В рамках воспитания и развития ребенку необходимо усваивать общественные ценности, связанные с моральными поступками, заботой, помощью ближним, сотрудничеством. В первую очередь ребенок ориентируется на образец поведения взрослых, окружающих его. В ходе игровой, образовательной или любой другой деятельности, а также общения со взрослыми и сверстниками, внешние образцы поведения становятся внутренними регуляторами для ребенка. Поэтому так важно показывать детям на собственном примере желаемое поведение.
Исследователи в области социологии и социальной психологии отмечают, что наше современное общество переживает моральный кризис, люди больше обращены на себя, на удовлетворение своих потребностей. В итоге между людьми образуются, отношения «ты мне, я тебе».
Нужна ли человеку безвозмездная помощь другим, стоит ли вообще заниматься благотворительностью? Ученые-исследователи отмечают, что нужна. Сострадание и помощь ведут человека к саморазвитию и самопознанию, способствуют развитию способности заботиться о себе и познавательных способностей. Некоторые исследователи отмечают, что добровольческая активность связана с хорошим уровнем физического здоровья, также наблюдается взаимосвязь волонтерской деятельности с удовлетворенностью жизнью, самооценкой, переживанием счастья.
Напомним, в преддверии внеурочного занятия «Разговоры о важном» на сайте нашего журнала выходит материал, посвященный предстоящей теме. Мы предлагаем родителям вопросы для обсуждения с ребенком дома, а также рассказываем о фильмах и книгах для разных возрастов.
О чем говорить?
Основная задача занятия: формирование у детей моральных ценностей, ценности помощи ближнему.
Поговорите с детьми о том, что такое добрый, безвозмездный поступок по отношению к человеку. Расскажите о тех добрых поступках, которые вы делали, и об эмоциях, которые вы испытали в процессе. Расскажите о том, к каким выводам и умозаключениям вы пришли в результате благотворительной деятельности.
Вопросы, которые можно обсудить с детьми в зависимости от возраста.
Ученикам младшей школы:
- Что такое добро?
- Важно ли получить благодарность за добрый поступок?
- Нравится ли тебе помогать кому-нибудь безвозмездно?
Ученикам средней школы:
- Нужно ли выбирать того, кому помогать?
- Как ты относишься к людям, которые безвозмездно совершают добрые поступки, помогают?
- Что тебе хотелось бы сделать безвозмездно?
Ученикам старшей школы:
- Хотелось бы тебе стать частью какого-нибудь волонтерского движения? Почему?
- В чем для тебя ценность делать добро для других безвозмездно?
- Что ты чувствуешь, если кто-то сделал что-то доброе и ценное по отношению к тебе безвозмездно?
Предлагаем вам тематическую подборку мультфильмов, фильмов и книг для детей разных возрастов.
Фильмы
Кинофильм «Нормальный только я», 2021 год, семейный комедийный фильм, 99 минут, режиссер Антон Богданов, 12+
Уморительная, местами очень трогательная и глубокая история приключилась с ребятами в лагере «Красный сокол».
Директор лагеря в сговоре с недобросовестным мэром в своих корыстных целях хотят признать лагерь аварийным и снести. Их планы срывает появление группы ребят с ОВЗ, приехавших по льготным путевкам. В попытке выжить из центра нежданный отряд директор приглашает подростков из неблагополучных семей. Сталкиваются два абсолютно разных детских мира – и самым удивительным образом находят общий язык и обретают дружбу и поддержку. Огромную поддерживающую роль в этом играют их наставники и любящие вожатые.
Фильм учит уважать своих наставников, беречь дружбу, сохранять лёгкость духа и юмор даже в трудных ситуациях и смотреть на мир сердцем.
Вопросы для обсуждения:
– Какие качества помогают вожатым Наде и Альберту Геннадьевичу заниматься своим делом?
– Почему трудные подростки так уважают своего наставника дядю Рому?
– Что помогло ребятам в конце концов подружиться?
– Почему директор Игорь смог переменить в себе отношение к другим и к себе?
