Дети склонны выбирать для себя героев из кинофильмов и книг, через которых в игре и воображении открывают для себя неизведанные миры, примеряют разные роли и жизненные сценарии, создавая свой игровой сюжет.

Понравившиеся детям герои могут стать образцами для подражания, примерами добродетели, поэтому с помощью них дети могут учиться честности, трудолюбию, дружбе, состраданию. Но герои существуют не только в фантастическом мире. Знакомя детей с выдающимися людьми современности, мы можем наглядно показать ребенку, что каждый человек может стать героем. Рассказывайте детям об известных ученых, выдающихся врачах, талантливых учителях и других людях, чей пример будет ценным для ребенка.

Напомним, в преддверии внеурочного занятия «Разговоры о важном» на сайте нашего журнала выходит материал, посвященный предстоящей теме. Мы предлагаем родителям вопросы для обсуждения с ребенком дома, а также рассказываем о фильмах и книгах для разных возрастов.

О чем говорить?

Основная задача занятия: формирование у детей мотивации к саморазвитию, обучению, самоопределению. Поговорите с детьми о том, кого можно назвать «героем нашего времени».

Вопросы, которые можно обсудить с детьми в зависимости от возраста

Ученикам младшей школы:

  • Кто такие герои? Кого ты считаешь героем?
  • Что человеку надо сделать, чтобы стать героем?
  • Как герои могут помогать другим людям?

Ученикам средней школы:

  • Какими качествами обладают люди, совершающие героические поступки
  • Какие подвиги или поступки ты считаешь героическими? Почему?
  • Какие герои могут быть примером в области науки, искусства, спорта?

Ученикам старшей школы:

  • Как ты думаешь, существует ли геройство в повседневной жизни?
  • Как герои могут влиять на общество и изменять его?
  • Кто из известных тебе героев вдохновляет тебя? Почему?

Предлагаем вам тематическую подборку мультфильмов, фильмов и книг для детей разных возрастов.

Фильмы

Кинофильм «Корабли штурмуют бастионы», 1953 год, военная драма, биографический фильм, исторический фильм, 94 минуты, режиссер, Михаил Ромм, 12+

Это второй фильм кинодилогии режиссера Михаила Ромма об адмирале Ушакове – историко-биографический фильм, который рассказывает

историю жизни и судьбы адмирала Федора Федоровича Ушакова, который с большими успехами воевал на Средиземноморье.

В фильме показано, как складывались отношения в российском императорском доме в конце 19 века, от каких факторов зависела русская политика, как складывалось рождение русского Черноморского флота. Ф.Ф. Ушаков прославился тем, что за время командования флотом не потерял ни одного корабля, ни один моряк под его началом не попал в плен. Адмирал Ушаков был морским деятелем, принесшим славу молодому тогда Черноморскому флоту. Даже враги – турки – с почтением называли его «Ушак-паша».

Вопросы для обсуждения:

  • Кто такой Федор Федорович Ушаков? Что вам о нём известно?
  • Почему события фильма происходят в конце 18 века? Что важного происходило в это время с Европой и Россией?
  • Какие события привели к тому, что Ф.Ф. Ушаков стал адмиралом флота России? С какими знаменитыми адмиралами ему приходилось общаться по долгу службы? (адмирал Нельсон).
  • Каким был характер Ф.Ф. Ушакова? Что он ценил в людях? Что написано на его памятнике? Почему? Как вы думаете, это всё-таки легенда или истинная правда?
  • Объясните, почему так важно было установить право России на морях Средиземноморья. Что этому мешало?
  • Почему заслуги Ушакова не были оценены Александром I?
  • Можно ли доверять фильму как учебнику истории – в отношении излагаемых фактов? Объясните, почему. Можете ли вы привести примеры того, что реальные факты были искажены или изменены в фильме. Зачем это было сделано? Важно ли это? И влияет ли это на тот образ российского адмирала, который создает этот фильм?
  • Назовите персонажей фильма, которые для вас стали образами настоящих героев. А как насчет самого Ушакова? Почему? Объясните своё мнение.

