Когда беседуешь с молодой матерью о воспитании ребенка, она порой недоумевает:

– Разве можно воспитывать такого малыша? Ведь он ничего не понимает.

Ошибка матери в том, что она слишком узко толкует слово «воспитание» – как воздействие лишь на развитое детское сознание. А можно ли говорить о таком сознании у младенца, только что отнятого от груди?

Между тем слово «воспитание» имеет более широкий смысл. Оно подразумевает воздействие на весь развивающийся организм и психику в целом. Поэтому можно и нужно воспитывать с первого дня рождения ребен- ка.

Воспитывать в раннем детстве – значит прежде всего путем правильного кормления и ухода за ребенком содействовать укреплению его здоровья и нормальному развитию организма. Это значит также создать наилучшие условия для развития его зрения, слуха и других органов восприятия, помочь ему овладеть первыми жизненно необходимыми движениями. Особого внимания требует формирующаяся речь ребенка. Важно закреплять и первые положительные эмоции – радости, выражения симпатии, интереса к окружающим. И, конечно, предупреждать появление и закрепление отрицательных эмоций – гнева, ревности, страха и пр. В эти годы дети овладевают первыми гигиеническими навыками, их оберегают от появления вредных привычек. Им помогают овладеть доступными для их возраста впечатлениями об окружающем мире.

К 3-м годам ребенок уже овладевает известными формами поведения, у него закладываются те или иные первичные черты характера. «Первые детские впечатления оставляют следы на всю жизнь, – говорит Н. К. Крупская, – и поэтому очень важно именно в первые годы ребенка подойти вдумчиво к вопросу воспитания».

Чтобы правильно подойти к воспитанию малыша, родители должны знать, что он собой представляет и как развивается в первые месяцы и годы жизни.

Органом, регулирующим развитие всего организма, является мозг. Он же составляет материальную основу того, что мы называем психикой, – чувств, мышления, памяти, воли и т.д.

В первые три года жизни ребенка мозг развивается очень быстро. К 7 месяцам вес его удваивается, а к 2-3-м годам – утраивается. За это время усложняется и вся его внутренняя структура. Интенсивно развиваются зрение, слух, осязание.

Постепенно ребенок овладевает основными движениями. С двух месяцев начинает удерживать головку вертикально.

С 3 1/2 – 4 1/2 месяцев овладевает первыми целенаправленными движениями рук: начинает тянуться к игрушке, хватает ее, трясет, играет ею.

Развитие рук помогает ему овладеть другими общими движениями. К 4 1/2 месяцам ребенок уже может поворачиваться на животик, к 6-7 месяцам – ползать, в 8 месяцев – вставать на ножки, а с 10-12 месяцев – ходить.

Уже с 2 месяцев можно вызывать у ребенка улыбку. Радость необходима ему как пища, это счастье ребенка и его здоровье. Профессор Петряева (г. Смоленск) считает улыбку больного ребенка важным средством его лечения, а улыбающуюся маму – «витамином» для него.

Первые годы детства – это годы наиболее стремительного по своим темпам развития в жизни человека. Уже двухмесячный ребенок значительно отличается от новорожденного. А трехлетка – это уже «большой» человек по сравнению не только с новорожденными, но и с годовалым ребенком.

Первым важнейшим требованием успешного воспитания ребенка является соблюдение правильного режима сна и бодрствования. В течение первого месяца ребенок почти все время спит. Продолжительность бодрствования увеличивается постепенно. Уже пятинедельный ребенок может бодрствовать спокойно минут сорок, а шестинедельный-трехмесячный ребенок может не спать уже час-полтора подряд. С двухмесячного возраста необходимо выработать у ребенка определенный ритм в смене сна и бодрствования. Для этого надо всегда укладывать его спать в одно и то же время, создавая условия для быстрого засыпания и крепкого сна. Покормив ребенка, дайте ему возможность некоторое время поиграть в кроватке, повеселите его, затем уложите спать на воздухе до следующего кормления.

С первого дня жизни огромное влияние на развитие младенца оказывает внешняя среда, с которой он непрерывно соприкасается. Его психика развивается под влиянием всего того, что он видит, слышит, осязает. И этим процессом надо руководить. К сожалению, матери нередко допускают здесь ошибки, ведущие к серьезным последствиям.

