Много раз психологи спрашивали школьников: какие люди больше всего им нравятся, какие качества личности они считают наиболее ценными? И оказывалось, что подростки, особенно младшие, среди положительных качеств на первое место выдвигают волевые: решительность, смелость, умение настойчиво добиваться поставленной цели, преодолевать препятствия. А люди, обладающие этими качествами, становятся для подростков идеалом, на который они хотели бы походить и которому стараются подражать. Именно такой высокой оценкой волевых свойств личности подростками и объясняется то, что ребята в качестве перспективы самовоспитания чаще всего выдвигают задачу воспитания воли.

Однако как раз про подростков принято говорить, что у них слабая воля, более слабая, чем у детей всех других школьных возрастов. Подростки недостаточно организованны, легко пасуют перед трудностями, легко поддаются чужому влиянию, часто ведут себя вопреки усвоенным, казалось бы, требованиям и правилам поведения. Правда, это больше относится к младшим подросткам, но и среди старшеклассников немало таких.

Не меняет дела и акселерация. Напротив, при ускоренном физическом и в некоторой степени психическом развитии особенно бросается в глаза отставание волевых процессов.

Безусловно, развитие воли по мере взросления ребенка не может идти вспять. И уровень развития воли у подростка сам по себе не становится ниже. Просто школьники подросткового возраста живут и действуют в более сложной социальной ситуации развития, требующей от них более высоких форм саморегуляции, в том числе – и более сложных проявлений волевого поведения, к чему они не всегда готовы.

Остановимся на этом подробнее. Основной деятельностью в подростковом возрасте продолжает оставаться учение, но и характер учебной деятельности, и положение ребенка среди окружающих (в том числе и в семье) существенно изменяются.

Учебная деятельность (и все другие виды деятельности, в том числе общественная и трудовая) становится в среднем школьном возрасте более сложной. Учение требует от подростков значительно больших усилий, большой самостоятельности и ответственности.

Отношение взрослых к подростку также меняется: они ждут от подростка более зрелого, более «взрослого» поведения, предполагающего проявление волевых качеств личности. И это понятно: ведь подросток становится и более разумным, и более сильным, более развитым физически. В этом возрасте в организме ребенка наблюдаются резкие изменения: происходит значительный скачок в росте, физической силе, перестраивается эндокринная система, что, в свою очередь, приводит к изменениям во внешности подростка, придает ему черты возмужалости. А вот развитие личности в этом возрасте идет значительно медленнее. Возникает разрыв между видимой и действительной взрослостью подростка.

Обычно повышение требований к подростку в семье в значительной степени обусловливается реальной нуждой родителей в его помощи.

В семейном обиходе часто действительно бывает нужна физическая сила подростка, его знания, умения. Меняется и характер его трудовой деятельности в семье. Если к детям младшего школьного возраста родители обычно обращаются лишь с отдельными поручениями (помыть посуду, подмести пол и т. д.), то подросткам часто приходится нести по дому определенные постоянные обязанности (готовить обед, ухаживать за младшими детьми и пр.). Тут, безусловно, требуется значительно больше организованности, ответственности, самостоятельности.

Правда, бывает и прямо противоположная картина. Отношение родителей к подростку не меняется.

Они стремятся сохранить над подростком ту же власть, какая была у них, пока он оставался младшим школьником, хотят постоянно руководить им, лишают его самостоятельности и свободы. Обычно это вызывает у подростка острый протест. Ребенок упрямится и даже бунтует против родителей. Такие конфликты мешают правильному воспитанию и формированию волевых черт личности.

Огромное значение для подростка имеет положение, какое он занимает в коллективе сверстников. Конечно, и младший школьник входил в коллектив своего класса.

Но в том возрасте отношения в коллективе, общественное мнение еще не имели для ребенка того решающего значения, какое они приобретают для старших ребят.

Психологические исследования обнаружили, что для школьников первых – третьих классов требования и мнения коллектива еще не имеют достаточного значения – в этот период главенствует взрослый. Дети хотят получить его одобрение, подражают в своем поведении взрослым. А для подростков именно законы коллективной жизни являются теми нравственными правилами, подчиняться которым они всячески стремятся. А так как требования сверстников и требования взрослых часто расходятся, то подросток в этих обстоятельствах должен сделать выбор, что, как известно, является важнейшим компонентом волевого поведения.

Чрезвычайно важно, как все эти особенности социальной ситуации развития в этот возрастной период соотносятся с возможностями и потребностями самого подростка.

У подростков много новых разнообразных интересов, выходящих далеко за пределы школы и учения. Они начинают увлекаться спортом, техникой, различными видами искусства. У них возникает интерес к другому полу, тяга к развлечениям, к времяпрепровождению в компании сверстников. Все это в какой-то степени отвлекает подростков от выполнения их основных обязанностей и создает для них дополнительные трудности в смысле управления своим поведением.

