Новая система начального обучения, о которой идет речь, разработана при участии сотрудников лаборатории воспитания и развития Института теории и истории педагогики АПН РСФСР. Эта система построена с таким расчетом, чтобы достигнуть возможно большего результата в общем развитии школьников, а благодаря этому добиться и высокого качества усвоения знаний и навыков.

Под общим развитием мы понимаем развитие всех сторон личности человека: его ума, воли, чувств. Общее развитие служит предпосылкой успешного усвоения материала по каждому учебному предмету (если речь идет о школьнике) и деятельности человека в любой области практики, науки, искусства. Например, хорошее развитие наблюдательности, логического мышления, волевых качеств – таких, как настойчивость, самоконтроль, – нужно и ученому, и рабочему, и художнику.

Чтобы обучение наилучшим образом служило общему развитию детей, мы строим его на основе определенных принципов.

Прежде всего следует иметь в виду атмосферу классной работы, взаимоотношений между учителем и детьми и детей между собой. Очень важно, чтобы эти отношения были подлинно дружескими, полными искренности, доверия и тепла. Даже наилучшая методика обучения сама по себе не дает ожидаемого результата, если отношения между учителем и детьми формальны, холодны, если отсутствует дружная творческая работа всего классного коллектива.

В высшей степени важно, чтобы на уроке развертывался живой процесс познания, осмысленное и творческое овладение учебным материалом. В связи с изучением материала у детей возникает немало вопросов – и это очень хорошо. Подлинное усвоение знаний происходит, когда школьники сами замечают те или иные пробелы в понимании материала и пытаются их восполнить. Тогда-то и возникают вопросы. В поисках ответов на возникшие вопросы дети вместе с учителем, который незаметно направляет их, коллективно трудятся и находят ответы.

Важно добиться такого положения, чтобы дети учились не ради отметок, а ради желания узнать новое, неизвестное. Уже начиная с 1-го класса можно так поставить учебную работу, чтобы дети испытывали удовлетворение от напряженной умственной деятельности, радость от решения трудных задач.

Основы обучения в нашем эксперименте отличаются от общепринятых в настоящее время дидактических основ обучения в начальных классах. Сложившаяся традиционная методика начального образования стремится возможно больше упростить, а следовательно и облегчить учение, иногда даже во вред общему развитию детей.

Мы исходим из того, что обучение не только не следует чрезмерно облегчать, а наоборот, надо вести на высоком уровне трудности. Этот принцип тесно соприкасается с быстрым темпом прохождения материала. Как только педагог убедился в том, что материал усвоен, он ведет детей дальше, закрепляя и повторяя пройденное в процессе знакомства с новым материалом. Пережевывание того, что усвоено, может принести лишь вред развитию детей.

В то же время обогащение содержания учебного материала, как и усложнение методов обучения, разумеется, имеет свои пределы. Если при использовании даже наилучших методов обучения и при должной подготовленности школьников материал не будет осознан детьми, им остается только зазубрить его, а зубрежка – враг развития. Из вышесказанного вытекает, что при обучении, которое нацелено на оптимальный результат в общем развитии детей, исключительное значение приобретает соблюдение меры трудности. Обучая, учитель постоянно внимательно следит, как усваивают материал дети.

Наше исследование показало, что высокий уровень трудности в обучении не создал перегрузки детей и не вызвал ухудшения их здоровья, чего так опасаются сторонники более легкого обучения, но способствовал подлинно сознательному усвоению материала.

Одним из важных принципов, который должен быть положен в основу начального обучения, является решающая роль теоретических знаний в начальном образовании. Так, например, познание взаимоотношения чисел, законов арифметических действий не только не мешает созданию у детей четких и прочных навыков, а, наоборот, служит надежной базой для их формирования. Особенно велико значение познавательной стороны изучения арифметики для общего развития школьников.

Вряд ли можно переоценить значение такой постановки обучения, которая нацелена на развитие всех учащихся класса. В каждом классе есть дети, различные и по своему развитию, и по запасу сведений и навыков. Очень важно, чтобы каждый школьник прошел в своем развитии наибольший путь, какой только возможен для него. Вместе с тем в высшей степени существенно выявлять и воспитывать индивидуальные склонности и способности ребенка. Вместо того чтобы стричь под одну гребенку всех учеников класса, нивелировать их продвижение, надо поддерживать и развивать то, что самобытно, оригинально и что явится ценным вкладом каждого школьника в общую работу класса.

