Правила и законы играют важную роль в развитии и воспитании детей. В процессе взросления каждый человек усваивает нормы и правила среды, в которой он живет. Мы и во взрослом возрасте пользуемся рекомендациями, законами, правилами.
Четко сформулированные и понятные для ребенка правила помогают ориентироваться в окружающем мире. Ребенок обучается самостоятельной регуляции поведения, ориентируясь сначала на внешние правила, которые впоследствии становятся его собственными.
Развитие навыков самоконтроля чрезвычайно важно для успешной социализации, учебной деятельности, формирования этических и моральных ценностей. Законы формируют основу для развития социальных, эмоциональных и познавательных функций.
Напомним, в преддверии внеурочного занятия «Разговоры о важном» на сайте нашего журнала выходит материал, посвященный предстоящей теме. Мы предлагаем родителям вопросы для обсуждения с ребенком дома, а также рассказываем о фильмах и книгах для разных возрастов.
О чем говорить?
Основная задача занятия: формирование у детей представления о моральных, социальных и этических законах.
Поговорите с детьми о том, почему создаются законы, нормы и правила. Поделитесь личными историями, в которых правила помогут вам принять верное решение и избежать проблемных ситуаций.
Вопросы, которые можно обсудить с детьми в зависимости от возраста.
Ученикам младшей школы:
- Какие у тебя есть правила дома и в школе? Почему они важны?
- Как законы помогают нам быть в безопасности?
- Какие правила ты бы хотел(а) изменить или добавить, чтобы сделать мир лучше?
Ученикам средней школы:
- Почему, по твоему мнению, нужны правила и законы в обществе?
- Какие проблемы могут возникнуть, если люди не будут следовать законам?
- Какие бывают последствия для тех, кто нарушает законы?
Ученикам старшей школы:
- Может ли общество существовать без законов? Почему?
- Что произойдет, если каждый будет делать, что ему хочется, не соблюдая законы?
- Какие законы тебе кажутся самыми важными и почему?
Книги
Михаил Смоленский «Конституция Российской Федерации с комментариями для школьников» – Феникс, 2022 – 319 страниц, 0+
Данное издание является комментарием к Конституции Российской Федерации 1993 г. и содержит в себе текст Конституции РФ, а также пояснения к статьям. Пояснения в понятной и доступной форме разъясняют смыслы и значения Конституции РФ, термины, которые используются в тексте, и принципы развития общества и государства в Российской Федерации. Издание замечательно подойдет для изучения школьниками, а также учащимися колледжей.
Вопросы для обсуждения:
– Почему Конституция называется главным законом страны?
– В чем состоит значение Конституции для нашей страны?
– Каким образом знание и соблюдение Конституции создают баланс в государственном устройстве?
– Что при изучении Конституции показалось особенно интересно, полезно и важно?
«Конституция Российской Федерации с изменениями, одобренными общероссийским голосованием 1 июля 2020 года», АСТ, 2022 – 64 страниц, 6+
Издание содержит текст основного закона страны – Конституции Российской Федерации с учётом последних изменений, одобренных общенародным голосованием. Помимо официального текста Конституции Российской Федерации, издание содержит положения о символах России: Государственном флаге, гербе и гимне Российской Федерации.
Вопросы для обсуждения:
– Для чего стране нужна Конституция? Какую функцию она выполняет?
– Что такое права? А что такое обязанности?
– Почему важно знать свои права и обязанности?
Марина Голованова «Государственные символы России» – Росмэн, 2003 – 160 страниц, 6+
Книга Марины Головановой содержательно осветит путь становления символов нашего государства: гимна, флага и герба – их смысл и роль в истории. На страницах книги раскрывается широкая картина важнейших исторических событий, когда-либо происходивших на территории России и примыкающих к ней государств. Важное место в книге занимает разговор о чести и достоинстве людей.
Вопросы для обсуждения:
– Как вы думаете, для чего стране нужны символы? Какую функцию они выполняют для граждан страны?
– Герб какого из городов запомнился вам лучше других? Почему?
Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке» – повесть, Детская литература, 2021, 379 с., 12+
Повесть основана на реальных событиях: во время Великой Отечественной войны лётчик-истребитель Алексей Мересьев был тяжело ранен, в результате чего ему ампутировали ступни обеих ног. Несмотря на это, герой доказал, что может наравне со всеми быть летчиком, и продолжил службу.
Книга воспитывает силу духа, волю к жизни, победе над собственными страданиями, развивает патриотические чувства.