Одновременно с этим у подростков (в основном старших) уже формируется умение анализировать свое поведение, появляется свое личное отношение к окружающему, собственные образцы для подражания, собственные требования к себе. Причем эти требования часто не совпадают с возможностями подростков им соответствовать.

В результате подростки нередко чувствуют себя людьми со слабой волей, что вызывает у них недовольство собой, чувство неполноценности. Не случайно волевые качества личности имеют в глазах подростков особую ценность, и многие ребята начинают стремиться к воспитанию в себе именно этих качеств.

Таким образом, специфика социальной ситуации развития подростка – в расхождении, с одной стороны, между требованиями жизни и интересами ребенка; с другой – между его возможностями и его собственными требованиями к себе. Нужен уже достаточно высокий уровень развития воли, чтобы преодолеть эти расхождения. И как раз этого уровня чаще всего подростки еще не достигают. Зная все это, родители и воспитатели могут лучше понять поведение подростков, их особенности, их переживания, конфликты. А это необходимо для правильного воспитательного воздействия на детей в этот трудный период.

Наблюдения за произвольным поведением подростков показывают, что ребята очень часто проходят стадию так называемого классического волевого акта. Они переживают острую борьбу мотивов (делать ли, что надо, или – что хочется), после чего появляется намерение и, наконец, осуществляется его исполнение. Однако такого рода произвольное поведение очень сложно и трудно. Оно требует от ребенка непростой психологической перестройки, в результате которой более значительный мотив приобретает и большую силу и, таким образом, побеждает все другие мотивы. В этих случаях человек взвешивает («проигрывает» в своем воображении) все «за» и «против» того или другого поступка. В результате такого «проигрывания» часто удается усилить тот мотив, который обеспечивает истинно волевое поведение. Причем решающую роль играет умение человека предвидеть последствия тех поступков, между которыми производится выбор.

Исследования того, как протекает весь этот процесс у подростков, обнаружили особые трудности. Дело в том, что в этом возрасте очень ярко выражено стремление подбирать аргументы в пользу эмоционально более привлекательного поведения – за счет поведения необходимого, требуемого. Скажем, школьнику надо выбрать между тем, сесть ли за приготовление уроков или продолжать увлекательное чтение. И он незаметно для себя начинает подбирать аргументы в пользу чтения («книгу надо скоро отдать», «завтра по физике могут не спросить» и т. д.). Иначе говоря, у подростков сильные эмоции гораздо чаще, чем у взрослых, мешают принять разумное решение. Подростки еще плохо умеют учитывать последствия поступков.

Не только у младших, но даже у старших подростков круг предвидимых ими последствий поступков очень ограничен. Ребята часто не способны учесть, как отзовется их поведение на других (какие у них в связи с этим могут возникнуть трудности, переживания).

В основном подростки учитывают последствия только для самих себя. В ответ на вопрос психологов, что случится, если какой- нибудь школьник утаит кошелек, который потеряла идущая впереди него женщина, ребята, как правило, называли лишь те последствия, которые значимы для них самих («На эти деньги смогу купить то, что мне хочется…», «Смогу пойти в кино», «Если узнают, меня накажут»…), а не для женщины. Причем, отвечая на вопрос, подростки, как правило, говорили от своего имени, невольно отождествляя себя с «каким-нибудь школьником». И только несколько ребят из старших классов назвали те последствия, которые касаются женщины: «Она очень огорчится…», «Ей не на что будет купить хлеб» и т. д. Но даже и предвидеть последствия для себя ребята могут в очень ограниченных пределах. Например, с трудом подростки предвидят нравственные последствия поступка («Мне будет стыдно…», «Если ребята узнают, я буду переживать», «Совесть замучает»…).

Как правило, подростки не умеют предвидеть те последствия своего поступка, которые зависят не от объективных обстоятельств, а от их собственного психологического или даже физического состояния. Например, откладывая «на потом» выполнение неинтересного дела (приготовление уроков, уборку комнаты) и точно рассчитав, что по времени позже он это сделать успеет, подросток тем не менее не учитывает, что потом у него будет еще меньше желания работать, что он устанет или захочет спать…

Различные трудности преследуют подростка и при исполнении намерения что-то сделать, как-то себя повести. Часто подростки в силу повышенной эмоциональности намерены поступить так или иначе под влиянием владеющего ими в тот момент чувства. А затем, когда эта эмоция ослабевает, ослабевает и намерение подростка выполнить решение. Например, под влиянием товарищей или какого-нибудь минутного сильного впечатления (передачи по телевидению) подросток может принять решение систематически делать зарядку. Но постепенно эта эмоция может ослабнуть, и у подростка, предоставленного самому себе, намерение оказывается невыполненным. Это следует учитывать при воспитании: важно поддерживать намерения под ростка, вместо того чтобы упрекать его в недостаточной силе воли.

Точно так же хорошее намерение подростка может оказаться невыполненным потому, что он не умеет рассчитывать свои силы. Например, школьник ставит перед собой задачу добиться хороших оценок по предмету, достаточно запущенному. А когда это не удается быстро сделать, его намерение ослабевает. И здесь взрослый в силах помочь подростку правильно рассчитать свои силы, распределить время.