Уже с первых месяцев жизни ребенок начинает накоплять личный жизненный опыт, который находит выражение в определенных привычках и особенностях поведения малыша. Так, пятинедельный-двухмесячный ребенок, который уже не спит все время между кормлениями, может в это время спокойно бодрствовать, сосредоточивая свой взгляд на окружающих предметах и лицах, прислушиваясь к звукам. Плачущий двух-трехмесячный малыш успокаивается, если ласково разговаривать с ним. Он застывает в неподвижной позе, прислушиваясь к звукам музыкального инструмента, погремушки, колокольчика. Несколько позже начинает узнавать голоса близких. С 2 месяцев, как уже было сказано, ребенок начинает радоваться, улыбаться при разговоре с ним, издает радостные звуки, гулит. В возрасте трех с половиной месяцев он может уже больше радоваться матери, чем другим лицам, то есть узнает мать. С 4-5 месяцев ребенок всматривается в нового человека и не улыбается ему: он отличает своих от чужих. Одни игрушки больше привлекают его внимание, чем другие. К восьми месяцам ребенок встает на ножки, держась за перила кровати. И какое счастье выражает его личико, когда он вдруг сам поднялся и увидел все окружающее, точно новый мир перед ним открылся!

Родители должны создать благоприятные условия для правильного и всестороннего развития ребенка. Особо важная роль принадлежит его движениям. Они содействуют лучшему дыханию, кровообращению, пищеварению и формированию всей его психики. Уже двухмесячного ребенка во время бодрствования не следует держать завернутым в пеленки, он должен быть одет в штаны-чулки, чтобы мог свободно двигать ручками и ножками. Ему нужна большая удобная кровать с твердым фанерным дном. С 7-8 месяцев можно спускать ребенка на постеленное на полу одеяло, если в комнате тепло, а летом на коврик, постеленный на травку. Когда ребенок начинает передвигаться, держась за что-нибудь, следует чаще спускать его на пол, так он быстрее научится ходить.

Но как порой поступают взрослые! Однажды наблюдала я семимесячного ребенка в семье из шести взрослых. Лишь только ребенок просыпался, его тотчас же кто-нибудь брал на руки, и так, сидя на руках то у одного, то у другого, он проводил все время своего бодрствования. Родители, культурные люди, говорили: «Мы и когда телевизор смотрим, держим его на руках. Ведь мы все его так любим, жаль оставлять его одного в кроватке, когда он не спит». В то же время они не понимали, почему у малыша плохой аппетит, движения его вялы, ножки не проявляют опорной реакции, обычно заметной уже у двухмесячного ребенка.

С первых месяцев жизни ребенка мать должна остерегаться, чтобы не привить ему ненужных, вредных привычек.

Когда ребенка во время его бодрствования долго держат на руках или когда его укачивают, укладывая спать, он привыкает к этому. И, если привычный порядок нарушается, он начинает кричать. Чтобы успокоить ребенка, мать торопится выполнить то, что хочет он. Но это приводит к образованию новой дурной привычки – настойчивым криком добиваться желаемого. Все это плохо действует на нервную систему ребенка.

Еще одну ошибку делают матери: чтобы ребенок быстрее успокоился и заснул, ему суют пустышку в рот. Это вырабатывает у него ненужную привычку, такую же, как привычка курения у взрослого. Между тем есть хорошее средство, содействующее быстрому засыпанию, – вынести ребенка спать в коляске, в санках на свежий воздух. Но, делая это, иные матери, к сожалению, продолжают совать малышу в рот ненужную пустышку. Однажды я видела, как мать, укладывая спать трехмесячного здорового мальчика, туго заворачивала его с ручками. «Для чего вы это делаете?» – спросила я. – «Как же? Он будет двигать ручками». – «Ну и что же, почему ему нельзя двигать ручками?» – «Что вы, он вытолкнет пустышку изо рта». Так одна ошибка влечет за собой другие.

Родители часто не вдумываются в значение тех или иных действий, которые совершают маленькие дети. Вот восьмимесячный ребенок бросает из кроватки игрушки на пол, следит за падением, прислушивается к стуку об пол. А родители бранят за это ребенка, отнимают у него игрушку, жалуются на его дурное поведение. Между тем для него самого это интересная увлекательная деятельность, открывающая новые явления, свойства предметов и материалов, помогающая познавать мир.

Не обманывайтесь внешним поведением детей, а вдумывайтесь в действительный его смысл. Так родители нередко думают, что, если ребенок захочет спать, это сразу будет видно по его поведению: он будет зевать, тереть глазки и т. п. Но часто все выглядит по-другому: ребенок, возбужденный игрой со взрослыми, внешне не обнаруживает потребности во сне. Наоборот, он перевозбуждается, начнет капризничать, плакать, и тогда родители прибегают ко всяким отвлечениям и новым забавам, не понимая, что малыш переутомился и ему нужен сон.

Матери! Помните, что воспитание требует не только любви к ребенку, но и знаний о нем. А наука о детях говорит, что воспитывать их надо буквально со дня рождения.

Автор: П. Эйгес

91 просмотров