
Какие мысли приходят, если вы слышите слово «страх»? Оцепенение, немота, высота, глубина – в любом случае чаще всего мы испытываем отрицательные эмоции и не хотим повторения. Но не надо забывать, что страх это сигнализация на пути к сохранению здоровья и жизни, ведь чаще всего мы боимся то, что может нам навредить. Через страх проявляется чувство самосохранения.
Все страхи можно делить на несколько групп (А.И. Захаров):
1) по характеру – природные, социальные, ситуативные, личностные;
2) по степени реальности – реальные и воображаемые;
3) по степени интенсивности – острые и хронические.
Вне зависимости от типа страха, можно и нужно работать с ними, чтобы улучшить уровень жизни, способствовать гармоничному развитию личности ребенка.
Страх вызывает отрицательные эмоции: тревогу, волнение, ужас, панику. Страх может буквально парализовать человека или, наоборот, заставить пуститься в бегство, так как в кровь выбрасывается огромное количество адреналина.
Часто причинами детских страхов являются родители и ошибки воспитания. Возможно, родители пугали бабой Ягой или Бабайкой, чтобы ребенок вел себя подобающим образом. Строго наказывали за любой проступок. Эмоциональная отстраненность (так называемая эмоциональная депривация), высмеивание ребенка, гипер- или гипоопека – любой из этих факторов может спровоцировать детский страх, поэтому работа должна проводиться комплексно: не только с ребенком, но и родителями.
Некоторые страхи являются нормой для детей определенных возрастов.
Таблица возрастных страхов (в норме):
Страхи | мальчики | девочки | ||||||||||
возраст | ||||||||||||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
остаться дома в одиночестве | + | + | + | + | ||||||||
Нападения | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||
заболеть, заразиться | + | + | + | + | ||||||||
умереть | + | + | ||||||||||
смерти родителей | + | + | + | + | + | |||||||
чужих людей | + | |||||||||||
потеряться | ||||||||||||
мамы / папы | ||||||||||||
наказания | + | + | + | + | + | + | + | |||||
бабы Яги / Кощея | ||||||||||||
опоздать в школу | + | + | + | + | ||||||||
перед тем как заснуть | + | |||||||||||
страшных снов | + | + | + | + | + | |||||||
темноты | + | + | ||||||||||
животных | + | + | + | + | + | + | ||||||
транспорта | + | |||||||||||
стихийных бедствий | + | + | + | + | + | |||||||
высоты | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||
глубины | + | + | + | + | + | + | ||||||
тесных помещений | + | + | ||||||||||
воды | + | + | ||||||||||
огня | + | + | + | |||||||||
пожара | + | + | + | |||||||||
войны | + | + | + | + | ||||||||
улиц | + | + | + | |||||||||
врачей | + | + | + | + | ||||||||
уколов | + | + | + | + | ||||||||
боли | + | + | + | + | + | |||||||
громких звуков | + | + | + |
Прежде чем определить необходимость работы со страхами, важно провести диагностику. Важно понимать, что диагностику должен проводить специалист, как правило, это психолог.
Как помочь ребенку?
- Необходимо признать право ребенка бояться чего угодно. Нельзя смеяться над ребенком и обесценивать его чувства.
- Поговорите с малышом. Обсудите, что испытывает ребенок. Какова реакция? Как часто возникает страх?
- Необходимо помнить, что очень часто ночные страхи являются следствием физиологического дискомфорта: духота, холод, тесная одежда.
- Обратите внимание на окружение ребенка, возможно, кто-то постоянно рассказывает о своих страхах, а ребенок просто присвоил их себе.
- Оцените уровень родительского контроля, директивности отношений с ребенком. Возможно, необходимо проработать дисфункциональные способы взаимодействия с ребенком.
- Очень эффективными методами борьбы со страхами являются проективные методики: в процессе рисования, лепки, песочной терапии ребенку предлагается проговорить все то, что его беспокоит. Страхи можно проиграть в кукольном театре, назначив ребенку различные роли, в том числе и роль страха.
- Как бы странно это не звучало, но наиболее простым и доступным методом работы со страхом являются объятия: посадите ребенка на колени, обнимите его и покачайте слегка из стороны в сторону.
- Научите ребенка позитивному мышлению: во всем важно видеть хорошее. Придумайте историю о чудовище, которое пугало всех вокруг, однако потом оказалось, что оно очень доброе.
- Очень часто страхи вызывают простые звуки: стук по батарее у соседей, шум от пылесоса, дождь за окном. Чтобы снять страх, поиграйте в игру, когда вы включаете разные звуки, а ребенок угадывает, что является его источником. Начать можно, постукивая карандашом по предметам в комнате, позднее перейти на аудио дорожки, чтобы расширить диапазон узнаваемых звуков.
- Обратите внимание на режим дня ребенка. Уменьшите время, проведенное за гаджетами.
- Исключите просмотры «кровавых» фильмов и ужастиков.
- Больше времени проводите с ребенком: дома, в парке, на экскурсии – дайте ему почувствовать, что вы рядом.
- И самое сложное, измените стиль общения в семье, если он излишне эмоционален. Ребенок однозначно пугается громких звуков, а значит любых выяснений отношений и повышения голоса.
Быстрое реагирование на изменения в поведении ребенка, привлечение специалистов помогут облегчить переживания ребенка и насытить жизнь положительными эмоциями. Устранить страхи нельзя – это то, что сопровождает нас, однако научиться с ним жить и использовать с пользой, возможно.