Вопросы для обсуждения:
– Какие личностные качества помогли Мересьеву выжить в холодном лесу и дойти до своих?
– Какие ценности были для него важнее всего?
– Почему для летчика свобода – главная ценность даже в таких нечеловеческих условиях?
– Кто такой комиссар Воробьев? Какое влияние он оказал на Мересьева, чем вдохновил?
– Какие чувства испытывал Мересьев во время своего первого полета после госпиталя? Какое желание побуждало его к действиям?
Фильмы
«Символы России». Документальный фильм
https://1tv-ru.turbopages.org/turbo/1tv.ru/s/doc/pro-politiku/simvoly-rossii-dokumentalnyy-film
Фильм рассказывает о главных символах нашей страны: гербе, гимне и флаге. Мы узнаем о том, когда день рождения Российского флага и кто его учредил. Увидим, сколько корон на голове двуглавого орла на государственном гербе, в каких руках (и почему именно в них) скипетр и держава. Познакомимся с историей гимна нашей многонациональной страны.
Вопросы для обсуждения:
– Когда и кем впервые был учрежден Российский флаг?
– Что означают цвета Российского флага?
– Каковы основные вехи истории Российского флага?
– Когда и при каком царе впервые появился символ двуглавого орла? Что он означал?
– Что означают короны на головах орла? Что символизируют собой скипетр и держава?
– Когда и как впервые прозвучал гимн России? Как он тогда назывался?
– В каких случаях звучит гимн России?
Кинофильм «Петр Первый: Последний царь – Первый император», 2022, документальный, история, биография, 112 минут, реж. Андрей Кравчук, 12+
Фильм красочно воплощает все перипетии судьбы Петра I. Важными эпизодами являются битва при Нарве, битва за Азов, взятие Нотебурга, Полтавская битва и другие сражения. Значительной страницей фильма является грандиозное строительство Санкт-Петербурга, любимого детища Первого императора России.
Картина не только знакомит зрителей с личностью Петра Великого, но и даёт пример успешного достижения целей при условии старания и добросовестного труда.
Вопросы для обсуждения:
– Какая главная мысль содержится в этом фильме? Чему он нас учит?
– Какие качества помогли Петру стать ярким историческим персонажем?
– В каких жизненных ситуациях тебе может помочь пример правителя?
Кинофильм «Повесть о настоящем человеке», 1948, драма, военный, 96 мин., реж. Александр Столпер, 6+
Сюжет фильма рассказывает о военном летчике Алексее Мересьеве, который, будучи подбитым во время воздушного боя, с поврежденными ногами, преодолевая нечеловеческую боль, добирается до своих по зимнему лесу целых 18 дней. Фильм воспитывает силу духа, волю к жизни, победе над собственными страданиями.
Вопросы для обсуждения:
– Какие личностные качества помогли Мересьеву выжить в холодном лесу и дойти до своих?
– Какие ценности были для него важнее всего? Почему Мересьев на 15 день своего продвижения по лесу, обессилев, сказал: «Все-таки не плен!» Почему для летчика свобода – главная ценность даже в таких нечеловеческих условиях?
– Кто такой комиссар Воробьев? Какое влияние он оказал на Мересьева, чем вдохновил?
– Почему Мересьев решил научиться танцевать? Трудно ли было ему и почему он преодолел свои страдания? Как режиссеру удалось показать силу духа Мересьева?
– Какие чувства испытывал Мересьев во время своего первого полета после госпиталя? Какое желание побуждало его к действиям?
– Почему майор назвал Мересьева «родным», когда увидел его протезы? И сказал: «Да ты не знаешь, какой ты есть человек!» Объясните реакцию майора.
Сайт kids.kremlin.ru доходчиво и кратко расскажет школьникам и студентам о демократическом институте президентства, символах нашего государства, истории власти в России и месте работы Президента – Московском Кремле. А по ссылке http://kids.kremlin.ru/russia/constitution/ есть возможность изучить, что такое Конституция, как и когда она возникла, какая информация в ней содержится – а также многое-многое другое.
Вопросы для обсуждения:
– Как вы думаете, почему выполняя правила и соблюдая законы, человек находится в большей безопасности, чем если бы он их нарушал? Давайте порассуждаем на эту тему.
– Как вы поняли, зачем людям нужен такой документ, как Конституция? Как он помогает обществу?
– Что такое права? А что такое обязанности? Каким образом знание и соблюдение прав и обязанностей создают баланс в государственном устройстве?
А с дополнительными материалами урока можно ознакомиться на сайте проекта.