Кинофильм «Тимур и его команда», 1976 год, приключения, семейный, 128 минут, режиссеры Сергей Линков, Александр Бланк, 12+
Советский художественный фильм – экранизация знаменитого одноименного романа Аркадия Гайдара. В фильме рассказана увлекательная история, произошедшая незадолго до начала Великой Отечественной Войны, в 1939 году. В одном дачном посёлке Тимур и его команда, «секретная организация», помогают пожилым людям и семьям военных. Однажды о них узнаёт девочка Женя и присоединяется к ребятам, несмотря на запрет старшей сестры. В это же время в посёлке появляется банда хулиганов под началом Мишки Квакина, грабившая сады. Тимур и его соратники решают пресечь хулиганство и берутся за дело.
Фильм воспитывает чувство ответственности за свои дела, уважение к старшему поколению, традиционные семейные ценности. Учит взаимопомощи, смелости, благородству и дружбе.
Вопросы для обсуждения:
– Какие качества помогали Тимуровцам в их деятельности?
– Напиши сочинение на тему «Настоящий товарищ».
– Как ты понимаешь фразу: «Где есть команда, должен быть и командир»?
Кинофильм «Большая восьмерка», 2020 год, короткометражка, производство «Дядя Ваня Фильм», 21 минута, режиссер Иван Соснин, 0+
Насколько способны изменить жизнь «братья наши меньшие»? На этот вопрос отвечает небольшой фильм от производства «Дядя Ваня». В центре сюжета обычный работяга Иван. Ваня занимается благоустройством города, в котором совсем скоро пройдет саммит. Однажды герой узнает, что к форуму власти решили очистить улицы от бездомных собак. Неожиданно для себя Ваня решает помочь четвероногим друзьям.
Фильм учит любить просто так, воспитывает доброту, милосердие, умение дружить и поддерживать другого, а также ответственность за свои поступки и бережное отношение к братьям нашим меньшим.
Вопросы для обсуждения:
– Почему Иван не смог пройти мимо собачьей беды?
– Какими качествами можно охарактеризовать Ивана? Можно ли сказать, что Иван настоящий мужчина и Человек с большой буквы?
– В чем состоит главная мысль фильма?
К/ф «Пальма», 2020, приключения, семейный, 110 минут, режиссер Александр Домогаров мл., 6+
В центре этой трогательной истории оказывается овчарка по кличке Пальма. Она вынужденно расстается со своим хозяином, когда тот улетает за границу и оставляет собаку на взлётно-посадочной полосе. Пальма – умная и верная собака. Она остается в аэропорту, вновь и вновь встречая прилетающие самолёты в надежде, что в одном из них прилетит её хозяин. Но время идет, а он так и не появляется. Другим героем истории является девятилетний мальчик по имени Коля. Совсем недавно он потерял маму, а теперь приехал к своему отцу – пилоту самолетов. Мальчик знакомится с Пальмой, они становятся настоящими друзьями, помогая друг другу пережить потерю близкого человека.
Фильм учит дружбе и преданности, дает пример доброты, милосердия, бережного отношения к братьям нашим меньшим.
Вопросы для обсуждения с детьми:
– Какие качества проявляли все люди, которые заботились о Пальме?
– Что помогло папе найти общий язык с Колей?
– Какие чувства остались после просмотра фильма?
– Чему нас учит этот фильм?
Книги
Александр Куприн «Чудесный доктор» – рассказ, Нигма, 2019, 24 с., 0+
Этот небольшой трогательный рассказ повествует о спасении умирающей в нищете семьи Мерцаловых знаменитым профессором-медиком Пироговым. На Емельяна Мерцалова обрушились все несчастья: он был болен, затем лишился работы, у него умерла дочь, теперь захворала вторая… Семейство влачило свои дни в голоде и бедности. Тем обиднее было на душе в преддверии наступающего Рождества: кажется, что уже ничто не сулит избавления от горя и трудностей. Однако на помощь приходит случай – встреча с удивительным доктором Пироговым. Рассказ прививает милосердие и сострадание к ближнему, показывает пример человека, который не гнался за деньгами, а просто помогал окружающим по мере своих сил и возможностей.
Вопросы для обсуждения:
– Давай познакомимся с реальной биографией доктора Пирогова. Какие вехи его судьбы, какие его решения произвели на тебя бОльшее впечатление?