Кинофильм «Время первых», 2017, приключения, биография, история, 140 минут, режиссёр Дмитрий Киселев, 6+

Эта историческая драма (где главным консультантом фильма выступил лично Алексей Леонов) повествует о двух легендарных российских космонавтах-первопроходцах – Павле Беляеве и Алексее Леонове. 18 марта 1965 года советский гражданин Алексей Леонов стал первым космонавтом, вышедшим за пределы своего корабля во время полета. Выйдя в космическое пространство, Леонов увенчал успехом труд множества людей и оправдал их затраченные силы. Однако пять метров, отделяющих космонавта от шлюза, превратились в непреодолимую пропасть, поскольку скафандр из-за разницы в давлении раздулся. Леонов, рискуя жизнью, стравил давление до 0,27 атмосферы и вернулся в шлюзовую камеру.

Картина показывает яркий пример ответственности, самодисциплины, верной дружбы, отваги и силы духа.

Вопросы для обсуждения:

  • Каким показан Алексей Леонов в фильме? Какими качествами обладает его герой?
  • Что вы знаете об Алексее Леонове, его подвиге и жизненном пути?
  • Каким показан Павел Беляев в фильме? Какими качествами обладает его герой?
  • Что вы знаете о Павле Беляеве, его подвиге и жизненном пути?
  • Какие черты характера помогли Леонову и Беляеву стать космонавтами? В чем хотелось бы взять с них пример?
  • Какие чувства остались после просмотра картины?

Мультфильм «Князь Владимир», 2006 год, фэнтези, драма, история, 78 минут, режиссер Юрий Кулаков, 12+

Фильм погружает зрителя в далёкие смутные времена, когда два брата – Владимир и Ярополк – сошлись в битве за власть. В мультфильме это произошло по вине злого и мстительного волхва по имени Кривжа, задумавшего совершить переворот.

Пока князья готовятся к междоусобной войне, Кривжа заключает договор с печенежским ханом. Свидетелем тайной встречи становится юный Алекша. Пытаясь найти Владимира и предотвратить междоусобицу, мальчик попадает в неприятности, справиться с которыми ему помогает добрый маг-лесник и дочка полководца.

Чарующая древняя Русь, деревянные города, первозданная природа, эпическая музыка, сражения – все это в мультфильме «Князь Владимир».

Мультфильм показывает пример доброго принимающего отношения между людьми, бережного и уважительного отношения к природе. Учит быть смелым, не бояться брать на себя ответственность и всегда, даже в самые трудные времена, выбирать между добром и злом в пользу первого.

Вопросы для обсуждения:

  • Князь Владимир оступился, доверился злому умыслу. Но смог вернуться на истинный путь и признать свои ошибки. Какие качества помогли ему в этом?
  • Дедушка-мудрец излучает умиротворение и добрую силу. Как вы думаете, как ему удаётся быть в таком равновесии, что помогает ему в этом? Какие действия, мысли?
  • Алекша и Гияр смогли подружиться несмотря на то, что они принадлежат разным культурам и находятся по разные стороны баррикад военных действий. Какие качества помогли им в этом?
  • В чем состоит главная мысль фильма?

Кинофильм «Минин и Пожарский», 1939, биография, история, 125 минут, режиссер Всеволод Пудовкин, Михаил Доллер, 6+

В картине – экранизации повести Виктора Борисовича Шкловского «Русские в начале XVII века» снялись легенды раннего советского кино Лев Свердлин, Борис Чирков и Владимир Дорофеев. Лето 1610 года, русские деревни разорены поляками. Купцы Кузьма Минин и Нелюб Овцын приезжают в одну из деревень и спасают крестьян из полыхающих изб. Минин уверен, что так же надо спасти и все русские земли. Зимой Роман — крестьянин, спасённый Кузьмой — приходит в подмосковный монастырь и встречает князя Дмитрия Пожарского. Так один человек становится связующим звеном между двумя лидерами, поднявшими восстание против польских интервентов.

Картина дает пример отваги и решительности, а также обогащает знаниями об истории России.

Вопросы для обсуждения:

  • Как ты думаешь, почему Минин и Пожарский отважились на свой подвиг?
  • Какие качества делали их лидерами? Какие ещё лидерские качества ты знаешь и ценишь в людях?
  • В чем заключается поучительная часть картины?