Теперь перейдем к вопросу, который тесно связан с работой школы, а именно – к вопросу о том, что семья может сделать для развития ребенка.

Ребенок по своей природе деятелен, любознателен. Предоставить ему достаточное поле деятельности, ответить на возникающие у него вопросы и сомнения – обязательное условие интенсивного развития. Так, наш опыт работы с младшими школьниками показал, что они могут понять, осмыслить гораздо больше, чем принято думать. Они интересуются не только близким, но и далеким. Уже первоклассники задают много вопросов, которых трудно бывает ожидать от них. Например: «Хочу прочитать о том, как образовалось облако», «Сколько времени лететь на самолете до солнца?», «Почему у танка гусеницы?», «Почему зимой бывает холодно, а летом тепло?», «Почему лампы перегорают?», «Из чего делают стекло?»

Это – не праздное любопытство, и следует стремиться ответить на вопросы ребенка. Иногда родители не располагают необходимыми для ответа знаниями. В таких случаях надо сказать, что ответите на этот вопрос потом, поискать необходимые книги, посоветовать сыну или дочери прочитать те из них, которые доступны ребятам. И не только книги – диафильмы, кинофильмы, телевизионные передачи.

На все ли вопросы следует отвечать? Некоторые психологи считают, что ребенку можно объяснить все, дело лишь в том, как объяснять. Столь крайняя точка зрения не может быть признана правильной. Младшие школьники отличаются от нас не только тем, что меньше знают, но и характером мышления. Во многих сведениях, которые родители могут сообщить им, они просто не разберутся. В таких случаях надо разъяснить детям, что об этом они узнают позже, когда подрастут. Сделать это следует тактично, чтобы не подавить любознательность ребенка. И вообще, главное в разговорах с ребятами не только в том, чтобы ответить на их вопросы. Не менее важно и подтолкнуть их на дальнейшие размышления над явлениями, с которыми они познакомились. Скажем, ваш сын посмотрел фильм об Африке. Потом вы рассказали ему, какой там климат. А теперь посоветуйте: «Подумай, чем отличаются наши растения и деревья от тех, что растут в жарких странах. От чего зависит это различие?» Размышление школьника над подобными вопросами будет способствовать формированию его мышления, поможет ему подняться на более высокие ступени обобщения, рассуждения. Логичность мысли, ее последовательность будут совершенствоваться, все надежнее будет становиться основа для разностороннего и глубокого познания.

Интересы ребят многогранны. Родители нередко с удовлетворением отмечают это, и они правы. Однако, внимательно присматриваясь к детям, важно подметить такой момент, когда у них появляется особый интерес к какой-либо одной области, и поддержать его. Такой интерес может определиться уже в первые школьные годы. Сочетание многогранности интересов с преимущественным тяготением к какой-либо одной сфере деятельности очень желательно. Такое увлечение не только не препятствует общему развитию ребенка, а напротив, если правильно им руководить, значительно способствует ему.

Общее развитие характеризуется тем, что достигается высокий результат не в одной какой-либо области, а в формировании всей личности ребенка. Следовательно, отдавая должное умственному развитию, нельзя ограничиться им. Многие неудачи в воспитании и обучении объясняются именно тем, что не уделяется должного внимания развитию чувств и воли. Конечно, для этого не нужны какие-то специальные упражнения – повседневная деятельность ребенка открывает вполне достаточные возможности.

Например, в наших экспериментальных классах уже первоклассники занимаются в кружках – техническом, рисования, лепки. В техническом кружке они делали домики из плотной бумаги, приклеивали их к картонной подставке. Следующая и еще более интересная задача заключалась в том, чтобы осветить домики электричеством. Использовались лампочки и батарейки, предназначенные для обычных карманных фонариков.

Познавательное значение этой работы было очень велико – малыши узнали, что такое источник тока, электрическая цепь, ее замыкание и размыкание.

Велика была и радость ребят, когда окна в домиках, образовавших целую улицу, засветились.

Но прежде чем получить удовлетворение от достигнутого, надо было справиться с целым рядом трудностей. Не так-то просто зачистить провода, правильно прикрепить их к клеммам. Необходимо было проявить настойчивость и терпение, чтобы добиться нужного результата.

Этот пример поучителен: в процессе работы, имеющей завлекательную цель, формировалась воля ребенка, ее ценные качества – такие, как воплощение замысла в практическом действии, умение довести дело до конца, преодоление препятствий.

А разве дома для этого меньше возможностей?

