ими как неуспех. В экзаменах эти школьники в значительно большей степени, чем остальные, видят не просто проверку знаний по определенному предмету, а оценку способностей в целом.

Такое отношение к экзамену еще больше усиливает эмоциональное возбуждение школьника. А психологам известно, что и слишком большое возбуждение, и подавленность, апатия ведут к ухудшению результатов деятельности. Таким образом, эти дети попадают как бы в заколдованный круг. И чтобы разорвать этот круг, родителям следует постоянно ориентировать школьников не «на отметки», а на знания. Таким детям полезно внушать, что знать можно (и нужно) на «твердую четверку»; «пятерка» на экзамене – это дело случая. Полезно также познакомить их с точными критериями отметок (за что ставится «5», «4» и т. д.) и в процессе подготовки к экзамену придирчиво обсуждать, на какую отметку «тянет» каждый ответ, а не выносить приговор способностям и жизненным перспективам школьника.

Автор: А. Прихожан, кандидат психологических наук

220 просмотров