Книги

Валентин Костылев «Минин и Пожарский: Повесть» – повесть, Детская литература, 2019 – 84 страницы, 12+

Повесть исторического романиста В. И. Костылева о двух знаковых деятелях Смутного времени — земском старосте Козьме Минине и воеводе князе Дмитрии Пожарском, об организации ими народного ополчения и освобождении в 1612 году Москвы от польских интервентов.

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы думаете, почему Минин и Пожарский отважились на свой подвиг?
  • Какие качества делали их лидерами? Какие ещё лидерские качества вы знаете и цените в людях?
  • В чем состоит главная мысль этой книги?
  • Какое значение, на ваш взгляд, содержит в себе определение – герой Отечества? Какими намерениями и поступками обретается это звание?

Токмакова И.П., Зощенко М.М., Пантелеев Л. и др. «Рассказы о юных героях» – стихи, изд-во «Оникс», 2014, 192 с., 12+

В сборник вошли 28 стихотворений и рассказов разных авторов. Главные герои – дети, которым пришлось рано повзрослеть. Лёня Голиков, Зина Портнова, Зоя Космодемьянская, Таня Савичева и другие. Справедливость, чувство ответственности, добропорядочность сделали юных бойцов настоящими героями. Бессмертным примером силы духа, невероятной отваги и бескрайней сердечной доброты.

Вопросы для обсуждения:

  • Какое из стихотворений вызвало у вас самые сильные чувства?
  • Какой пример мы сегодня можем взять с героев этих произведений
  • Какие качества помогали героям на их нелегком пути?
  • Как вы думаете, кто был примером для самих детей?

Валентин Катаев «Сын полка» – повесть, АСТ, 2015, 256 страниц, 6+

Героя повести зовут Ваня Солнцев. В годы Великой Отечественной войны он осиротел, потерял всех близких и три года скитался в лесах. Встретившие его солдаты приняли Ваню в свою часть, а для командира он стал названным сыном.

Книгу стоит читать в память о войне, о подвиге дедов и прадедов. А можно почитать с другого ракурса – насколько разным может быть детство, обсудить с детьми тему взаимоотношений, благодарности и ответственности.

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы думаете, что послужило причиной усыновления Вани командиром?
  • Какие качества помогли Ване выжить до встречи с солдатами?
  • Какой эпизод из книги поразил вас больше всего? Почему?
  • Не имея почти ничего, ни удобств, ни развлечений, люди умудрялись проживать счастливые моменты и обретали родных и дорогих сердцу людей в самые нелегкие времена. Как вы думаете, какое качество им в этом помогало? (Благодарность). Как это качество можно развивать в себе?

Сергей Алексеев «Сто рассказов из русской истории» – АСТ, 2008 – 254 страниц, 6+

Написанный легким литературным языком сборник рассказов о самых важных исторических и драматических событиях истории России и Руси, начиная со времен царя Ивана Грозного и заканчивая рассказами о восстании декабристов.

В основе интересных рассказов лежат исторические хроники и документы. В книге представлено 120 рассказов, в которых описывается Россия различных исторических времен. Среди них: время правления Ивана Грозного, личность царя, нравы и быт того времени на Руси; восстания и крестьянские волнениях при Степане Разине, где описывается много исторических личностей, прославившихся в тех событиях. Также раздел о Суворове и русских солдатах, где детально описана деятельность великого полководца, его личностные качества. В разделе о декабристах можно познакомиться с рассказами об историческом времени той эпохи и узнать о жизни княгини Трубецкой и княгини Волконской, ближе познакомиться с движением декабристов, узнать об их тайных собраниях, о событиях, когда участники общества были арестованы царской полицией. Обо всем этом и многом другом в интереснейших рассказах Алексеева.

Вопросы для обсуждения:

  • Какой из рассказов поразил вас больше других? Почему?
  • В чем состоит ценность данной книги?
  • Пример какого из героев вас вдохновляет? Чему он учит?
  • Какими намерениями и поступками обретается звание героя?

А с дополнительными материалами урока можно ознакомиться на сайте проекта.

379 просмотров