Все эти трудности объясняют, почему подростки проявляют слабость воли, казалось бы, большую, чем дети младшего школьного возраста. Младшеклассники достигают произвольного поведения непосредственно, чаще в результате сильного стремления утвердить себя в привлекательной для них позиции школьника либо под влиянием тоже очень мощного стремления заслужить одобрение взрослых. Для подростков такие стимулы теряют значение.

Конечно, далеко не все подростки остро переживают эти трудности. Немало школьников вполне благополучных в этом отношении, то есть осуществляющих волевое поведение на более высоком уровне. Большую роль здесь играет правильное общее отношение подростков к учению и школе как к основному содержанию их жизни и деятельности. Такие подростки переживают свое положение школьника как нечто, определяющее их место в жизни, потеряв которое они потеряют свое общественное лицо. Именно такое отношение должно прийти на смену эмоционально окрашенной позиции школьника, свойственной детям младшего школьного возраста. Как и при каких условиях это отношение складывается?

Огромное значение имеет формирование таких качеств личности подростка, как чувство долга, ответственности, привычка к систематическому труду, наличие широких познавательных интересов.

В конечном счете важно правильное понимание той роли, какую сыграет школа в его будущем. Вот почему очень ценно, что-бы перед подростком уже возникала проблема самоопределения, то есть постепенно складывалось представление о его будущем месте в жизни, устойчивый интерес к какой-либо профессии или к какому-нибудь виду деятельности. Изучение показало, что школьники, у которых были такие устойчивые интересы, ребята, достаточно отчетливо представляющие себе, к чему будут стремиться по окончании школы, как правило, отличаются организованностью поведения, умеют достичь поставленных целей.

Все эти особенности личности, необходимые для проявления воли высокого уровня, проходят сложный путь развития. Характер их взаимоотношений тоже сложен.

Формирование чувства долга, ответственности и вообще всех нравственных чувств начинается очень рано, и в подростковом возрасте эти чувства могут достигать уже достаточно высокого уровня. Однако наблюдения показывают, что высокое развитие нравственных чувств хотя и облегчает произвольное поведение, тем не менее не обеспечивает его полностью.

Более того, при определенных условиях у школьника может быть конфликт с самим собой. Это происходит в тех случаях, когда у подростка достаточно высоко развиты нравственные чувства, но не сформированы соответствующие нравственные привычки и нравственные качества личности. Тогда, несмотря на все усилия, подросток не может противостоять соблазну поступить так, как ему в данную минуту хочется. Он ведет себя наперекор своим нравственным чувствам, а это заставляет его переживать недовольство самим собой, раскаяние. Это приводит даже к снижению его самооценки.

Колебания самооценки и обращенные к себе упреки в отсутствии воли очень типичны для подростков. И это – одна из трудностей их воспитания. Как с ней справиться?

Наряду с формированием нравственных чувств у ребенка должны формироваться соответствующие привычки поведения. Для этого необходима постоянная практика. Если ребенок (при помощи взрослых или следуя принятому им образцу) добивается определенной линии поведения, у него образуются и нужные привычки. К сожалению, роль привычек до сих пор еще недооценивается, между тем они являются необходимым условием формирования всех волевых качеств личности.

Мы уже говорили о стремлении подростков воспитать сильную волю. Они ставят перед собой такую задачу довольно часто. Однако понимают эту задачу своеобразно: видят проявление воли преимущественно в героических поступках, совершаемых в каких-то исключительных обстоятельствах. И не видят и не замечают проявлений воли в повседневной жизни и деятельности. Упорно не хотят признать, что в усидчивой работе, в постоянном прилежании также проявляется воля; и уж во всяком случае «такая воля» их не привлекает.

Точно так же они не видят проявления воли в поведении матери, несущей на себе заботы о семье, в поступках окружающих их людей, постоянно проявляющих волевые качества в своем профессиональном труде и при вы- полнении общественных обязанностей.

Стремясь воспитать в себе «настоящую волю», подростки (особенно младшие) берут за образец героические поступки летчиков, космонавтов, разведчиков, но редко ориентируются на образцы из окружающей их жизни. А воспитание воли они понимают как упражнение в каких-то поступках, производимых в экстремальных условиях.

Один четвероклассник утверждал, что он систематически воспитывает волю тем, что каждый день, несмотря на боль, сидит в крапиве, «как в засаде». Другой рассказывал, как несколько раз ночью ходил на кладбище. Третий воспитывал волю тем, что спал на голых досках.

Учитывая такое своеобразное понимание подростками процесса самовоспитания, очень важно вовремя, тактично показать им верный путь и направить их усилия не на из ряда вон выходящие упражнения, а на вы- работку достаточной выдержки и организованности в выполнении своих повседневных обязанностей.

Автор: Л. Божович, доктор психологических наук

118 просмотров