Школьник любит мастерить, и дома следует поддержать это стремление, снабдить ребенка необходимыми материалами и инструментами, на первых порах помочь ему выбрать наиболее подходящую работу. Важно, чтобы ребенок сам наметил, какие операции и в какой последовательности надо выполнить, чтобы изготовить желаемую вещь. Поначалу следует, разумеется, прийти на помощь ребенку в тех случаях, когда его особенно затрудняет планирование собственных действий. Но помощь, необходимая вначале, затем может оказаться не только не нужной, но и вредной. Надо взять себе за правило: если школьник может сам найти ответ на возникший вопрос, преодолеть возникшую трудность, найти подходящий способ выполнения задания, не нужно подсказывать ему. Когда взрослые постоянно водят ребенка на помочах, это только тормозит его развитие.

Надо всегда помнить: ребенок постоянно изменяется. То, что он не мог понять вчера, сегодня ему уже доступно, то, с чем он не мог недавно справиться самостоятельно, теперь ему по силам. Младший школьник способен многое осмыслить и понять, а родителям все кажется, что он несмышленыш, что серьезный разговор с ним невозможен.

Конечно, бывают ошибки и противоположного свойства. Порой родители гордятся, что их 9-10-летний сын читает «взрослые» книги, смотрит по телевидению «взрослые» передачи. По их мнению, у ребенка сам собой происходит отбор того, что ему понятно, а непонятное он пропустит. Подобные рассуждения глубоко ошибочны. То, в чем малыш не может по-настоящему разобраться, он поймет превратно. Родители, поощряющие такие «взрослые» интересы ребят, уподобляются садовнику, который, желая, чтобы цветок поскорее распустился, стал руками развертывать лепестки. Я уже не говорю о том, что время, затраченное на занятия, которые не обогащают духовный мир ребенка, пропадает понапрасну. А ведь оно могло быть использовано для подлинного его развития.

Дело в том, что каждому возрасту присущи свои, своеобразные возможности развития, и надо стремиться как можно более полноценно использовать их. Так, дошкольный возраст – это возраст игры. Особенно большой вклад в развитие ребенка вносят так называемые ролевые игры, когда дети, распределяя между собой роли, воссоздают ту или иную жизненную ситуацию. Такие игры развивают воображение ребенка, его речь, помогают познать окружающую действительность, усвоить некоторые навыки общественного поведения.

Если дошкольник мало играет, это отразится на его развитии и не может быть компенсировано в другом возрастном периоде. То же самое относится к занятиям со строительным материалом. В таких занятиях и играх формируется острота восприятия, согласованность восприятия и действий. А придет время – и игра естественно сменится другими занятиями, более соответствующими возрастным возможностям ребенка.

И в заключение – о нравственном воспитании ребенка. Когда речь идет об умственном его развитии, о формировании трудовых навыков, мы отлично понимаем, что нельзя ограничиться даже самыми убедительными разговорами о пользе знаний и умений, – необходима собственная деятельность ребенка. А применительно к нравственному воспитанию нередко позиция взрослых именно такова. Все надежды они возлагают на всякого рода внушения, замечания, поучения, как нужно себя вести, поступать. Конечно, разъяснить ребенку нормы и правила поведения нужно. Однако нравственное развитие не сводится к простому усвоению норм и правил поведения. Надо многое передумать, оценить, пережить. Если ребенок испытывает радость, когда он помог другому, сделал для него что-то приятное, – это важный шаг в развитии нравственных чувств. И не менее важным будет его искреннее огорчение, когда он осознает, что поступил дурно, чем-то обидел окружающих.

Эти чувства естественны, и не нужны особые усилия, чтобы они возникали. К сожалению, родители, очень охотно доставляя радость ребенку, порой пытаются отгородить его от всех неприятных переживаний. Он огорчен – и огорчен «по заслугам», – а его тотчас начинают успокаивать, убеждать, что «не стоит расстраиваться из-за пустяков». И тем самым замедляют его нравственное развитие. В жизни бывают и радости, и печали, и их соединение как раз создает тот нравственный опыт, без которого невозможно формирование личности.

Именно отрицательные переживания, критическая оценка собственных действий часто помогают ребятам – да и взрослым тоже – не останавливаться на достигнутом, двигаться дальше.

Вот те краткие и, конечно, не исчерпывающие соображения о роли семьи в развитии ребенка. В данной статье говорится преимущественно о детях младшего школьного возраста. Но, возможно, родители и более старших ребят и дошкольников также найдут здесь что-нибудь полезное для себя.

Автор: Л.В. Занков

131 просмотров