– О чем для тебя главная мысль этого рассказа?
– Какие качества помогали доктору Пирогову творить добро и столько важного и полезного успевать делать?
Гавриил Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо» – повесть, АСТ, 2020, 352 с., 12+
Удивительная книга об отношениях: отношениях между людьми и отношениях между человеком и братьями нашими меньшими. Главная и неисчерпаемая тема этой книги – милосердие. Сквозь все преграды и трудные обстоятельства история рассказывает про то, как в герое рождается и хранится верность сердца, доброта, неравнодушие, искренняя забота, трудолюбие, любовь к природе, вера и свет.
Вопросы для обсуждения:
– Почему учительница поставила плохую оценку Толику за сочинение о любви к животным? Сочинение было действительно плохое?
– Что объединяет всех тех героев, которые обижали собаку? Что у них общего? Только отношение к животным или что-то еще?
– Как ты думаешь, можно ли продать или купить за деньги имя, честь, совесть?
– Опиши характер Бима Черное Ухо тремя словами.
– Как ты считаешь, кто главный герой книги? Пес? Его хозяин? Может быть, кто-то еще?
Владимир Железников «Чучело» – повесть, Малыш, серия Золотая классика детям, 2021 – 608 с., 12+
Это история о шестикласснице Лене, которой одноклассники устроили бойкот и настоящую травлю. «Чучело» поможет задирам посмотреть на себя со стороны, а их жертвам обрести стойкость и уверенность в себе по примеру Лены. Лена не колеблется между добром и злом, твердо выбирая первое, в каждой ситуации остается собой и всегда честна. Ее дедушка играет не последнюю роль в том, что девочка не боится проявлять свои лучшие качества: дедушка поддерживает, слушает, не осуждая и любит внучку всем сердцем – эти любовь и принятие дают ей сильный пример и мощную невидимую защиту в трудные моменты.
«Чучело» учит доброте, милосердию и жертвенности ради товарища, когда «друг оказался вдруг…». Учит верности своим внутренним принципам, пусть и наперекор всему, и показывает, что случается с теми, кто свои положительные качества предал в угоду окружающим. Дает пример того, как в любых обстоятельствах нужно оставаться человеком, не унижать другого и не идти на поводу у толпы.
Вопросы для обсуждения:
– Почему ребята не приняли Лену в классе?
– Почему для ребят Лена – «чучело», а для дедушки Николая Николаевича – «красавица», «чудный человек»? Кто смотрит глазами, а кто сердцем?
– Можно ли оставлять безнаказанным предательство?
– Права ли Лена, отказавшись от бойкота Димы?
– Что значит – сильная личность? В каких ситуациях и поступках проявляется сила личности?
– Что значат для дедушки его картины?
– В книге Николай Николаевич испытывал сильные чувства к своему дому. А что такое – Дом? Что делает жилище именно Домом? По каким признакам ты чувствуешь, что ты – дома?
Марина Аромштам «Когда отдыхают ангелы» – повесть, КомпасГид, 2019, 208 с., 12+
Пронзительная, отчасти серьезная, отчасти забавная история повествует о молодой неравнодушной учительнице Марине Семеновне по прозвищу Марсём. Марсём ещё не успела закостенеть в формулярах и готовых истинах, она внимательно наблюдает за своими учениками, сомневается, всегда находится в профессиональном поиске. Марсём снова и снова ищет подходы к своим взрослеющим ребятам, а потому они борются с драконами и танцуют на настоящем балу.
Книга учит доброте, милосердию, смелости, развивает воображение и любознательность, показывает пример гибкости ума и творческого подхода к решению задач.
Вопросы для обсуждения:
– Как ты думаешь, о чем эти слова Марсём: «…в реальности человек не совершает подвигов. Он совершает поступки. Подвиг это или не подвиг, решают другие люди. Потомки»? Давай порассуждаем.
– Какова главная мысль истории об Ангелах, рассказанной Марсём?
– Чему нас учит пример Марсём?
– Чему нас учит пример дедушки?
С дополнительными материалами урока можно ознакомиться на сайте проекта.